— Николай Васильевич, как создавалась ассоциация?
— Саморегулирование в строительстве пришло на смену обязательному лицензированию. Оно необходимо для эффективного контроля в строительной сфере. В Белгородской области при создании ассоциации в декабре 2008 года её учредителями стали девять строительных организаций региона. В июне 2009-го ассоциация получила статус строительной саморегулируемой организации (СРО), и уже в начале июля были выданы первые допуски к строительным работам.
— Что сегодня представляет собой ассоциация и каковы её функции?
— Строительная саморегулируемая организация даёт допуск к строительным работам и контролирует выполнение правил и соблюдение стандартов.
Сейчас в ассоциацию входят 800 строительных компаний области. В них работают более 45 тысяч человек, это 82 % всех строителей региона.
Мы являемся одной из самых крупных саморегулируемых организаций в ЦФО и России. Общий объём компенсационных фондов СРО превышает 800 млн рублей.
Хочу подчеркнуть, что не компании, которые входят в партнёрство, работают на СРО, а наоборот, СРО создано для поддержки компаний. Наша работа построена так, чтобы всесторонне помогать любому члену ассоциации, содействовать в решении конкретных проблем, возникающих в рабочем порядке.
За годы работы ассоциацию неоднократно проверяли правоохранительные органы, прокуратура, управление Ростехнадзора. На сегодняшний день мы единственная легитимная саморегулируемая организация в Белгородской области с подтверждённым статусом СРО.
— Какие значимые для объединения события произошли за эти годы и как они повлияли на работу ассоциации и компаний?
— Одно из важнейших событий – принятие в июле 2016 года Федерального закона № 372-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс РФ». Отмечу три важных момента, связанных с принятием этого закона.
Первый. Если раньше строительная организация могла вступить в любую СРО на территории России, что давало ввиду удалённости некоторый простор для деятельности не совсем честных людей, то теперь в соответствии с законом организация может войти в СРО только в своём регионе.
Второй. Контроль расходов в компенсационном фонде, с помощью которого обеспечивают возмещение вреда, причинённого одним или несколькими членами СРО, и контроль за исполнением договоров. Компенсационный фонд – реальный инструмент коллективной ответственности СРО по обязательствам участников. Надо сказать, что это и было изначальной идеей саморегулирования.
И третий момент – кадровый. Это наличие людей с высшим образованием, со стажем работы в области строительства и регистрацией в национальном реестре специалистов НОСТРОЙ (Национальное объединение строителей).
— Как СРО влияет на безопасность возводимых зданий и сооружений?
— 2017 год стал для саморегулирования переломным. Прошедшая реформа СРО позволила избавиться от недобросовестных и несостоятельных организаций, способствовала развитию коллективной ответственности.
Теперь согласно требованиям законодательства в компаниях работают специалисты со стажем работы в области строительства десять и более лет. Именно специалисты, включённые в Национальный реестр специалистов, несут ответственность за качество выполненных работ всей организации. Они подписывают документы по контролю качества работ, их приёмке и несут за это персональную ответственность, в том числе административную и уголовную. То, есть контролирующие органы теперь спрашивают качество работ с двух конкретных работников, а не абстрактно со всей организации и даже не с генерального директора.
Фото Вадима Заблоцкого
Отмечу, что от нештатной ситуации не застрахована ни одна компания. В этом случае есть возможность привлечь опытных специалистов для решения сложной задачи из других компаний, состоящих в ассоциации. Но если ущерб возник по причине некачественной работы (при нарушении норм) предприятия – члена СРО и оно не имеет достаточно средств для компенсации, то дополнительные выплаты производят из общего компенсационного фонда возмещения вреда, в создании которого участвуют все члены СРО. После выплат фонд должен быть солидарно восстановлен, а к провинившемуся в зависимости от обстоятельств обычно принимаются меры коллективного воздействия, вплоть до исключения.
— Какую конкретную помощь компаниям и их сотрудникам оказывает ассоциация?
— Мы предлагаем членам СРО квалифицированную консультационную и методическую поддержку, помощь в повышении квалификации персонала. Для повышения качества работ и престижа строительных профессий предлагаем сотрудникам участвовать в конкурсах профмастерства, много работаем над тем, чтобы привлечь молодёжь в строительные профессии. Не забываем наших ветеранов-строителей, которые много лет добросовестно трудились, оставаясь верными избранной профессии и передавая опыт молодым.
Ассоциация участвует в работе НОСТРОЯ, а также в работе профильных органов государственной власти и общественных организаций. Мы представляем интересы членов СРО на региональном и федеральном уровнях, оказывая влияние на формирование законодательной базы отрасли, снятие административных барьеров и разработку норм технического регулирования.
— Требуется ли ассоциации какая‑то помощь, скажем, от государства?
— Безусловно, мы должны научиться работать самостоятельно, но регулятором должно стать государство, которое не может уходить от важных вопросов, таких, например, как ценообразование и нормотворческая деятельность.