Теперь ты ходишь капитаном,
Теперь ты водишь здесь суда,
Но не сказал ты уркаганам
За то спасибо никогда.
Инна Гофф
Самый прославленный из всех каналов России, благодаря бессмертнымпапиросам, Беломорско-Балтийский водный путь остается, тем не менее,самым неизвестным.
До сих пор остается загадкой, как это все удалось:
никаких механизмов, никакого бетона: щебень, песок, бревна и… 300 тысяч
заключенных, из которых 100 тысяч погибли. В день умирало до 700
человек. Для уцелевших Беломор – это лагеря, где можно было повстречать
бывшего министра Временного правительства Некрасова и простого
булочника, арестованного за сходство с Николаем II. При этом
Беломорканал – самая массовая агитка эпохи социализма. Что и говорить.
Сосед-исполин Суэцкий на 67 километров короче, а строили его 10 лет. С
Беломором управились за 20 месяцев!
Осударева дорога
Идею постройки канала стал «продвигать» еще Петр I. В 1702 году он
прорубил просеку шестиметровой ширины, знаменитую «Осудареву дорогу», по
которой из Белого моря до Онего-озера протащил военные суда.
А в 1798 году в правительство поступил проект по строительству канала за
подписью трех купцов. Маршрут почти совпадал с нынешней трассой.
Правительство заинтересовалось проектом и направило для изыскания
лучшего специалиста – генерала де Волана. Однако, обследовав местность,
тот забраковал идею: слишком-де много скал, водопадов и других
препятствий…
Форпост на границе с фашизмом
Реализована же идея была лишь в 30-е годы. Беломорско-Балтийский канал
стал одним из звеньев сталинского плана реконструкции водного
транспорта. 18 февраля 1931 года Совет Труда и Обороны СССР принял
решение о начале сооружения Беломоро-Балтийского водного пути. Вот что
написано о нем в знаменитом сборнике под редакцией Максима Горького,
который был посвящен великому проекту:
«Канал прорежет Карелию от Онежского озера до Белого моря. Карелия была
и будет форпостом Союза советских республик на границе с фашистской
Финляндией».
А колокольчики-бубенчики, звончей -
А на работу не пойду я, хоть убей:
Пускай работает железный паровоз -
А на хуя он в эту глушь меня завез?!
Особые условия
Техников и инженеров, которым предстояло строить канал, собрали по
разным тюрьмам, куда их упрятали по делам о «вредительстве».
После того, как их, сидевших с уголовниками, неожиданно перевели на
Лубянку и дали работу по специальности, они, естественно, воспылали
энтузиазмом. Так было создано «Особое конструкторское бюро».
Специалистов поставили перед фактом: сроки даются минимальные (указание
Сталина было – «быстро и дешево»), рельеф и природные условия –
тяжелейшие, строительных материалов поблизости нет. Инженерам пришлось
включить всю свою фантазию. Главными строительными материалами стали
дерево, камень и песок.
Причем, техники на строительстве почти не было: орудия труда – лопата да
деревянная тачка. До сих пор еще можно найти брошенные в лесу тачки,
коих насчитывалось на стройке 70 тысяч.
А колокольчики-бубенчики ду-ду,
А я сегодня на работу не пойду:
Пусть рвутся шашки, динамит и аммонал -
А на хрен сдался Беломорский нам канал!
Перековка
Первыми строителями стали заключенные Соловецкого лагеря, а позже на
север пошли эшелоны со всех концов Советского Союза. Были среди
прибывших и уголовники, и раскулаченные, и «политические», обвиненные по
пресловутой 58-й статье.
Труд на канале именовался «перековкой». «Перековка» – так называлась и
местная газета. Среди строителей были и певица Русланова, и создатель
первого джаз-оркестра Теплицкий, и ученые – Лосев, Лихачев…
Неудивительно, что в Медвежьей Горе – «столице» строительства – имелись
концертный зал и симфонический оркестр.
Правда, из 300 тысяч заключенных, которые участвовали в строительстве,
погибли около 100 тысяч, но, как говорится, лес рубят – щепки летят. Вся
трасса канала во множестве помечена крестами. Гробов умершим не
полагалось. Указывать в документах место захоронения тоже не полагалось.
Так что лежат они неизвестно где, но повсюду вдоль трассы канала…
Блатная жизнь — кельдымы и вокзалы,
И словно в пропасть — лучшие года…
Но в тридцать третьем, с окончанием канала,
Решил преступный мир забыть я навсегда.
Беломорские лагерники породили множество слов и выражений, которые мы
используем и поныне. Самое знаменитое из них – «зэк». Появление его
связано именно с Беломорканалом. Окончание «а» («зека») появилось тут же
после того, как лагерников стали величать «каналоармейцами».
В 1932 году стройку посетил Микоян. Именно к нему, якобы, обратился
начальник ГУЛАГа Лазарь Коган и поделился лингвистическими сомнениями:
– Товарищ Микоян, как их называть? «Товарищ» – еще не время. Заключенный
– обидно. Лагерник – бесцветно. Вот я и придумал слово – «каналоармеец».
Как вы думаете?
– Что ж, это правильно, – ответил Микоян.
Правда, несмотря на изобретательность, обидное слово «заключенный» из
официальных документов не исчезло. Так и стали величать лагерников –
«заключенный каналоармеец». Сокращенно «зэ-ка».
А колокольчики-бубенчики звень-звень,
А на работу мне идти сегодня лень:
Пускай работает железная пила -
Не для работы меня мама родила!
Гремучая смесь
После окончания строительства канала, в язык ГУЛАГа вошло еще одно
словечко – «аммонал». Оно обозначало хлеб, который выдавался зэкам в
виде пайки. Вообще-то аммонал – это взрывчатая смесь. А арестантское
племя назвало пайку «аммоналом», потому, что хлеб, которым кормили
каналоармейцев, по виду и впрямь напоминал аммонал, был отвратительным
на вкус и по цвету. Употребление такой пищи приводило к страшным
расстройствам желудка и жуткому поносу (желудок «взрывался», что
сопровождалось соответствующими звуками). Аммонал вошел в знаменитую
поговорку, рожденную на великой стройке: «Без туфты и аммонала не
построили бы Беломорканала».
Воровка никогда не станет прачкой,
А урку не заставишь спину гнуть;
Эх, грязной тачкой рук не пачкай -
Мы это дело перекурим как-нибудь!
Блат и туфта выше ЦК
Ну, с аммоналом понятно, а что насчет «туфты»? Зеки расшифровывали это
слов так: «Техника Учета Фиктивного Труда» или обман, подмена чего-то
настоящего подделкой.
Канал длиною 227 километров, в систему которого вошли сложные
гидротехнические сооружения, менее чем за два года в нормальном виде
вырыть было невозможно! А рапортовать было надо. И тогда ответственные
за строительство «зарядили туфту»: велели рыть канал значительно мельче,
чем было предусмотрено проектом. Средняя глубина канала была около 5
метров, и посему до 50-х годов он практически не использовался для
судоходства. Впрочем, это не помешало руководству строительства получить
награды за доблестный труд. Как говаривали в те далекие советские
времена – «Блат и туфта выше ЦК»…
Рабы не мы
2 августа 1933 года на 19-м шлюзе состоялся праздничный митинг по случаю
открытия канала.
Старожилы вспоминают, что в день открытия сюда привезли комсомольцев, а
настоящих строителей – зеков – заперли в бараках.
В самом деле, нельзя же лавры победы было возложить на вшивые головы
зэков! Беломорканал – это комсомольская стройка.
И тогда в лагере поднялся бунт – единственный за всю историю
строительства. Да такой, что митинг пришлось свернуть. Бунтовали не
из-за голодного пайка или жестокости охранников, а от обиды. Этих людей
не удалось полностью сломить и превратить в бессловесных животных: они
еще могли гордиться творением своих рук…
Торчит Ширмач на Беломорканале,
Толкает тачку, стукает кайлой,
А фраера вдвойне богаче стали -
Кому их щупать опытной рукой?!
«Мелкий и узкий»
Вскоре по каналу прошел первый корабль «Чекист» с членами карельского
правительства, которые принимали работу. Прямо за ним двигался земснаряд
и доделывал огрехи.
Затем, захватив с собой Кирова, Ворошилова и Ягоду, по Беломорканалу
отправился в путешествие сам Сталин. Говорят, стройкой вождь остался
недоволен. «Канал получился мелкий и узкий», – якобы заявил он.
Прав был Сталин: канал действительно получился узким – на нем с трудом
расходились два больших теплохода. А развернуться вообще было
невозможно.
Без туфты и аммонала не построили бы Беломорканала!
Затянувшаяся стройка
Во время войны, перед самым подходом врага, шлюзы были взорваны. Самые
страшные последствия имел взрыв, прозвучавший 11 декабря 1941 года. В
тот день вода хлынула вниз к Онежскому озеру и залила половину города
Повенца. Однако уже в июне 1946 года канал восстановили, и тут же по
нему перебросили 400 судов, полученных по репарации у Германии. А затем
начались долгие годы реконструкции. Не случайно говорят, что сдан канал
был через 20 месяцев, а строился потом еще 60 лет.
А колокольчики-бубенчики звенят,
А люди за границей говорят,
Что окончен Беломорский водный путь -
Дай теперь, товарищ Сталин, отдохнуть!
Незавидная судьба
Судьба канала сегодня не завидна. Грузопотоки иссякли. В Беломорске,
который гордо именуется портом, помимо полутора кранов и одной
затопленной баржи, у причала стоял лишь один сухогруз «Волго-Балт»,
приписанный к Таганрогу.
В былые дни шлюзы заполняли по 28 раз, и очередь судов растягивалась на
километры…
Причем дело не в том, что Беломор плох, – заказчиков не стало. Никто
ведь не умаляет достоинств «сложного гидротехнического сооружения»: 19
шлюзов, 15 плотин, 49 дамб. Общая длина – 227 километров. Сократив путь
от Архангельска до Петербурга в 4 раза, Беломорканал так и остался
рекордсменом.
Порвал, братва, я эту справочку с канала,
Какую тяжким добыл я трудом!
И снова жизнь меня блатная повязала,
И снова — кражи, уголовка, исправдом…
К сведению: общая длина канала 227 километров. 97 километров
из общей длины приходится на затопленные реки, 80 – на зарегулированные
озера, 48 – на искусственное русло (непосредственно канал) и 1,7
километра – на морской канал, прорытый в дне Белого моря.
Пока ты рос, носил матроску
И тягот жизненных не знал,
От Повенца до Беломорска
Мы провели тебе канал.
Инна Гофф