Строительное производство

Строительное производствоСтроительное производство.

Авг 13, 2012 00:49.

Строительство – ответственное и важное дело. Строительные предприятия должны быть оснащены всей необходимой техникой, штат их должен быть укомплектован профессионалами, а производственная деятельность должна быть лицензирована соответствующими разрешениями.

Строительное предприятие, получившее заказ на производство строительных или реконструкционных работ, наряду с непосредственно строительными мероприятиями производит и организационные мероприятия, а также проводит работы по организации получения разрешительных документов.

Совокупность мероприятий, которые входят в эти процессы и призваны организовать и оптимизировать работу, называются строительным производством. Важными областями строительного производства являются подготовка работ и строительный надзор. Для проведения строительных работ, кроме того, имеют большое значение мероприятия по предотвращению несчастных случаев, по защите от шума, по защите окружающей среды.

Новое строительство начинается не на стройплощадке, а в кабинетах разработчиков строительных проектов. В качестве подготовки работ понимают все мероприятия перед началом строительных работ, которые обеспечивают экономичное и ритмичное ведение строительства. С помощью подготовки работ создают условия для того, чтобы стройка была обеспечена рабочей силой, строительными материалами, вспомогательными материалами для строительства, а также машинами и механизмами в нужное время, в нужном количестве и в нужном месте.

К подготовительным работам относятся в значительной степени выбор метода строительства, планирование строительных работ по времени (календарный план), а также планирование оборудования строительной площадки. Каждое строительное сооружение требует своей подготовки работ, так как условия на стройплощадках и сами сооружения всегда различны.

Способы строительства.

Существующие сегодня технологии дают возможность выбора того или иного способа строительства. Под способом строительства понимают способ соединения строительных материалов и строительных деталей в единое строительное сооружение. Из многих способов строительства необходимо выбрать наиболее экономичный и технически целесообразный.

Выбор способа строительства в значительной степени зависит от имеющейся в наличие рабочей силы, строительных материалов, машин и механизмов, а также от времени, отпущенного на строительство. Кроме того, способ строительства должен обеспечивать безопасность рабочих, и быть по возможности безопасным для окружающей среды. При этом необходимо, например, решить.

надо ли производить укрепление стенок котлована озелененными.

стенами или шпунтовыми стенами.

будет ли бетон подаваться к месту укладки с помощью крана, транспортерной ленты или бетононасоса.

будет ли кладка стен производиться обычным способом (из штучных камней) или из крупных блоков или панелей с помощью грузоподъемных механизмов.

Сроки строительства.

Определенный строительный объект требует определенного времени для его возведения, отделочных и внутренних работ. Время, в течение которого должно быть построено строительное сооружение, называется временем строительства. Оно состоит из отрезков времени на выполнение отдельных строительных работ. При этом необходимо учитывать, что различные отдельные работы по времени могут совпадать друг с другом.

При этом говорят о пересечениях. Так, например, уже можно начинать устанавливать опалубку перекрытия над подвалом, когда только часть стен подвала возведена. Также и армирование может производиться еще до окончания опалубочных работ. Процесс во времени может быть рассчитан и представлен графически. Проще говоря, план строительных работ должен быть дополнен графиком строительства по времени.

Определение времени и сроков строительства.

Для оптимизации строительства важным моментом является расчет времени, которое понадобится для проведения строительных работ. Время строительства зависит от производимых строительных работ. Чтобы его рассчитать, строительное сооружение разделяется на строительные захватки и строительные отрезки. При этом называется необходимое время и время изготовления, а также определяются пересечения работ. Для этого в списке работ позиции разделяются на шаги по изготовлению или возведению, и определяется потребность во времени на эти работы.

Он содержит данные о строительных работах (объемы) и о бюджете (затратах времени на единицу объема). Исходя их этих данных, определяется количество часов работы. По количеству часов работы в день и по количеству имеющихся рабочих определяется время работы по возведению данной конструкции или для проведения данной работы. Время строительства получается, когда отдельные сроки возведения или производства тех или иных работ складываются вместе и вычитают из них соответствующие пересечения.

При заданной в договоре продолжительности строительства ее можно достичь с помощью удлинения дневного рабочего времени или путем привлечения большего количества рабочих.

Представление времени строительства.

Для определения временных рамок строительного производства важно определить время строительства. Если все отрезки времени и пересечения установлены, то можно представить все время строительства и отдельные отрезки времени по отдельным работам в виде календарного плана. При этом различают так называемый балочный план и диаграмму путь—время (линейную диаграмму). В случае объемных строительных задач, кроме того, может применяться техника сетевого планирования (сетевые графики.

Представление времени строительства в календарном плане делает строительный процесс наглядным и облегчает контроль сроков строительства.

Балочный план применяется чаще всего. Это изображение процесса строительства называется балочным планом, потому что отдельные отрезки времени строительства во временной последовательности представляются в форме балок определенной длины. При таком графическом представлении отрезки времени в днях или неделях изображаются горизонтальными бал очками, а отрезки возведения здания по строительным работам располагаются вертикально один под другим.

Если объединяются отрезки времени работ для одного этажа, например бетонирование и ведение кладки стен нижнего этажа и опалубочные работы, арматурные работы и бетонирование массивного перекрытия над нижним этажом, то все они вместе занимают время возведения 20 рабочих дней. Если объединяют отдельные частичные рабочие процессы в одну балку, то длина балки представляет собой время возведения нижнего этажа. Если все отрезки возведения представлены в одном балочном плане, то по нему можно проследить весь производственный процесс.

Для сетевого плана каждый отдельный рабочий отрезок должен быть определен и приведен во временную зависимость с другими рабочими отрезками, например с помощью наиболее раннего возможного и наиболее позднего возможного начала и конца работы на рабочем отрезке. С помощью взаимного расположения тех строительных отрезков, которые определяют срок окончания строительства, может быть представлен «критический путь.

Составление сетевого графика производится с помощью специальной компьютерной программы, причем каждый отдельный отрезок может быть вызван из общего плана, например каменные работы во втором верхнем этаже. Возможности специального программного обеспечения позволяют производить быструю корректировку строительного процесса при различных непредвиденных помехах, например вызванных неблагоприятными погодными условиями или другими внешними факторами.

Оборудование строительной площадки.

Современное строительное производство является, как правило, технологичным и сложным процессом. Поэтому на любой современной строительной площадке присутствует многочисленное строительное оборудование. Под оборудованием строительной площадки понимают все склады, транспортные и производственные устройства и оборудование, которые используются временно на строительной площадке для возведения сооружения.

Сюда входят в основном машины и механизмы, бытовые помещения на стройплощадке, площади для обработки, складирования и транспортировки материалов, а также снабжение электроэнергией и водой. Планирование оборудования строительной площадки имеет большое значение, так как изменение во время строительства вызывает большие затраты. Оборудование стройплощадки определяется в основном видом и величиной строительной задачи, способом строительства, сроками строительства и величиной участка, отведенного под строительство, включая и его форму. Для графического представления применяют условные обозначения, символы и сокращения.

Расположение отдельных элементов оборудования стройплощадки должно соответствовать процессу строительства и обеспечивать его экономичность. В качестве основы для планирования следует принимать стоимость транспортировки строительных материалов, которая составляет преобладающую часть стоимости сооружения. Так как башенный кран в качестве грузоподъемного механизма и средства перемещения грузов является основным средством механизации надземного строительства, то его положение является основополагающим при организации стройплощадки.

Обязательным при планировании является учет требований техники безопасности и защиты здоровья, а также правил организации строительных площадок и защиты окружающей среды. Поэтому перед началом, а также и в процессе проведения строительных работ правильность мероприятий по защите природы сверяется с соответствующими документами.

Подключение коммуникаций.

Подключением стройплощадки обеспечивается бесперебойный транспорт к площадке и от нее. Насколько это, возможно, необходимо использовать существующую уличную и дорожную сеть. На самой стройплощадке прокладываются временные строительные дороги, для того чтобы транспортировать строительные материалы и машины к местам их применения. Строительные дороги должны устраиваться таким образом, чтобы они выдерживали транспортные нагрузки на площадке.

По возможности их следует делать объездными. Там, где это невозможно, в конце дороги должна устраиваться разворотная площадка. Подключение к общественной дорожной сети или тупиковая часть строительной дороги должны устраиваться таким образом, чтобы как можно меньше мешать общественному транспорту. Выезды должны достаточным образом обозначаться и защищаться, загрязнение машинами, выезжающими со стройки, должны устраняться.

На строительных площадках, непосредственно примыкающих к общественным путям движения или частично выдвигающихся на них, необходимо предусматривать средства безопасности. Они обеспечивают безопасность дорожного и пешеходного движения и служат для безопасности стройплощадки и работающих на ней людей. Такими средствами безопасности могут быть, например, ограничительные ленты, ограждения с предупреждающей световой сигнализацией или строительные заборы.

При высокой интенсивности движения может потребоваться установка специальных защитных приспособлений, таких, как направляющие кегли, направляющие панели, а также дорожные знаки и светофоры. Обеспечение безопасности движения требует разработки плана дорожной разметки и оповещения, который должен утверждаться соответствующими органами безопасности движения.

Площадки для складирования материалов.

Оборудование площадок для складирования расходных материалов, строительных материалов и запасных частей для оборудования должно учитываться и планироваться для того, чтобы оптимизировать работу строительной площадки в целом. Грамотная организация таких площадок позволит значительно сэкономить время и средства. На строительной площадке должно быть достаточно места для складирования.

Площадки для складирования должны быть горизонтальными, сухими и иметь достаточную несущую способность. Они должны быть доступны для автотранспорта и находиться в зоне действия крана. Площадки для складирования используют, например, для кладочных камней, арматуры, песка, гравия и элементов опалубки, а также для сборных элементов, строительных материалов и деталей, которые перемещаются с помощью крана. Поэтому их необходимо складировать не на земле, чтобы трос крана легко можно было подвести под них.

Кладочные и стеновые камни, как правило, складируются на поддонах, пакетируются или поставляются большими штабелями и укладываются друг на друга. Если имеется только небольшая площадь для складирования, то кладочные камни часто поставляются только для отдельных строительных отрезков. Кладочные камни необходимо защищать от загрязнения, а также от дождя, мороза или снега. Их необходимо при складировании разделять по видам, форматам и классам прочности на сжатие.

Арматурная сталь поставляется и складируется в виде прутковой арматуры, сеток, каркасов и профильной стали. Арматурную сталь следует защищать от загрязнений, от соприкосновения с маслянистыми материалами, например с опалубочной смазкой. Ее необходимо укладывать на деревянные подкладки. Арматурные сетки могут складироваться как в вертикальном, так и в горизонтальном положении.

При вертикальном складировании для обеспечения надежности при вертикальной установке необходимо применять опорные каркасы. Сетки, складируемые в лежачем положении, должны быть закреплены от бокового сползания из штабеля. Необходимая площадь при вертикальном и горизонтальном складировании сеток определяется их размерами.

Песок для кладочного раствора и штукатурных растворов необходимо складировать на чистой, горизонтальной площадке. В песок ни в коем случае не должны попадать такие загрязняющие составляющие части, как гумус, глина или листва. При опасности мороза песок необходимо защищать от замерзания. Материал для опалубки, элементы опалубки и элементы подмостей необходимо складировать у строительных дорог в зоне действия крана.

Опалубочный материал и элементы подмостей, например доски, брусья, окантованные бревна, круглые бревна, пороги и опалубочные панели, складируются отдельно по размерам. Элементы опалубки, например крупноразмерные опалубочные панели, следует складировать отдельно по цели применения. При складировании опалубочного материала из дерева необходимо использовать деревянные подкладки.

Строительные элементы, например элементы подоконных частей стены или сборные дымовые трубы, складируются соответственно их положению в смонтированном состоянии. Так, например, фасадные панели или стеновые панели должны складироваться в вертикальном положении, а сборные плиты перекрытий или лестничные марши — в горизонтальном.

Если необходимо штабелировать друг над другом несколько сборных элементов, то подкладочные доски должны располагаться вертикально друг над другом. Все сборные элементы должны разгружаться в непосредственной близости от крана с тем, чтобы исключить транспортировку элементов в зону действия крана.

Площадки для обработки материалов и их подготовки к установке.

При обустройстве строительной площадки необходимо предусмотреть площадки для обработки древесины и стали. В необходимых случаях следует предусмотреть и другие площадки, например для изготовления сборных элементов. Площадки для обработки, в особенности при расположении стройплощадки в населенном пункте, необходимо делать как можно меньшими по площади. Если есть возможность предварительного изготовления сборных элементов, то ее необходимо обязательно использовать.

На площадках для обработки древесины изготавливаются преимущественно опалубочные элементы, например опалубка для колонн и балок. На такой площадке должны быть опалубочные столы, станок и циркулярная пила. Иногда к ним добавляются цепная пила и строгальная машина. Их необходимо защищать от неблагоприятных погодных условий и использования лицами без допуска. С одной стороны площадки должна складироваться древесина, предназначенная к обработке. С другой стороны складируются предварительно изготовленные элементы опалубки. Последние должны находиться в зоне действия крана.

Установки для приготовления и смешивания бетонов и растворов.

Бетон и строительные растворы могут подаваться на строительную площадку в готовом виде или изготавливаться непосредственно на месте. Будут ли на площадке использованы установки для приготовления бетона и раствора или же будет использоваться транспортный бетон или готовый раствор из миксеров, решается на основе сравнения стоимостей. В большинстве случаев стройплощадки обеспечиваются готовым бетоном.

При поставках бетона в автомобильных миксерах имеются различные возможности отдачи бетона. Его можно подавать, например, прямо из миксера в опалубку через лоток с помощью транспортерной ленты или бетононасоса, если эти средства подачи установлены на автомобильном миксере. При подаче краном выдача свежего бетона происходит в бетонную бадью или в передаточный силос. Если бетон подается с помощью автомобильного бетононасоса с распределительной мачтой, то выдача бетона производится в раздаточную воронку на автомобиле.

При кладочных работах в большинстве случаев используется заводской сухой раствор или заводской свежий раствор. При применении сухого раствора его складируют в мешках на складе строительных материалов или россыпью в силосе. Складируемый в силосе сухой раствор передается через встроенную мешалку прямо в крановую бадью. Если кладка ведется на свежем заводском растворе, необходимо предусмотреть место для передаточного силоса или передаточной бадьи.

При назначении места раздачи бетона или раствора по отношению к башенному крану необходимо учитывать, что поставка может производиться со строительной дороги и что кран может достигнуть места укладки только за счет поворота и вылета стрелы. Это же относится и к установке раздаточного силоса. При продвижении строительства эти места могут меняться.

Транспортное оборудование.

Вполне логично предположить, что ни одна современная строительная площадка не обходится без транспортного оборудования. Транспортным оборудованием считаются машины и механизмы, с помощью которых строительные материалы и элементы перемещаются горизонтально, вертикально или под наклоном. Наряду с автопогрузчиками и автомобильными подъемными кранами к ним относятся такие приводящиеся в действие моторами механизмы, как транспортерная лента или скоростной винтовой подъемник или лебедка.

При выборе транспортного оборудования необходимо учитывать то, как они подходят для данной строительной задачи с точки зрения перемещаемого материала и его количества. Выбранные в зависимости от перемещаемого материала транспортные механизмы в большинстве случаев являются более производительными, чем те, которые обычно имеются в наличии. Ленточный конвейер применяется для горизонтального или наклонного перемещения строительных материалов или вынутого грунта.

Он состоит из трубчатой стальной опорной части и гладкой или профилированной резиновой ленты с моторным приводом. Максимальный угол наклона транспортерной ленты должен соответствовать транспортируемому материалу. Если транспортерные ленты применяются для транспортировки раствора или бетона, в конце транспортера необходимо предусмотреть мероприятия по предотвращению отслаивания при сбросе. Это может быть обеспечено, например, путем ограничения высоты падения или путем устройства вала большого диаметра и отбойного жестяного листа.

С помощью лебедки можно перемещать строительные материалы в вертикальном положении. На строительных площадках применяются скоростные лебедки с моторным приводом. Скоростные строительные лебедки включают приводной мотор с рукояткой управления, трос, барабан для троса с тормозом и отклоняющим роликом, а также стрела с роликом для троса.

Скоростная строительная лебедка при подъеме груза наматывает грузовой трос на барабан. Стрела, на которую действует двойная нагрузка, должна укрепляться особенно тщательно. Стрела может быть выполнена в виде поворотной укосины.

Механизмы для подъема грузов.

Строительная площадка немыслима без механизмов для подъема грузов на высоту. Поскольку лестничные марши могут монтироваться несколько позже, чем возводится несущая конструкция, а работы на верхних этажах здания нужно выполнять, то иногда такие механизмы предназначены и для подъема и спуска людей. К подъемным механизмам относятся подъемники и краны.

Подъемники — это в основном быстроходные строительные подъемники, а краны — это башенные поворотные краны и краны на транспортные средствах. Быстроходные строительные подъемники состоят, как правило, из привода, направляющих рельсов и транспортного устройства, оснащенного улавливающим устройством и откидным бугелем. Краны состоят из башни, стрелы, поворотного и транспортного оборудования и противовеса.

Скоростной строительный подъемник.

Скорость подъема грузов, казалось бы, деталь не очень важная. Тем не менее, если сложить время многих подъемов в течении всего строительства и сравнить время подъемов обычными и скоростными подъемниками, то сравнение окажется не в пользу первых. С помощью быстродействующих строительных подъемников строительные материалы перемещаются вертикально или наклонно по рельсам на подъемной платформе.

Быстродействующий строительный подъемник устанавливается под прямым углом к сооружению. Направляющие с рельсами могут перпендикулярно закрепляться на сооружении или быть наклоненными к сооружению. Каркас подъемника должен быть застрахован от просадок. Крепление направляющих рельсов на сооружении следует выполнять таким образом, чтобы их прочность и устойчивость были обеспечены и под нагрузкой. Для этого предназначены затяжки при вертикальном и подпорки при наклонном расположении подъемника.

Подъемные краны.

Привычный атрибут любой строительной площадки – профили башенных кранов, возвышающиеся над местом строительства. С помощью кранов, называемых также кранами для надземного строительства, могут перемещаться строительные материалы и конструкции в любое место строительного сооружения. Краны для надземного строительства — это поворотные башенные краны. Техническими характеристиками крана являются, например, вылет стрелы, грузоподъемность, высота подъема и скорость передвижения, так же как и транспортировочный вес, и размеры в транспортном положении.

В зависимости от требований, которые предъявляются к крану на стройплощадке, должны применяться различные башенные краны. Если, например, кран должен ездить, то его нижняя часть состоит из нижней платформы с колесными тележками и поворотным кругом. Если башенный кран установлен на одном месте, то говорят о стационарном башенном кране. Если поворотная платформа установлена на нижней платформе, то такой кран называется нижнеповоротным.

Если поворотная платформа установлена сразу под стрелой, то такой кран называют верхнеповоротным. Противовес, называемый также балластом, располагается на высоте поворотной платформы. Если башня может путем установки дополнительных промежуточных звеньев (лазающих звеньев) подстраиваться под продвижение строительных работ, то кран называется ползущим или самоподъемным. За счет того, что кран состоит из нескольких частей, он может быть быстро демонтирован и так же быстро смонтирован в нужном месте.

Эта конструкция башенного крана называется краном быстрого развертывания. Его можно перевозить по улицам вместе с платформой и балластом, а также со стрелой и башней в виде прицепа к транспортному средству (тягачу). Зона действия крана зависит от длины рельсового пути вида стрелы. Стрела может быть выполнена в виде гуськовой или тельферной конструкции (с перемещающейся по стреле тележкой.

Стрела тельфера – это горизонтальная стрела, которая с помощью подъемного механизма на перемещающихся с помощью троса роликах, называемого также тельфером, может перемещать грузы внутри зоны действия крана. Тельферная стрела из двух частей может перемещать грузы также и как гуськовая стрела, чтобы оставаться годной для применения и при больших высотах сооружения. Грузоподъемность тельферной стрелы изменяется с расстоянием тельфера от башни.

При этом говорят о вылете стрелы. Так, например, тельфер крана при вылете 40 м имеет грузоподъемность 1250 кг, при вылете 30 м — 1780 кг и при вылете 20 м — 2500 кг. Гуськовая стрела, называемая также переставной стрелой, — это наклонно поставленная стрела, которая за счет изменения наклона с помощью грузоподъемного механизма может перемещать грузы внутри зоны действия крана.

Грузоподъемность гуськовой или игольчатой стрелы изменяется с изменением ее наклона. Так, например, сравнимая с тельферной стрелой игольчатая стрела при вылете 40 м имеет грузоподъемность 1300 кг, при вылете 30 м — 1800 кг и при вылете 20 м — 3000 м. Стоянку крана надо выбирать таким образом, чтобы все строительное сооружение и раздача бетона, а также строительные дороги, площадки для складирования и обработки находились бы в зоне действия крана. Кран может быть установлен стационарно или на передвижной платформе, перемещающейся по крановому пути.

При установке башенного крана необходимо выдерживать безопасные расстояния до строительного котлована, сооружения, лесов и свободно проложенных электрических кабелей. Работа крана требует высокой степени безопасности. Полностью запрещается перевозка людей на поддонах, а также нахождение посторонних в зоне работы крана.

Важнейшими мероприятиями по безопасности являются следующие.

Захваты на тросах согласно предписаниям.

Надежное принятие и транспортировка грузов с помощью соответствующих средств перемещения.

Обеспечение безопасности против схода с рельсов, опрокидывания и нежелательных движений крана. Концевые ограничительные выключатели, ограничители грузовых моментов, ограничители кранового пути и очистители рельсов ни в коем случае удалять нельзя.

Работа на кране, испытания крана и профилактические ремонты могут производиться только людьми, получившими образование в области работы с кранами.

Невидимый крановщиком груз должен транспортироваться только по знакам сигнальщика.

При покидании кабины крановщика привести приборы управления в нулевое или начальное положение.

При остановке крана грузоподъемный крюк привести в верхнее положение, закрепить тормоз поворотного устройства и опустить стрелу в наиболее низкое положение.

Косое перемещение грузов запрещено.

Краны, которые монтируются на транспортных платформах, называемые также подвижными или автокранами, сконструированы специально для быстро сменяемых объектов. Они подходят для кратковременного применения, в особенности, когда подъемное устройство должно часто перемещаться, как, например, при затесненных условиях стройплощадки. Краны на транспортных средствах — в большинстве случаев это поворотные краны, смонтированные на колесном шасси.

Стрела может быть решетчатой конструкции или гидравлически выдвигающейся телескопической конструкции. К оборудованию площадки относятся бытовки для рабочих, помещения для жилья и спальные помещения для рабочих, не проживающих в данной местности, строительная контора и помещения бригадира, санитарное оборудование, такие как моечные установки (душевые) и туалеты, склад инструмента, склад стройматериалов. Для этого применяются на больших стройплощадках бараки или жилые и санитарно-технические контейнеры, а на более мелких стройплощадках строительные вагончики. Контейнеры и строительные вагончики имеют встроенное оборудование и мебель.

Бытовые помещения следует располагать вне зоны работы крана. Из строительной конторы и помещения мастера должен быть обеспечен обзор всей стройплощадки, а также въездов и выездов, а также склада. Особенно удобно располагать строительную контору и помещение бригадира около въезда на стройплощадку. Строительная контора на более мелких строительных площадках может быть совмещена с помещением бригадира. Для первой помощи в помещении бригадира необходимо предусмотреть достаточное количество перевязочных средств и аптечек.

Кроме того, должны быть указаны лица, ответственные за спасательные работы, например лица, оказывающие первую помощь, и ближайший врач. Спасательные службы должны быть указаны на табличке, вывешенной в конторе. Санитарное оборудование должно быть обеспечено в достаточном количестве. Оно должно соответствовать гигиеническим требованиям и всегда содержаться в чистоте. Может быть затребовано присоединение к городской системе канализации.

Склады служат для хранения инструмента, оборудования малой механизации, запасных частей, вспомогательных строительных материалов, рабочей спецодежды и небольшого количества строительных материалов. Склад должен находиться под замком. Он располагается часто рядом с въездом, со строительной конторой или с помещением бригадира или прораба. Складируемые на складе производственные материалы и химикалии необходимо содержать и применять в соответствии с предписаниями.

Соответствующие обозначения опасности необходимо наклеивать так, чтобы их было видно издалека. В случае собственного обеспечения стройплощадки водой необходимо проверить ее на соответствие требованиям. Затем производится в зависимости от потребности устройство крановых путей и подготовительных площадок, а также устройство рабочих площадок и площадок складирования кирпича, опалубки, арматуры и сборных элементов. Если на площадке производятся, например, исследования обеспечения качества и надзорные исследования, то для них необходимо предусмотреть место и соответствующее оборудование.

Надзор за строительными работами.

Одна из мер по обеспечению соответствия строительных работ первоначальному плану – надзор за строительными работами. Надзор за ведением строительных работ обеспечивает уверенность в том, что строительство велось по проекту и экономично. Строительный надзор распространяется на ведение всех строительных работ вплоть до окончательной приемки и до обмеров и окончательного расчета.

Обязанность вести надзор лежит на руководителе строительства со стороны подрядчика, отдельные элементы его могут выполняться мастером, бригадиром или главным рабочим в рамках кооперативной совместной работы. При ведении строительных работ отчетность имеет особое значение. Кроме производственного надзора производится также надзор за строительством руководителем строительства со стороны заказчика и ответственными лицами со стороны властей.

Отчетность охватывает записи в дневнике строительства и сообщения о произведенных работах. Так как различные работы на различных по величине и сложности объектах различны, то отчетность должна быть организована в зависимости от объекта.

Отчет о проведенных работах.

Все строительные работы на площадке, являются ли они плановыми работами, побочными работами или работами, выполняемыми вне договора, приводятся в отчете о проделанных работах. Отчет о проделанных работах, который составляется большинстве случаев каждый месяц или еженедельно, служит для контроля процесса строительства и отслеживания затрат.

Простейший вид отчета о проделанных работах — это отчет, который составляется бригадиром (прорабом). На листке отчета отмечаются отдельные работы или частичные работы с указанием числа рабочих и затраченного на них времени. Строительные материалы, применение машин и механизмов также указываются.

Контроль над производством строительных работ.

При строительстве необходимо выполнять большое число предписаний и правил. Сюда в особенности относятся технические предписания, как, например, нормы и строительные правила, издаваемые местными властями, как, например, нормы промышленного и гражданского строительства. Проверка выполнения этих предписаний и правил называется строительным контролем.

В органе строительного контроля работают архитектор, руководитель строительных работ и статик (инженер-расчетчик) в тесном сотрудничестве с предпринимателем-подрядчиком. Надзорный орган, например городское строительное управление или городское архитектурное управление, ведет контроль в технической и правовой области. На обозначение опасностей с помощью символов опасности, а также на таблички с указаниями данных о службе Министерства по чрезвычайным ситуациям строительный контроль обращает особое внимание.

Техника безопасности.

Работа на строительной площадке часто приводит к несчастным случаям, которые влекут за собой более или менее серьезные травмы или даже смерть. Чтобы избежать таких несчастных случаев, Московский институт строительных стандартов выпустил предписания, которые обязывают предпринимателей и работающих на стройке их придерживаться и выполнять.

Сюда относятся, прежде всего, общие правила по профилактике и недопущению несчастных случаев и предписания о действиях при возникновении несчастных случаев. Для предупреждения несчастных случаев источники опасности на рабочих местах обозначаются запретительными знаками, обязывающими знаками и предупредительными знаками.

Недопущение несчастных случаев.

Требования правил поведения и меры по технике безопасности, а также связанные с ними требования должны строго выполняться. Следует пренебречь всем, что может принести вред себе или сотрудникам. Опасные работы могут выполняться только прошедшими специальное обучение и имеющими соответствующие допуски людьми.

Защитные устройства должны использоваться обязательно. Их нельзя изменять по собственному усмотрению. Они должны применяться только для определенной цели, для которой они предназначены. Об отсутствии защитных средств или их недостаточном количестве следует сразу докладывать лицу, ответственному за безопасность на предприятии.

Чистка, наладка и ремонт находящейся в режиме работы техники запрещена. Стоящие машины можно чистить только тогда, когда будет исключено их случайное включение. Нахождение в зоне действия машин, например экскаваторов и погрузчиков, не разрешается. Подъемные механизмы для грузов не должны использоваться для перемещения людей, если только они не оборудованы для этого соответствующим образом. Работающие с машинами и механизмами должны надевать одежду без болтающихся ремней, подолов, хлястиков и прочих деталей одежды, которые могут попасть в узлы и механизмы и причинить увечья.

На стройплощадке предписывается обязательное ношение защитного шлема.

На стройплощадке должна надеваться защищенная обувь. При работах, которые могут вызвать повреждения глаз осколками, искрами или брызгами едких жидкостей, необходимо надевать специальные защитные очки.

Для защиты от вредной для здоровья пыли, газов или паров необходимо использовать респираторы, маски и прочие средства защиты органов дыхания от пыли.

Распитие алкогольных напитков на стройплощадке запрещено. В определенных местах, как например, вблизи топливных резервуаров, должен соблюдаться запрет на курение.

Рабочее место, а также дороги на стройплощадке необходимо держать свободными, строительные материалы должны складироваться обозримо и надежно.

Проемы в перекрытиях, лесах, лестничных клетках и лифтовых шахтах должны быть надежно закрыты и заперты на замок. Подмости на лесах, проходные мостики и лестницы должны быть защищены от падения боковыми ограждениями. Спрыгивать вниз на подмости на лесах запрещается. Они не должны перегружаться строительным мусором или строительными материалами. Защитные леса нельзя перегружать.

О недостатках в электрическом оборудовании необходимо немедленно доложить ответственному лицу. Обращаться с подвижными проводами, штекерами и разъемами необходимо осторожно. Электрические провода нельзя протягивать через острые углы и канты и пережимать.

Поведение при несчастных случаях.

Раненых необходимо сразу же вынести из опасной зоны. Необходимо сразу же позвать на помощь или вызвать врача.

Правильная первая помощь часто может спасти жизнь.

Для предотвращения дальнейших несчастных случаев место несчастного случая следует немедленно обезопасить.

При остановке сердца, например при ударе электротоком, при остановке дыхания необходимо сразу же начать пробовать проводить оживляющие мероприятия, а затем вызвать врача.

На каждом предприятии должно быть достаточное количество перевязочных аптечек для первой помощи. Они должны храниться в защищенном от пыли и погодных воздействий месте. Содержание аптечек необходимо постоянно пополнять.

На предприятиях с количеством работающих более 10 предписания о первой помощи должны быть указаны на табличке, помещенной на видном месте. На этой табличке должно быть указано место хранения аптечки, имя обученного для первой помощи сотрудника, адреса и телефонные номера ближайших врачей, больниц и пунктов спасения.

Раненый должен доложить о своих повреждениях своему работодателю или его представителю, если они находятся рядом.

Раненый должен прервать работу до тех пор, пока ему не будет оказана соответствующая помощь, возвращающая его к работе.

Если строительный профсоюз или по его поручению работодатель будет требовать от пострадавшего найти специального врача или определенную больницу, то он обязан, особенно в серьезных случаях, это сделать.

Чаще всего, во время наружной отделки здания или сооружения, удобнее и проще воспользоваться лесами. Леса — это приспособления, с которых рабочие на стройке могут производить работы или служащие для защиты людей и механизмов. Различают защитные и рабочие леса, а также подмости. Леса собираются на стройплощадке из отдельных элементов и после их применения снова разбираются. Они могу быть плоскостными (фасадные леса) и пространственными (пространственные леса.

Леса изготавливаются, содержатся, собираются и разбираются по «признанным правилам техники». Они должны иметь такую несущую способность и они должны быть так статически устойчивы, чтобы они могли воспринимать все нагрузки, в том числе и при возведении и разборке. Леса должны быть надежны в работе и быть защищенными от строительных производственных повреждений и от повреждений автотранспортом.

Защитные леса.

Защитные подмости, или леса — это улавливающие подмости или леса, предназначенные для предотвращения глубокого падения людей и оборудования или служащие защитной крышей для защиты людей и оборудования от падающих сверху предметов.

Улавливающие подмости.

Улавливающие подмости необходимы.

когда высота, на которой производится работа, больше 5,00 м.

при работах на крышах, где высота падения составляет более 3,00 м.

на других рабочих местах, где высота падения может составить более 2,00 м.

Под высотой, на которой производится работа, понимают расстояние от поверхности площадки до верхней грани стены готовой кирпичной кладки или при бетонных работах до верхней грани опалубки. При продвижении строительства рабочее место перемешается вверх, причем высота падения увеличивается.

Когда высота падения превышает 3,00 м, улавливающие подмости перемещаются кверху. Ширина улавливающих подмостей устанавливается в зависимости от пола подмостей до верха кладки (грани падения). Чем оно больше, тем шире должны быть подмости.

В качестве пола подмостей можно применять деревянные брусья, размеры, сечения которых зависят от размеров лесов и высоты падения.

Наряду с деревянными брусьями могут применяться горизонтальные рамы из металла с полом из досок, горизонтальные рамы из швеллерных профилей с подогнанными и прикрепленными к ним фанерными листами или стальными листами из рифленой, безопасной против скольжения стальной жести. Расстояние между стеной здания и полом подмостей может составлять не более 30 см.

Если имеет место опасность падения и во внутрь здания, то улавливающие подмости должны ставиться и с внутренней стороны стены. Если боковая защита проходит вертикально, то ее можно устраивать аналогично тому, как это делается в рабочих лесах и подмостях. Косая боковая защита должна выполняться как сплошная защитная стенка из досок толщиной не менее 30 мм или из брусьев.

В качестве улавливающих подмостей применяются леса, подмости, консольные подмости с укосинами и навесные подмости. В качестве улавливающих подмостей могут служить покрытые брусьями балки нижние пояса ферм, затяжки арок. В качестве улавливающих подмостей против падения людей могут применяться улавливающие сетки. Из-за опасности падения инструмента и стройматериалов площадь под улавливающими сетками должна быть закрыта для доступа.

Кровельные улавливающие подмости.

Кровельные улавливающие подмости предписывается применять при кровельных работах, когда высота карниза расположена более чем в 3,00 м над землей. Согласно правилам предотвращения несчастных случаев пол подмостей должен лежать не более чем на 1,50 м ниже грани карниза. Минимальная ширина плоскости пола подмостей должна составлять 60 см.

Защитная стена должна иметь расстояние минимум 70 см от грани карниза, пол подмостей должен быть не менее чем на 1,50 м ниже ее. Вся защитная стена не должна быть не менее 1,00 м высотой. В качестве защитной стены подходят улавливающие сетки или проволочные сетки с размером ячейки не более 10 см. В случае применения проволочных сеток диаметр проволоки должен составлять не менее 2,5 мм. Сетки и проволочные сетки должны крепиться в верхнем ряду за каждую ячейку к трубе лесов или подмостей.

Защитные крыши.

Защитные крыши требуются при работах над транспортными путями, как, например, тротуары, входы, въезды, а также над рабочими местами и подъемниками. Защитные крыши состоят из покрытия и боковой стены. Покрытие должно быть таким плотным и так близко подходить к стене сооружения, чтобы работающие под защитной крышей люди не подвергались воздействию падающей вниз пыли или раствора.

Ширина покрытия выбирается по местным условиям и должна составлять по горизонтали не менее 1,50 м. Кроме того, покрытие должно быть не менее чем на 0,60 м шире, чем леса или расположенное выше рабочее место. На наружной стороне покрытия должна быть устроена бортовая стенка не менее 0,60 м высотой. Бортовая стенка может быть вертикальной или наклонной, если не вся защитная крыша является наклонной.

Рабочие леса и подмости.

Рабочие леса и подмости — это леса и подмости, служащие в качестве рабочего места. Они должны обеспечивать место для рабочих и их инструмента, а также для требующихся для непосредственной работы строительных материалов и выдерживать их нагрузку.

Рабочие подмости могут устраиваться в виде козловых подмостей, лесов, стремяночных подмостей, стальных трубчатых лесов с соединительными муфтами, стреловых подмостей, навесных подмостей или консольных подмостей.

В зависимости от нагрузки рабочие подмости и леса делятся на 6 групп (GG). Чтобы избежать разрушения пола подмостей, для отдельных групп подмостей устанавливаются максимальные значения распределенной полезной нагрузки и давления на площадь. Распределенная полезная нагрузка — это нагрузка, которой нагружены леса или подмости на кв. м площади пола. Для установки поддонов с кирпичом с помощью крана необходимо предусматривать запас в 20.

Давление на площадь получается путем деления веса груза на площадь, которую он занимает. Для подмостей групп 1—3 оно может не указываться. Подмости группы 1 могут применяться только для работ по инспектированию, как, например, работы по обмерам и контролю фасадов здания. Только один человек с легким инструментом может стоять на подмостях. На подмостях группы 2 могут производиться работы по обслуживанию объекта, как, например, очистка фасадов.

Также могут производиться работы, в которых не предусматривается промежуточное складирование строительных материалов или сборных элементов. Следует учитывать, что распределенная полезная нагрузка на пол подмостей не должна превышать 150 кг на кв. м. При этом получается, что при ширине подмостей 0,60 м и расстоянии между опорами подмостей в 2,50 м допустимая нагрузка на пол подмостей может составлять 225 кг.

Если покрытие пола состоит из брусьев, которые тоньше 35 см, то расстояние между опорами должно рассчитываться в зависимости от ширины и толщины брусьев. Подмости и леса группы 3 могут, например, использоваться для штукатурных и отделочных работ на фасаде, для работ по покрытию (шпателевке) плоскостей, по расшивке и заполнению швов или для ремонтных работ, для работ по армированию или для монтажных работ, а также в качестве подмостей при бетонировании.

Если на подмостях должны складироваться строительные материалы, то их нельзя доставлять туда краном и должно обеспечиваться свободное пространство для прохода шириной не менее 20 см. Если при машинных штукатурных работах с таких подмостей применяются разбрызгивающие устройства типа торкрет-машин, то они должны эргономически удобно обслуживаться при ширине подмостей 60 см.

Подмости и леса групп 5 и 6 требуются для ведения каменных, штукатурных, плиточных и облицовочных работ с применением природного облицовочного камня, а также для тяжелых монтажных работ. Складируемые на подмостях и лесах строительные материалы могут доставляться краном; при этом необходимо, чтобы оставался свободный проход шириной не менее 20 см. На одного человека полагается вес 100 кг (см. пример расчета.

Сборные элементы подмостей и лесов.

Различают несущие элементы лесов, настил пола, боковые ограждения, связующие элементы для частей подмостей, анкеровочные элементы и стремянки. Часто для устройства лесов применяются комплектные системы, которые соответствуют всем требованиям норм безопасности и отвечают правилам проведения строительных работ.

Крепления и несущие части лесов.

В качестве несущих частей лесов и подмостей применяются защищенные от коррозии стальные и алюминиевые трубы. Толщина стенок стальных труб должна составлять минимум 2 мм, а алюминиевых труб — 2,5 мм. Вертикальные элементы называются стойками, горизонтальные элементы — ригелями, причем различают продольные и поперечные ригели. Стойки в большинстве случаев нуждаются в опорных пластинках.

Штанги из круглой древесины, как правило, ставятся на обрезки больших брусьев; они могут подгоняться по высоте с помощью деревянных клиньев. В случае стальных трубчатых стоек это происходит за счет шпинделей между опорной пластиной и стойкой. Для обеспечения жесткости применяются продольные и поперечные перемычки. Настил может быть устроен из деревянных брусьев, деревянных панелей, стального настила, деревянных рамок-ящиков, алюминиевых настилов или стальных горизонтальных рам с раздельным деревянным настилом.

Металлические настилы с помощью рифления или перфорации делаются безопасными против скольжения. Настил подмостей толщиной минимум 30 мм лежит на промежуточных ригелях. Последние связаны с продольными ригелями таким образом, что они не могут съехать с них. Настил подмостей должен быть уложен плотно и не должен расходиться или качаться.

Минимальная ширина плоскости настила зависит от группы подмостей или лесов. При складировании материалов должен быть обеспечен свободный проход шириной минимум 20 см.

Боковое ограждение состоит из верхней перекладины перил, промежуточной перекладины с расстоянием в свету от перил 47 см. Бортовая доска шириной минимум 10 см должна препятствовать падению. Перила должны быть высотой 1,00 м над настилом.

Подмости при высоте их над землей свыше 2,00 м должны быть обязательно оборудованы боковым ограждением не только с продольной стороны, но также и с торцов. Если расстояние между стеной и настилом больше 30 см, то и с внутренней стороны должно быть предусмотрено боковое ограждение. Связующие крепления элементов лесов и подмостей — связующие муфты, болты и консоли. С их помощью карты лесов могут удлиняться, жестко скрепляться друг с другом.

Диагональные связи для обеспечения жесткости лесов в узлах соединяются с вертикальными и горизонтальными несущими элементами. Анкерные детали служат для крепления лесов к сооружению. Горизонтальное и вертикальное расстояние анкерующих элементов между собой в зависимости от вида лесов должно составлять не менее 6,00 м. Верхний настил лесов должен располагаться не выше чем на 1,50 м от места верхней анкеровки. Анкеровка должна устанавливаться вразбежку.

Она может состоять из оконных консолей и элементов жесткости щипцов. Консоли закрепляются между оконными проемами. Элементы жесткости щипцов укрепляются на крюках, которые с помощью дюбелей прикрепляются к стене. Стремянки служат для надежного доступа на леса. В качестве внутренних стремянок на лесах они должны устанавливаться под углом 65—70° к горизонтали и могут достигать только следующего этажа (вертикальной карты) лесов. Отверстия в настиле лесов у стремянок должны быть снабжены закрывающимися люками. Во время работы люки должны быть закрыты.

Если высота подъема на леса составляет не более 5,00 м, то попадать на них можно с приставных стремянок, поставленных снаружи параллельно подмостям или под прямым углом к ним. Наружные стремянки должны приставляться к достаточно широким и прочным плоскостям. Внутренние стремянки на лесах могут максимально связывать два этажа лесов.

Внутренний пролет стремянок может располагаться друг над другом или смещенно относительно друг друга. Все чаще начинают применяться системы лесов и подмостей со встроенными стремянками. Они имеют эргономические преимущества для пользователей и экономят рабочее время при подъеме на леса и при спуске.

Виды подмостей.

По несущей системе среди подмостей или лесов различают.

стоячие подмости, например козлы и стальные трубчатые леса.

стреловые леса.

консольные подмости.

вертикальные подмости.

Козловые изготавливаются из стальных трубчатых козел и лежащего на них настила. Козловые подмости используются как рабочие подмости и как защитные подмости. Козлы необходимо устанавливать на надежном основании. Более чем двое козел нельзя устанавливать друг над другом, причем общая высота не больше 4,00 м. Козлы должны быть достаточно связаны между собой горизонтальными связями. В случае разъемных козел разъемная часть должна быть включена в систему с помощью горизонтальных связей. Расстояние между козлами не должно быть больше 2,75 м, при раздвинутых козлах оно не должно превышать 2,00 м.

Доски настила толщиной 3 см при каменных и штукатурных работах не должны свисать более чем на 1,00 м. Если расстояние между козлами больше, то они должны быть усилены кантовыми досками сечением 10 см/10 см. Стальные трубчатые сборные леса- это рабочие и защитные леса из стальных труб и соединительных элементов. Они могут применяться для всех работ. Стальные трубы служат стойками, продольными и поперечными ригелями для придания системе жесткости, а также для анкеровки.

Стыки стоек необходимо располагать вблизи узловых пунктов. Продольные ригели должны проходить через два поля и связываться со всеми стойками. Поперечные ригели должны надежно опираться на проемы в стене. Связанные со стойкой поперечные ригели могут удаляться только при разборке лесов. Узловые соединения (муфты) применяются для прямоугольных и косоугольных соединений. Стальные трубчатые сборные леса необходимо затяжками закреплять против бокового сдвига.

Затяжки или связи необходимо присоединять в узловых точках и у основания лесов таким образом, чтобы силы уходили в землю. Каждую стойку необходимо устанавливать на опорной пластине так, чтобы она была гарантирована от сдвига. Стальные трубчатые сборные леса могут устанавливаться в зависимости от вида строительства и нагрузки до высоты 100,00 м. Для лесов высотой более 20,00 м необходимо применять трубы со стенками толщиной 4 мм.

Подмости из рам — это системные подмости из стальных или алюминиевых труб, которые сварены с несдвигаемыми вертикальными рамами. Вертикальные рамы высотой 1,00, 1,50 или 2,00 м связываются горизонтальными рамами или продольными и поперечными ригелями в одно поле подмостей длиной 1,25, 2,00, 2,50 или 3,00 м. В точно установленных точках устанавливаются диагональные затяжки, так, чтобы подмости на горизонтальных площадках стояли точно горизонтально. Неровности или косые участки основания выравниваются с помощью шпиндельных опор.

После укладки настилов могут устанавливаться вертикальные рамы следующего этажа. Также и боковые ограждения обусловливаются шириной поля подмостей и могут навешиваться на них. Если вместо шпиндельных опор использовать колесики, то мы получим катучие подмости. Рамные подмости вследствие их малого веса являются быстро сборно-разборными. Модульные подмости — это подмости, у которых на стойках на равномерных расстояниях устроены узловые точки для крепления горизонтальных и диагональных элементов.

Их преимуществом является простое применение для круглых сооружений и для ведения кладки захватно-поточным методом, при котором каменщик располагается всегда на идеальной рабочей высоте. Стреловые (выносные) подмости — это подмости, которые выступают из сооружения. Они могут служить рабочими подмостями при нагрузке не более 200 кг/м2 и могут применяться в качестве защитных подмостей. Вынос стреловых подмостей не должен превышать 1,30 м; расстояние между консольными балками не должно быть более 1,50 м.

Плоскость настила должна быть выполнена сплошной из досок или брусьев толщиной минимум 3,5 см. Анкеровка консольных балок в перекрытиях из сборных элементов не разрешается. Их разрешается заанкеривать только в монолитных железобетонных перекрытиях.

Они должны быть закреплены таким образом, чтобы их нельзя было передвигать ни в вертикальном, ни в горизонтальном направлении. На каждую консольную балку полагается устраивать 2 анкеровочных хомута из стали BSt 500 S или St 37-2 с минимальным диаметром 10 мм, которые должны быть забетонированы в перекрытие. Крюки хомутов должны зацепляться за нижнюю арматуру.

Консольные подмости — это подмости, которые опираются на консоли. Они могут служить рабочими подмостями при нагрузке не более 200 кг/м2 и в качестве защитных подмостей. Отдельные консоли выполняются из дерева или из стали в форме прямоугольных треугольников. Для перекрытия проема в 2,25 м требуется две деревянные балки 12 х 12 см сортового класса S 10 или стальной ригель I 100 или IPE 100.

Вынос консольных подмостей может быть максимум 1,30 м, а расстояние между консолями должно составлять не более 1,50 м. Консольные подмости могут закрепляться только на железобетонных перекрытиях. Настил подмостей должен быть сплошным из досок толщиной 3,5 см или из брусьев. Настил не должен выниматься или смещаться. Разгрузка грузов с кранов на консольные подмости запрещается. В области проемов в стене нижние упоры консолей должны опираться на на деревянные балки или стальные ригели.

Установка и разборка подмостей.

Под установкой понимают сборку подмостей на сооружении. Съем подмостей с сооружения называется разборкой. Работы по установке лесов и подмостей могут производиться только под надзором специалиста. Ответственный предприниматель должен следить за установкой лесов и подмостей, которая должна соответствовать признанным правилам техники. Стойки должны иметь надежные и нескользящие подкладки, например подкладочные плиты, брусья или окантованную древесину.

Если необходимо многослойное основание, его необходимо выполнять устойчивым против опрокидывания. Косые подпорки необходимо закреплять от выгиба. Запрещается устанавливать леса на ненесущих перекрытиях или сводах. Заанкеривание и установку затяжек (связей) следует производить параллельно с установкой лесов и подмостей. Время работ, при которых имеет место опасность падения с лесов, следует делать как можно меньшим.

Во время установки и разборки подмостей и лесов необходимо устанавливать предупреждающие знаки на транспортных путях и принимать меры по защите людей и транспорта на этих дорогах. Леса на общественных транспортных путях в темное время должны быть освещены. Общественные установки, как, например, пункты пожарного оповещения, гидранты и кабельные шахты, должны быть доступными в любое время. При работах вблизи проводов под током необходимо выдерживать безопасное расстояние.

После установки леса и подмости должны быть четко обозначены. Перед использованием производитель лесов и пользователь должны проверить леса на безупречное состояние деталей, устойчивость, безопасность работы и видные на первый взгляд недостатки. Если недостатки установлены, то леса или подмости не должны использоваться до их устранения. Целесообразно составление протокола испытаний и протокола заанкеривания при передаче лесов постороннему пользователю.

При использовании подмостей и лесов действуют следующие правила.

Нельзя использовать леса до их полной сборки.

Применяемые строительные элементы.

Несущая способность основания и мест подвески.

Расстояние между стойками и консолями.

Обеспечение жесткости.

Безопасность работ.

Обозначение группы подмостей.

Боковые ограждения.

Подъемные приспособления.

Укладка настилов.

Выполнение углов.

Расстояние между настилом и сооружением.

Защитная стенка в улавливающих подмостях на крыше.

Устройство настила в зависимости от высоты падения.

Строительное производство.

Их необходимо постоянно проверять, в особенности после длительных перерывов в работе и после сильного ветра.

Рабочие места на лесах должны быть доступны только через надежные подходы. Также должна быть обеспечена надежная эвакуация с них.

На лесах и подмостях должны складироваться стройматериалы только в количестве, необходимом для непосредственной работы.

На настил подмостей нельзя спрыгивать либо что-то бросать вверх или вниз.

Изменения в конструкцию лесов может вносить только их изготовитель.

На подмостях, которые применяются как улавливающие или как защитные крыши, нельзя сваливать никакие строительные материалы или инструменты.

Измерения в строительстве.

Работы по строительным измерениям включают измерения положения (горизонтальные измерения), измерения высоты (вертикальные измерения), съемку поверхности площадки, разбивку сооружения на местности, маркировку и измерение безопасности. При этом необходимо производить измерения длин и углов, а также высот. Под измерением положения понимают измерения точек площадки и их нанесение на план, так же как и установление положения точек на площадке по имеющемуся плану.

Положение точек на площадке получается путем измерения расстояний и углов и обозначается колышками или вешками. Их вертикальное положение определяется путем вертикальных измерений. Определение положения точек на площадке, например, углов дома, называется разбивкой.

Разбивка точек.

Под разбивкой точек на площадке понимают, например, установку вешек в створе линии в промежуточных точках, удлинение отрезка и определение точек пересечений. Основой для разбивки служат реперы на площадке, т.е. опорные точки.

Обозначение точек на площадке.

Вся страна подразделена геодезистами сеткой точек на отдельные треугольники (триангуляционная сетка). Эти точки называются тригонометрическими точками или триангуляционными точками, они устанавливаются на высотных точках, например шпили церквей и смотровые площадки на башнях, (часто устраиваются специальные триангуляционные вышки), или в точках на земле (реперы). Реперы на земле обозначаются, как правило, гранитными камнями с выбитым на них крестом и подкладочной плитой. Они служат преимущественно для геодезических измерений территории.

При геодезических работах на площадке в основном основываются на положении граничных камней или на отдельно измеренном положении опорных точек, как, например, вбитые в землю деревянные колышки или забетонированные стальные трубы.

На время измерений устанавливаются вспомогательные точки, которые обозначаются створными колышками, вбиваемыми в центр обозначаемой точки. Это производится вбиванием стального кола в землю. Для установки створных колышков на твердой поверхности или над опорными точками или граничными камнями применяют специальные держатели.

Если опорная точка используется только для измерений в одном направлении, то достаточно воткнуть колышек в землю точно в направлении створа рядом с камнем (спереди или сзади от него). Проверка вертикальности створных колышков производится обычным отвесом или с помощью уровня. Если эти вспомогательные средства отсутствуют, то колышек необходимо придержать как можно выше с помощью большого и указательного пальцев и опустить его на землю, чтобы он вертикально вошел в нее.

Провешивание (Расстановка вешек.

Целью провешивания является сделать отрезок АВ на площадке видимым. Это производится маркировкой начальной точки А и конечной точки В с помощью створных вешек. Они должны быть видны из одного места стоянки наблюдателя. При провешивании различают установку промежуточных точек, удлинение отрезка, провешивание с обеих сторон и определение точки пересечения двух прямых.

Установка промежуточных точек.

Установка промежуточных точек необходима тогда, когда необходимо достаточно обозначить длинные отрезки или когда необходимо промаркировать определенные точки, например углы здания.

Измерение длины.

При измерениях длины напрямую используются полосовые рейки, рулетки, косвенным методом — с помощью вспомогательных фигур, например прямоугольных треугольников, с помощью оптических приборов (базисный дальномер) или с помощью электронных дальномеров. Кроме того, для измерения длины применяются также лазерные приборы.

Измерения прямых отрезков производятся на площадке путем их разбивки и измерения. Отрезки, как правило, измеряются в горизонтальной плоскости в створе измеряемых отрезков. Исключениями, при которых измеряются отрезки под наклоном, являются, например, наклонные плоскости при определении объемов работ и при разделении отрезков (стационирование) в дорожном строительстве.

Измерение производится красно-белой рейкой из пары измерительных реек. Для обслуживания рейки достаточно одного человека, который устанавливает ее в створе по нужному направлению и перемещает ее в начальную точку, например в центр вешки или граничного камня. Бело-красная рейка также устанавливается по нужному направлению. Дальнейшее измерение происходит беспрерывным приставлением одной рейки к другой, причем при снятии красно-белой рейки снимается число, кратное пяти, а при снятии бело-красной рейки снимается число, делящееся на десять. Таким образом, можно избежать ошибок на пяти метрах.

В конечной точке измерения получаются метры и дециметры на рейках, и сантиметры от последней дециметровой отметки с помощью сантиметровой линейки. Таким методом измеряются размеры участка для транспортного движения по нему, а также для проектирования генеральных планов. При этом длины измеряются всегда в горизонтальной проекции. Под горизонтальной проекцией понимают отображение длины в горизонтальной плоскости.

Для эстафетного измерения требуется пара измерительных реек, водяной уровень, один отвес и несколько вешек. Измерение, как правило, производится двумя помощниками сверху вниз. На верхней начальной точке устанавливается красно-белая рейка в створе измеряемого отрезка, с помощью водяного уровня регулируется ее горизонтальное положение и с помощью вешки удерживается в нем. Затем от конечной точки рейки опускается шнуровой отвес, обозначающий промежуточную точку на поверхности земли. На эту точку устанавливается бело-красная рейка, выверяется ее направление. Рейка приводится в горизонтальное положение и удерживается в нем.

Ее конечная точка также проектируется на землю с помощью отвеса. Этот процесс повторяется, пока не будет измерен весь отрезок. При этом предпочтительно применять рейки большей стороной сечения вертикально, чтобы избежать прогибов. Для измерения мерной лентой необходимы два помощника.

Первый накладывает нулевое деление ленты на начальную точку отрезка и указывает другому помощнику направление створа. При наложении ленты всегда нужно следить за положением нулевой метки. Лента при этом должна быть так натянута, чтобы она не провисала. Конечный пункт ленты маркируется счетным колышком, а лента перемещается на всю длину вперед. Этот процесс повторяется. Длина отрезка подсчитывается из количества длин ленты плюс остаток последней ленты.

Измерения длины на площадках с малыми уклонами часто производятся поверенными стальными мерными лентами. При этом действуют те же правила, что и при измерениях с помощью реек. Точность измерений зависит, например, от температуры, различной силы натяжения и провисания ленты. Если измеренный стальной лентой отрезок при +20 °С составляет ее поверенную длину, то при +30 °С разница будет составлять +2,3 мм.

Если при 20-метровой ленте будет приложена на

Следующая новость
Предыдущая новость

Плюсы и минусы домов из газобетона За два месяца от клещей пострадали 696 белгородцев Почему молоко убегает? Евгений Савченко предложил избавиться от совместительства в здравоохранении Профсоюз «Правда» покажет фотовыставку «Герои среди нас» белгородским студентам*

Лента публикаций