5 и 6 сентября учащиеся сельских школ и технопарков из разных регионов страны управляли роботами и беспилотниками, собирали метеостанцию и разбирались в снимках полей из космоса, чтобы решить сельскохозяйственные проблемы.
В конкурсе, который проходил в Аграрном университете им. В. Я. Горина, участвовали 120 школьников из Белгородской, Московской, Новосибирской, Ростовской, Ленинградской, Тульской областей, Ставропольского края и Приморья. С апреля ребята заочно отвечали на вопросы и решали тестовые задачи, затем участвовали в очной образовательной сессии.
Участники выбирали для соревнований одно или несколько из четырёх направлений: «АгроКоптеры», «АгроРоботы», «АгроМетео» и «АгроКосмос». Каждое из них курировала отдельная организация, которая предоставляла оборудование.
На площадке «АгроКоптеры» школьники с помощью пультов управляли коптерами. Среди заданий – облёт препятствий по нужной траектории, посадка по меткам за определённое время.
«Соревнования достаточно сложные для неподготовленного участника. Сейчас вводится новая специальность – «оператор беспилотного летательного аппарата», так что этот опыт поможет подготовиться к профессиональной деятельности», – уверена специалист по работе с образовательными учреждениями группы компаний «Геоскан» Полина Шиманчук.
Её коллега по площадке – исполнительный директор московской компании Copter express Алексей Шлыков добавил:
«Для некоторых это был первый опыт пилотирования, но выглядели все очень достойно. Во многих категориях шли ноздря в ноздрю, буквально десятые балла всё решали. Ребятам было интересно управлять беспилотниками, тем более у вас в области везде поля, а сельское хозяйство – это один из самых крупных рынков для беспилотников».
Победителем в этой номинации стал белгородец Матвей Иванов:
Фото Елизаветы Куравиной
«Я сначала даже летать не умел. Нас в мае (на очной образовательной сессии – прим. ред.) учили коптеры собирать, на них летать. Планирую и дальше этим заниматься. До этого в школе возможности тренироваться не было, теперь я выиграл коптер, буду заниматься, совершенствоваться».
Участники номинации «АгроРоботы» на специальном полигоне должны были доставить сено или молоко из одной части поля в другую, вспахать пашню, посадить картошку – конечно, в игрушечных масштабах.
«Нет единого пути, по которому техника должна пройти. Поэтому важно не только уметь управлять роботом, но и продумывать стратегию своих действий на полигоне, – рассказал представитель Центрального научно-исследовательского института робототехники и технической кибернетики Санкт-Петербурга Максим Алексеев. – Надеемся, что это сподвигнет ребят глубже изучать робототехнику и выбрать профессию, которая будет с ней связана».
Победа в номинации «АгроРоботы» досталась Александру Клюкину из Ленинградской области:
Фото Елизаветы Куравиной
«Роботами я увлёкся года два назад. В школе есть робототехнический кружок, где можно тренироваться. К этому конкурсу готовился с августа: мы планировали усилить мощность робота, изменить колёса, но потом регламент это запретил. Участие в соревнованиях – это опыт, который в будущем будет очень важен. Я планирую в дальнейшем приезжать на эти соревнования и занимать места, возможно, в других категориях».
На площадке «АгроМетео» школьники соревновались в работе на современных метеостанциях, снимали показания, писали отчёты.
«Ребята новой техники не боятся. Небольшие шероховатости были, но я уверен, что, если ещё пару дней потренироваться, они будут работать как уверенные операторы на этих станциях», – рассказал представитель компании «Сибмед» из Томска Андрей Деменков.
Вероника Фоминых из Новосибирской область стала победительницей в этой номинации:
Фото Елизаветы Куравиной
«Эмоции потрясающие – эйфория, шок. Я сделала очень много, чтобы победить. Мы в конкурсе зарегистрировались всем классом, после отбора съездили на очную сессию, там мы собирали метеостанцию, с программой работали. Я учусь в агроклассе, у нас много дополнительных уроков – растениеводство, ветеринария, но в направлении «АгроМетео» работаю первый раз. Хочу стать ветеринаром, а в метеорологии решила себя попробовать, раз есть возможность, – и не прогадала!»
В номинации «АгроКосмос» школьники должны были выделить сельскохозяйственные угодья с применением технологий дистанционного зондирования Земли. На космических снимках белгородских и новосибирских полей они искали дефекты и делали выводы.
«Детям сложно было интерпретировать космическую информацию так, чтобы применить её на практике. Эти знания полезны для любых отраслей народного хозяйства, технологии космической съёмки важны для подготовки кадров в цифровой экономике», – подчеркнула руководитель отдела образовательных проектов группы компаний «СКАНЭКС» Марина Воронина.
Лучших ребят в каждой номинации наградили грамотами и памятными подарками.
«Белгородскую область выбрали пилотной площадкой для этого конкурса. Скорее всего, он станет ежегодным. Но будем ли мы следующей площадкой или выбор падёт на другую область, пока неизвестно», – рассказала главный специалист отдела развития приоритетных направлений региональной системы образования областного департамента образования Евгения Ковалевская.
Елизавета Куравина