«Праздник Рождества Христова – это всегда надежда, что мы обновимся и станем лучше. Речь идёт о том, что мы можем исправить в собственной душе. А для того, чтобы заглянуть в свою душу, необходимо мужество. Мы боимся себя больше всего на свете, потому что сами себя порой не знаем. Отсюда желание сказать: «А тот ещё хуже поступает», оправдаться. Но если мы заглянем в свою собственную душу и скажем, что не правы, что поступили скверно, пойдём каяться, примиримся с теми, кого обидели и сделаем это ради Христа, то сделаем это и ради своей души. Потому что душа по своей природе христианка, – отметил митрополит, поздравляя белгородцев с приближающимся праздником, и рассказал, что встречает его с радостью. – С каким настроением новомученики встречали Рождество, когда были гонения на церковь? Когда они служили литургию в местах заключения, то использовали сок, который добывали из ягод, или водой листья заваривали и потом этот взвар использовали для совершения литургии. И всё равно были радостными.
Нам унывать грешно. Да, какие‑то нестроения в мире происходят. Они всегда происходили. Но нет крайностей, которые бы заставляли нас жить в постоянной тревоге. Тревога – это признак слабости веры, когда человек надеется только на свои силы и забывает, что Господь рядом».
Митрополит прокомментировал ситуацию на Украине:
«Это такой прецедент, когда раскольники во всем мире почувствуют, что они могут делать всё, что угодно. Вот уже Польская православная церковь сделала заявление. Блаженнейший Савва, митрополит Варшавский и всей Польши, написал письмо патриарху Варфоломею. Это письмо-возмущение православных Польши тем, как происходило присоединение без покаяния. Слава Богу, когда люди соединяются. Но если человек не кается и не признает деяния по захвату храмов, по убийству православных, которые ходили в каноническую церковь (были и такие прецеденты), он не может быть в евхаристическом общении с теми, кто не совершал такие действия.
Сам способ проведения этого Собора, где было большинство раскольников, говорит о том, что это легализация раскольников и победил не украинский народ, а раскольник, который называет себя патриархом Украины Филаретом. Он добился того, что его признал Константинополь, но это не означает, что остальной православный мир признаёт его каноничность.
Как мне известно, многие священники приводят в пример Евангелие, где сказано о добром пастыре. Пастырь добрый готов душу свою положить за овцы своя. А вот наёмник видит волка приближающегося и бежит. Сейчас побегут наёмники, а истинные пастыри канонической Украинской православной церкви останутся со своим народом.
Все крупные белгородские приходы имеют приходы-побратимы, которые находятся на Украине. И вот самое главное сейчас – это духовная поддержка. Священники до 60 лет не могли приехать на Украину, особенно в последний месяц, но это не отменяет общения через социальные сети.
Как только обяжут перерегистрировать Украинскую православную церковь Московского патриархата, начнётся давление, чтобы переписать храмы на объединительную раскольническую церковь. Я предполагаю, что это будет очень болезненный процесс, который потребует и мужества, и выдержки, и твёрдости веры архиереев, священников и мирян. Нам важно усилить сейчас молитвы за наших украинских братьев и те связи, которые есть между приходами».
Фото Анны Кущенко
Минувший год был для владыки юбилейным: исполнилось 25 лет с момента архиерейской хиротонии.
«Спустя 25 лет я вижу, как многие ответственные люди берут на себя обязательства, чтобы построить храм на своей малой родине, организовать воскресную школу или духовно-просветительский центр, помочь в создании детского хописа и так далее. Пройти этот путь за четверть века…Здесь необходимо было, чтобы люди потрудились в своей душе».
В этом году в митрополии продолжит работу семейный лагерь для детей с ДЦП, который организуют на епархиальном подворье «Рождественское». Также в планах – создание двух музеев. В Белгородской духовной семинарии собирают экспонаты для музея истории православной миссии.
«Когда в сентябре прошлого года я присутствовал на освящении храма и открытии духовно-просветительского центра в Анге Иркутской области (это родина святителя Иннокентия, митрополита Московского и Коломенского), увидел, как прекрасно оформлен музей, который увлекательно рассказывает о жизненном пути святителя Иннокентия. Встал вопрос об открытии музея православной миссии, чтобы рассказать, как развивалось миссионерство и в Российской империи, и в XX – XXI веках. Это будет обширный музей. Часть его со временем переедет в Москву. Но начнём мы с Белгорода. Экспозицию нужно сделать так, чтобы она была увлекательной, современной, с техническими подходами, которые сейчас есть в музейном деле».
Ещё один музей планируют создать в Дмитриевке Шебекинского округа. Там находится старинный деревянный храм великомученика Димитрия Солунского, ныне не действующий. В храме планируют совершать литургии и создать экспозицию об истории христианства на Белгородской земле.
Храм великомученика Димитрия Солунского. Здесь митрополия планирует создадть музей истории христианства.
Фото Илги Гондаревой
Одним из участников нынешней пресс-конференции стал священник из Обуховки Николай Бабкин, который ведёт популярный инстраграм-аккаунт и на сегодняшний день имеет более 54 тыс. подписчиков. Он вёл эфир и задавал вопросы, поступившие от людей. Один из них, например, касался ипотеки: «В храм хожу недавно. Сказали, что ипотеку брать грешно. Нужно довериться Богу, а банки – это от дьявола».
«Ипотека – законный способ приобретения жилья. Христос не говорит: «Будьте все бедными». Когда его спрашивали: «Неужели невозможно богатому войти в Царство Небесное?», он отвечал: «Надеющемуся на богатcтво трудно войти в Царство Небесное». Если у человека получается решать вопросы, связанные с улучшением жилища, то надо решать. В конце концов, это вопросы достоинства человеческой жизни, достоинства детей, которые будут хорошо развиваться. Но важно, чтобы богатство не обладало сердцем человеческим».
Отвечая на вопрос юноши, который сокрушался, что не может найти целомудренную жену, и спрашивал продолжать ли поиск или смириться, митрополит заметил, что нельзя создавать семью без любви и рассуждать как в песне: «Толстая, худая – это всё равно, пусть уродом будет – ведь по ночам темно».
«Если сердце молчит, как его заставить биться от любви? Это какое‑то безразличие, которое закладывает мину в семейные отношения, когда браки быстро распадаются. Они распадаются, потому что отсутствует любовь и потому что никто не учит, как строить семью. Как помочь молодым людям понять, что тот, кто прощает, тот и больше любит? У нас прощение связано со слабостью. Наоборот, это сила любви.
Молодому человеку посоветовал бы совершать всё по любви. А если он хочет по послушанию… Такие случаи есть, когда старцы благословляли. Я знаю одного батюшку, который пришёл просить благословение у старца на монашеский постриг. Они долго общались. И тут старец выглянул в окно и говорит: «Иди, познакомься. Вот это твоя будущая матушка». Батюшка отвечает: «Я же на монашество благословение прошу». Старец говорит: «Посмотри на себя, ты сметану любишь есть, какое монашество». В итоге они поженились и у них десять детей. Старец прозорливым взором обозрел будущее».
Один из вопросов касался возможности отпевания и молитв за детей-самоубийц.
«Родителям рекомендуются специальные молитвы. Но с другой стороны, если есть достаточная доказательная база, что ребенок был вне себя, то употребляется 14-е правило святителя Тимофея, где сказано, что если человек не понимал, что он делает, то тогда он достоин христианского поминовения и отпевания. Каждый случай тщательно расследуется. Например, было дело, когда родственники написали, что человек был повешен в лесу. По заключению экспертов, он сам пришёл и повесился. А вот туфли были чистые. А ведь шёл дождь. Значит, его кто‑то привез, может уже задушенного. Мы написали запрос, было назначено дополнительное следствие и выяснилось, что это убийство».
Владимир Корнев, администратор телеграм-канала «Белгород № 1» задал вопрос, связанный со скандалом в Валуйской епархии, когда в Интернете опубликовали запись разговора, во время которого епархиальный секретарь просил деньги с одного из сельских батюшек за приезд в храм епископа.
«Сейчас в Интернете распространили заявления владыки Тихона, псковского митрополита, который сказал, что надо завершать эту практику, когда в конвертах дают архиереям, священникам… Надо это искоренить. Он сказал о том, что такая практика была до него. Считаю, надо поступить по словам апостола Павла: «Если я ем мясо, а это соблазняет брата моего, то не буду я это мясо есть вовеки».
Я не могу отвечать за владыку Савву. Я братски с ним поговорил, секретарь был уволен. Вопрос исчерпан. Другое дело, что это ещё долго будет обсуждаться».
Митрополит заметил, что и на пресс-конференции, и в СМИ сегодня много вопросов, которые связаны не с созиданием, а негативными событиями.
«Когда я вижу, что пытаются выяснить какие‑то недоразумения, связанные с церковью скандалы, я понимаю, что это состояние современного общества, это расчеловечивание. Положительное неинтересно. Интересно то, что можно обсудить и тут же забыть. Прокричать громко. Сегодня у нас есть колоссальная востребованность на справедливость. Все думают, что справедливым является то, что можно постоянно кого‑то критиковать, а ведь справедливо то, что учит человека жизни благодатной – той жизни, которая сопряжена с соблюдением заповедей Христовых».