Контрфорс в архитектуре.
Контрфорсы помогали решить фундаментальную проблему конструкции стен. Достигая определенной высоты, стена может рухнуть под собственным весом или под весом крыши. Чтобы этого не произошло, стены укрепляли вертикальными выступами, принимающими на себя горизонтальные усилия.
Контрфорсы могут быть сделаны из любого материала — камня, кирпича или бетона, и их можно увидеть по всему миру; в особенности они распространены в норманнской церковной и замковой архитектуре XI века. На первый взгляд контрфорс выглядит как прямая или ступенчатая (более широкая у основания и сужающаяся кверху) колонна.
Часто контрфорсы крепились рядами вдоль фасада или по углам при соединении двух стен. Ключевой инновацией конца романского и начала готического периодов стал аркбутан, не прилегающий к стене вплотную, а соединенный с ней аркой. Чтобы противостоять вертикальной осевой нагрузке, аркбутаны часто увенчивались массивным элементом — остроконечной башенкой или шпицем. Если суммировать, история готической архитектуры во многом является историей различных изобретательных и смелых вариантов применения контрфорсов и аркбутанов.
Контрфорс — это структурный элемент стены, оказывающий противодействие боковой нагрузке или нагрузке от крыши или арки.
С понятием контрфорса связано разделение двух ключевых характеристик стены: использование ее как опоры (поддерживающей некий элемент) и как перегородки (способствующей созданию уединенного пространства). Готическая архитектура рассматривает контрфорсы в паре с аркбутанами, каменными полуарками, передающими на контрфорсы распор свода.
В современной архитектуре с появлением бетонных и стальных каркасов необходимость в контрфорсах отпала.
Читайте еще.