Водитель выпрыгивает из кабины, бежит за зайцами и в итоге их останавливает. Пассажирам в салоне не слышно, о чём они говорят, но и без слов всё понятно. Так и не получив с них оплаты, мужчина возвращается на рабочее место. Автобус движется дальше.
Я пользуюсь общественным транспортом минимум дважды в день. Не могу сказать, что часто вижу ситуации, когда пассажир не платит за проезд, но случается. А как оценивают ситуацию сами водители? Спрашиваю наугад, обещая не называть их имена и номера маршрутов:
«Бывает часто, – нехотя отвечает один водитель. – Ничего не делаю, еду дальше».
«Не так чтобы часто, но бывает», – говорит другой.
Третий водитель более разговорчив:
— Каждый день по 10 раз минимум – и дети, и взрослые. Не только через задние двери выскакивают, но и через передние, даже спасибо не говорят. Никто не бегает за ними.
— Как думаете, почему так происходит? – допытываюсь.
— Да потому что до нищеты доведены люди. Ну подростки – да, балуются. А пожилые – просто денег нет.
— Ну это ж ваш заработок?
— А что делать, я их понимаю прекрасно. Они не виноваты ни в чём. Вам надо неделю поездить в автобусе, тогда вы всё поймёте.
— А как бороться с безбилетниками?
— Лучше боритесь, чтобы людям платили нормальную зарплату. Вот я сегодня 500 рублей заработаю (выходной праздничный день – прим. авт.). Я ж на плане сижу, мне зарплату никто не платит. Я в 4 утра выезжаю и в 12 ночи заезжаю. Сейчас везде так. Больше 2 тыс. за смену никто не зарабатывает. Вот 3 тыс. я заработал за четыре дня, выходит в день по 800 рублей. Отпускные, больничный никто не платит. Вот с чем надо разбираться! А вы «бабушки выскакивают»… Да пусть они выскакивают!
Фото Дианы Чижаускайте
В былые времена любителей проехать бесплатно (в любом наземном виде транспорта) называли зайцами. В советских автобусах висели агитки: «Бывают зайцы серые, бывают зайцы белые. А ты какого цвета, товарищ без билета?»
Старшее поколение помнит компостеры-дыроколы («крокодилы») в автобусах и троллейбусах – примечательно, что отпечаток они оставляли разный. Поэтому по одному билетику в разных автобусах было не проехать. Зато на помощь порой приходила взаимовыручка: выходившие из автобуса пассажиры отдавали свои билеты входившим. Некоторые смышлёные граждане на оборотной стороне билета меленько записывали бортовой номер транспортного средства и использовали на одном и том же маршруте неоднократно. Кто‑то пытался разглаживать утюгом прокомпостированные билеты. А если уж совсем с фантазией было туго, заяц просто не платил за проезд – наверное, чудилось ему в этом какое‑то лихачество. Или, может быть, считал делом чести обмануть систему? Впрочем, частенько зайцами оказывались хронически безденежные студенты.
Под трафаретным лозунгом «Совесть – лучший контролёр» в общественном транспорте стояли кассы самообилечивания: бросаешь монетку и отрываешь билетик. Но совесть совестью, а живой контроль на линии работал исправно. Контролёры, как правило крепкие мужчины или женщины, не страдающие субтильностью. Вот кого боялись зайцы!
Поймав безбилетника с поличным, они сначала настоятельно рекомендовали оплатить и проезд, и штраф (в советский период, если не ошибаюсь, штраф составлял 1 рубль при стоимости проезда 5 копеек). А дальше по ситуации – если заяц платить отказывался, его высаживали. Могли выписать штраф по адресу – если удавалось заглянуть в паспорт несознательного гражданина. А если тот ещё и дебоширить начинал – доходило до милиции. Аргумент «Одну остановку можно проехать бесплатно» срабатывал не всегда.
В 1990-е ходила байка, что под видом контролёров некие ушлые ребята сшибали себе деньги на опохмел: не каждый пассажир спрашивал у них документы. Альтернативой кассам были кондукторы. Протискиваясь через толпу пассажиров, они громко предлагали: «Готовим за проезд!» Работа была нервная и низкооплачиваемая. Однако лет семь назад в белгородских троллейбусах ещё можно было получить билет из рук кондуктора.
Затем ситуацию коренным образом поменяли маршрутки. Там водитель стал сам себе и кондуктор, и контролёр. Муниципальному транспорту конкурировать с частниками было непросто, потому, видимо, кондукторы и контролёры попали под сокращение.
Ушло из обихода определение «зайцы». И правда: можно ли назвать зайцем бабульку, которая при входе в автобус просит водителя: «Сынок, подвезёшь одну остановку? Денег у меня нет…» Водитель махнёт рукой: мол, подвезу, чего с тебя взять… Да и пацанва, выскакивающая из троллейбуса, наверняка ведь проверяет себя на слабо или экономит деньги, которые дали родители на проезд. А настоящие, принципиальные зайцы исчезли как вид?
Фото Вадима Заблоцкого
Компания «Белкомтранс», отвечая на редакционный запрос, заявила: случаи, когда пассажир отказывается платить за проезд, практически отсутствуют – изредка подростки этим грешат. В «Городском пассажирском транспорте» на запрос не ответили.
Однако именно в муниципальном транспорте с недавнего времени можно увидеть такое объявление: «Уважаемые пассажиры! На линии работает контроль! При оплате проезда требуйте у водителя билет! Согласно Закону Белгородской области № 91 от 30.06.2016, за безбилетный проезд предусмотрен штраф. Проверка билетов при выходе».
Попробовала я выполнить это требование, обратилась к водителю:
«Скажите, тут написано: «Требуйте билет» – что это значит?»
В ответ он с некоторым раздражением достал пригоршню билетов и протянул мне:
— Нате.
— Нет, мне не нужно, просто интересно, написано ведь…
— Лучше вам этого не знать! – пресёк моё любопытство водитель.
А вопросы остались. Например, считаемся ли мы все, оплатившие проезд, но не потребовавшие билет, безбилетниками, нарушающими этот закон? Штраф за безбилетный проезд предусмотрен небольшой – 100 рублей, но всё‑таки… Статья 11.18 КоАП РФ грозит этой же суммой штрафа, но за безбилетный проезд в междугородних автобусах. Видимо, санкции к безбилетникам в общественном транспорте определяют регионы.
И ещё пара риторических вопросов. Выходит, ситуация вновь замыкается на водителе, которому нужно принимать оплату за проезд, отсчитывать сдачу, контролировать оплату безналом и отрывать билетики… Вернётся ли когда‑нибудь в нашу жизнь (не только в сферу транспорта) контролёр-совесть, начнётся ли обратный отсчёт ситуации «обмани ближнего своего»?
Врач общей практики, член Российской ассоциации когнитивно-поведенческой психотерапии Михаил Валуйский считает, что поведение молодых людей определяет общество потребителей:
«В советском обществе культивировалась идея равенства, солидарности, доброжелательных взаимоотношений между людьми. Тогда был уместен принцип «Совесть – лучший контролёр». С развалом Союза идея была дискредитирована: честность, совестливость уже не являлись залогом жизненного успеха. Напротив, совестливые люди не могли конкурировать в новых рыночных условиях. На смену равенству пришла идея потребительства.
Производитель, чтобы втюхать свой товар, внушает человеку: «Купи очередной айфон ХХХ и почувствуй себя круче других». Так маркетинговый ход формирует в сознании потребителя ощущение собственной привилегированности, уникальности. О чём говорит это ощущение? «Раз я лучше, круче всех, то не должен соблюдать нормы и правила, которых придерживаются остальные жалкие людишки». Ведь есть разные способы выделиться, например нарисовать гениальную картину. Но гораздо проще подтвердить свой статус, нарушив общепринятые нормы: в том числе не заплатить за проезд. Причём сейчас такое девиантное поведение, обычно характерное для подросткового периода, всё чаще встречается в более старшем возрасте: 20–25 лет. Это поколение, в котором каждый считает себя выше другого. Такая тенденция, считаю, будет только нарастать».