Фото Владимира Юрченко
Восемь работ заслуженного художника РФ Алексея Жабского – живопись и графика – в музей поступили в 2014 году. Часть картин приобрели, а часть подарила вдова художника – Людмила.
Одна из приобретённых картин – «Натюрморт с земляникой» (1987).
«Это натюрморт-обманка, написанный до иллюзорности натуралистично. Материальность каждого предмета Жабский – очень хороший художник реалистической школы – передал великолепно», – пояснила куратор выставки, заведующая научно-экспозиционным отделом музея Галина Половина.
Фото Владимира Юрченко
Три года назад народный художник России, мастер современного декоративного искусства Валерий Малолетков приезжал в Белгород с передвижным арт-проектом «Чаша судьбы». Тогда заинтересовавшиеся белгородцы могли увидеть его скульптуру.
Художественный музей приобрёл несколько работ художника, и часть из них выставлена в его постоянной экспозиции. Ещё девять произведений Малолетков белгородцам подарил. «Любовная ладья» – не единственная, но крайне метафоричная работа художника на этой выставке.
Фото Владимира Юрченко
В конце 2016 года крупную коллекцию – около 80 картин – передала в Белгород Марина Ломакина, правнучка известного дирижёра и композитора родом из белгородской Борисовки Гавриила Ломакина.
Его потомки тоже нашли себя в искусстве. Сын Владимир, не получивший художественного образования, великолепно владел рисунком и живописными приёмами. Его дочь Мария, внучка дирижёра, была ученицей Кузьмы Петрова-Водкина и Дмитрия Киплика. Дебютировав на рубеже 1910-х как живописец и получив образование к концу 1920-х, она не стала певцом соцреализма. Ломакина работала в живописи, графике, декоративно-прикладном искусстве, преподавала в Абрамцевском художественно-промышленном училище. Две трети картин в подаренной коллекции – её авторства. Это преимущественно поздние пейзажи, где изображены виды Подмосковья, прежде всего Троице-Сергиева лавра и её окрестности.
«Больших работ всего две, – рассказала куратор выставки. – Есть работы среднего формата, в основном же – малоформатные. Чем обусловлен этот размер? Абсолютной бедностью художницы, средств на материалы не было. Но даже в маленьком размере ей удавалось добиваться фундаментальности форм. Помимо художественной ценности, у этих работ есть ценность краеведческая. Это возвращение на родину».
За два года в основной фонд музея поступили четыре работы Ломакиных. Остальные проходят стадию научного исследования и описания.
Фото Владимира Юрченко
«Юрий Копейко, как и Герман Мазурин, – великолепный советский иллюстратор. Книжную иллюстрацию без этих имён в ХХ веке представить нельзя», – пояснила Галина Половина.
Народный художник России, график Юрий Копейко работал завотделом оформления журнала «Юный натуралист», главным художником журнала «Родина», в конце 1980-х – главным художником издательства «Малыш». Позже, уже в начале 2000-х, за космическую тему его, академика Российской академии художеств, избрали действительным членом Российской академии космонавтики. А к 1990-м годам, проиллюстрировав около 200 книг, Копейко нашёл себя в станковой живописи.
В собрании художественного музея хранятся 40 графических листов авторства Копейко. Их в 2014 году передала в Белгород вдова художника Галина Макавеева.
Фото Владимира Юрченко
В 2015 году владимирский иконописец Сергей Ратников написал её специально для собрания белгородского художественного музея.
«Эту икону можно назвать уникальной. Канонические изображения Иоасафа Белгородского существуют, а житийных икон святителя не было. Эта, написанная в традициях мстёрской живописи, стала первой. Сергей Ратников сам разрабатывал все клейма (небольшие по размеру законченные композиции на полях иконы – сцены из жизни святого – прим. авт.) на основе литературного источника – жития «Святитель и чудотворец епископ Белгородский. Его жизнь, прославление и чудеса», составленного епископом Белгородским Никодимом. Житие издали в Курске в 1914 году», – рассказала Галина Половина.
Не пройдите мимо отдельно стоящей витрины с работами художника-керамиста Юрия Агафонова. Около 30 лет он работал художником на Борисовской фабрике художественной керамики, первым получил звание народного мастера Белгородской области. В мае следующего года ему бы исполнилось 80 лет.
Выставка новых поступлений работает до 12 ноября.