Максим Васильев: В Испании стал по-другому смотреть на футбол

02.12.2019 18:08 1

Максим Васильев: В Испании стал по-другому смотреть на футбол

О начале карьеры

«Футболом я начал заниматься в пять лет с отцом (Юрий Васильев – 107 голов за «Салют», лучший бомбардир в истории клуба – прим. авт.). Он тренировал ребят 1972 г. р., а я родился в 1974-м. Потом занимался у него в ДЮСШ, всё время играл в командах, которые на год старше.

В 12 лет отправился на сборы с юношеской сборной РСФСР, там сразу попал в основной состав. Мы выиграли чемпионат Союза, турнир «Юность», потом «Надежду». Из сборной меня взяли в ростовский интернат спортивного резерва. Учился в одном классе с Дмитрием Лоськовым. Ну как учился – по‑моему, там не учился никто.

В 1991 году меня, Лоськова и ещё двоих ребят взяли на сборы «Ростсельмаша». Я даже успел сыграть за основной состав. Мой первый официальный матч прошёл в Питере. Мы досрочно заняли второе место в Первой лиге, а «Зенит» – первое. Выпустили нас, молодых (основа уже в отпуск уехала), и мы проиграли 0:6. Интересно было, ажиотаж, эмоции».

О первом «Энергомаше» и московском «Динамо»

«Из интерната я вернулся в Белгород. Виктор Прохоров взял меня в «Энергомаш», при этом я продолжал играть за юношескую сборную. Два года поиграл в «Энергомаше», потом завод развалился, а команда стала называться «Салют».

В 1995 году Константин Бесков пригласил меня в московское «Динамо». Он видел меня на позиции крайнего полузащитника. Я всё время ездил с основой на сборы, но играл за дубль. В основу так и не попал.

В «Динамо» состав мощный был: играли братья Сергей и Игорь Некрасовы, Дмитрий Черышев, Игорь Симутенков, Денис Клюев, Эрик Яхимович, Андрей Сметанин. Яхимович жёсткий был, но не такой, как Юра Ковтун. Мы были знакомы по «Ростсельмашу». Мог крепко дать по ногам на тренировке. Виталик Сафронов играл, Ролан Гусев только начинал. Было видно, что он футболистом хорошим станет».

О Бескове

«В «Динамо» я попал благодаря президенту «Салюта» Николаю Сотникову. У клуба денег не было, а мне надо было платить зарплату. Вот он и отправил меня на просмотр в «Динамо», а там я понравился Константину Ивановичу (Бескову). Он уже старенький был, до конца сезона не доработал. Кубок России выиграл, и через некоторое время его сменил Адамас Голодец.

У Бескова разборы игр длились очень долго. Рекорд – 2,5 часа. Он во время них рассказывал истории. Например, как в 1945-м заднюю поверхность бедра дёрнул и три голевых отдал. Часто вспоминал про послевоенное турне «Динамо» по Англии. Я уже не помню всех историй.

Максим Васильев: В Испании стал по-другому смотреть на футболМаксим Васильев в матче против махачкалинского «Анжи», 2006 год.
Фото Юрия Бограда

У Голодца были свои приколы. У Бескова‑то нелегко тренироваться было, а у Соломоновича вообще любимое упражнение – «максималка»: мы бегали и прыгали вдоль поля 30 минут. Тоже любил истории рассказывать. Он жил недалеко от «Динамо», на трамвае домой ездил. Ему генеральный директор клуба Николай Толстых всё машину предлагал, а тот отвечал, что ему на трамвае очень удобно.

В том сезоне я был пару раз на замене в Высшей лиге и постоянно играл за дубль. Думаю, сказалось то, что я был молодой, из провинции. Сложно было себя сдерживать в столице – много искушений».

Об уходе из «Динамо»

«В конце чемпионата мне позвонил главный тренер тульского «Арсенала» Геннадий Костылев и позвал в свою команду. Предложил хорошие деньги, обрисовал задачу – выйти в Первую лигу. Подошёл к Голодцу, он предложил остаться. Но у меня уже была семья, которую надо было обеспечивать.

В Туле год отыграл и вернулся в Белгород. Президентом ещё Сотников был. Я лучшим бомбардиром стал (15 голов с учётом Кубка – прим. авт.). Как‑то опаздываю на тренировку, и мне звонят. Не помню уже кто, но говорит, чтобы я не приходил: меня там ждут люди из военкомата. Дело в том, что по контракту мне полагалась квартира – я сыграл все матчи, забил много голов. Чтобы эти условия не выполнять, Сотников решил меня сдать в армию – я же не служил. Мою проблему с военкоматом решили уже в воронежском «Факеле», куда я позже перешёл, мне же нужен был загранпаспорт для сборов на Кипре и в Турции».

О «Факеле»

«В конце сезона 1997 года в Белгороде в игре с назранским «Ангуштом» мне сломали малоберцовую кость. Я с поломанной ногой ещё минут 15 бегал. Так что сборы с «Факелом» я пропустил. Нога в месте перелома болела: ударишь по мячу – боль сумасшедшая. Так и не сложилось у меня с Воронежем. Матчей много провёл, но в основном выходил на замену. Нога не давала тренироваться: отыграешь – пять дней отдыхаешь. Никак не мог восстановиться.

«Факел» тогда только вылетел из Высшей лиги и собирался вернуться обратно. Воронеж – футбольный город. Фанаты нас в лицо на улицах узнавали. И клуб солидный был. Когда клуб возглавил Валерий Нененко, пошло усиление, и я уехал в лискинский «Локомотив». Полгода там отыграл и перешёл в липецкий «Металлург».

2012 год.2012 год.
Фото Юрия Бограда

О «Салюте»

«В 2001 году «Салют» меня у «Металлурга» выкупил. Меня заявили как раз перед игрой на Кубок с «Крыльями Советов». Игра с Самарой – что‑то с чем‑то, ажиотаж необыкновенный. Меня все знакомые просили билет или пригласительный достать. Всем помочь не смог. 14 тысяч зрителей на трибунах, люди в проходах и на крышах вокруг стадиона сидели. Знаковое было событие для Белгорода. «Крылья» тогда только с первого места Высшей лиги слетели, Андрей Тихонов там играл.

У нас были моменты для гола, но не забили. Тот матч был потолком для нашей команды, которая тогда только из третьей лиги вышла. За победу над Самарой тройные премиальные обещали. В итоге двойные дали, не знаю, кто это решил – губернатор или президент клуба.

В том сезоне Валера Масалитин играл – профессионал до мозга костей. Когда тренер Олег Терешонков его не выпускал на поле, Масалитин всё равно стоял и разминался, весь в игре был. Я его всем в пример приводил: человек многого добился в футболе, а в 35 лет выходит и тренируется вместе со всеми. И не ноет, что его в основу не ставят. Многие перспективные футболисты не хотят работать, а Масалитин всегда тренировался на 100 %.

Трагедия страшная была в январе 2004-го, когда Андрей Федосеев и Вадим Шахназаров разбились. Шахназаров играл во второй команде, Федосеев сам из Питера, но остался здесь жить, у него жена была. Они поехали на машине Федосеева на сборы, в Волгоград, что ли. У Андрея была убитая «девяносто девятая», на встречку вылетели под «Газель». Скользко с горы, резина плохая. Вадим в тот же день умер, Андрей – на следующий.

Лучшими президентами у «Салюта» были Василий Потрясаев и Николай Головин. При Потрясаеве у клуба вообще не было проблем – мы думали только о футболе. Зарплату платили вовремя, сборы проходили в назначенное время, с выездами проблем не было. А Головин построил северную трибуну стадиона и вообще много сделал для белгородского футбола. Он меня и вернул в «Салют».
На мой взгляд, лучший состав у нас был в 2005-м, когда с Сергеем Андреевым мы вышли в Первую лигу. Ноздря в ноздрю до последних туров шли с подольским «Витязем» и «Рязанью» и на финише их обошли.

Самый мощный сезон был, когда мы седьмыми стали при Сергее Ташуеве. Обыгрывали «Анжи» 4:0, «Аланию» 5:2. Подбор игроков был сильный: Шипицин, Лешонок… Отличный был коллектив».

О Кубке России

«После «Крыльев» мы несколько раз играли в 1/16 Кубка. Ажиотаж был, когда «Спартак» приезжал. Перед нами поставили задачу – выглядеть достойно. Ташуев решил с москвичами сыграть в открытый футбол. И это сработало! Наш Москера даже счёт открыл.

Максим Васильев: В Испании стал по-другому смотреть на футболФутболисты качают тренера после выхода команды в Первый дивизион, 2012 год.
Фото Юрия Бограда

Помню ещё матч с «Москвой», я в нём играл. Там молодой Дмитрий Тарасов был, всё летал прямой ногой в подкатах. Особняком стоит матч с «Динамо» в 2013 году, когда мы выиграли 1:0. Они приехали сюда с мыслью, что обыграют нас на одной ноге. Но у нас состав был, наверное, самый мощный в истории – из тех игроков половина в Премьер-лиге играла, а некоторые играют и до сих пор. Взять того же Вадима Афонина из «Оренбурга».

На сборах Ташуев отправил меня с дублем играть против молодёжки «Зенита», что ли, и дал мне Афонина. Так Вадим выполнил всё, что я от него хотел. Очень сильный и умный игрок. Не зря его многие хотели забрать, и он несколько раз входил в сборную тура Премьер-лиги».

О договорняках

«Мне позвонили как‑то и сказали: «Сдайте игру, нам выходить надо». Говорю, мол, нет, пацаны, вы и так можете нас обыграть, у вас и состав посильнее. Не согласились ни в какую. Но двое из наших согласились. Мы 2:1 проиграли. Тренер предателей на следующий день выгнал».

О тренерстве

«Директор «Салюта» Виктор Прохоров меня и Ермакова в 2010-м отправил учиться в высшую школу тренеров. Клуб заплатил за это 300 тысяч рублей – солидные по тем временам деньги. Ездили на сборы в Турцию и Испанию. Обучение было информативное, с выездами и стажировками.

В «Осасуне» неделю стажировался, там тренером был Хосе Антонио Камачо. На матч с «Реалом» ездили в Мадрид, а потом на «Атлетико». Агу­эро там играл – очень сильный футболист. Интересно было наблюдать за подготовкой к матчу. Готовились специально под «Реал». Упражнения делали и потом переносили это на поле. И мы всё это видели в игре. Тренеры могли объяснить, зачем это делают. Например, необходимо доставить мяч в штрафную – из неё забивается 85 % голов. Раньше я об этом не задумывался.

После Испании я стал по‑другому смотреть на футбол. Как говорил Сергей Андреев, подготовить команду к чемпионату может любой, а дальше всё зависит от квалификации футболистов. Если они у тебя посредственные, то добиваешься результата, вытаскивая из них максимум. Другие тренеры только с хорошими футболистами добиваются успеха. Некоторые клубы работают с судьями.

Самый сильный тренер, с которым я работал, – Леонид Кучук. Я много у него взял в плане тактики. При Ташуеве играли хорошо. У него интересный, атакующий футбол, который, конечно, в итоге раскусывают и начинают играть от обороны с контратаками. Но он делает красивую, зрелищную игру».

Максим Васильев: В Испании стал по-другому смотреть на футболБолельщики благодарят команду и тренера послу выхода «Салюта» в Первый дивизион, 2012 год.
Фото Юрия Бограда

О вылете из Первой лиги

«В 2010-м «Салют» возглавил Мирослав Ромащенко, который сейчас вместе с Черчесовым нашу сборную тренирует. Ему пришлось тяжело: коллектива не было, четыре футболиста получали зарплату в разы больше, чем остальные, на «бентли» рассекали, куролесили – в общем, не до футбола им было.

В конце сезона главным стал Юрий Быков. С ним приехал Олег Саматов, и я думал, что пойдёт игра. Но не получилось. Вылетели во Вторую лигу.

К Быкову, бывало, зайдёшь в тренерскую, а он сидит – ноги на столе и шансон слушает. А тогда было так: что у главного тренера в телевизоре, то и во всех телевизорах в номерах, где футболисты жили. Вот шансон всей командой и слушали».

Об обиде на «Салют»

«Когда мы вышли в Первую лигу, я хотел остаться в команде главным тренером, хотя меня в Пензу звали. Но мне сказали, что я не готов, и позвали Ташуева. Обидно стало, думал, дадут шанс потренировать «Салют». Но шанса не дали.

Я отказывал другим клубам. А потом начался кризис – команды стали исчезать, свободных тренеров с лицензиями стало слишком много. Даже такой сильный специалист, как Ташуев, долго без работы сидел. Без хорошего агента и связей не попасть никуда. У меня агента никогда и не было. Агент нужен футболисту, чтобы он думал только о футболе.

После развала клуба я хотел стать тренером «Энергомаша», предлагал свою помощь. Но тогдашний директор Александр Кокорев сказал, что это не мой уровень, что мне в третьей лиге делать нечего и тренер уже есть – Андрей Репринцев. Позже клуб возглавил Виктор Навоченко. Витю я хорошо знаю – мы играли вместе. Следил иногда за выступлением белгородцев, приятно было, когда медали брали, – всё‑таки белгородский клуб. Но следил без фанатизма, даже в Москве на игры «Энергомаша» не ходил. А сейчас Навоченко с курским «Авангардом» в Премьер-лигу рвётся».

О возвращении в футбол

«Мне позвонил Вадим Старков, объяснил ситуацию, попросил помочь. С Александром Фёдоровичем Щегловым поговорили. Роль свадебного генерала меня не смущает. Я вообще три года не связан был с футболом. Так, хожу на игры. А тут хоть домой приезжаешь посмотреть, я же живу и работаю в Москве. У друга маленький бизнес, помогаю ему. В футбол сложно попасть без поддержки. Много клубов развалилось, тренеров с лицензиями полно. А так хожу на «Спартак-2» и «Локомотив» – они рядом с моим домом в Москве играют».

Источник

Следующая новость
Предыдущая новость

В Белгороде в доме на улице Маяковского нашли тело школьника Глава Первоуральска отчитается о своей работе Госдолг Белгородской области сократился до 33 млрд рублей В Билимбае — новый начальник Выросли в рейтингах и в глазах туристов. В Белгороде подвели итоги туристического года

Лента публикаций