Дмитрий Богданов, 26 лет, аналитик НИУ «БелГУ», организатор интеллектуальных игр в Белгороде:
Фото Тамары Акиньшиной
«Когда меня спрашивают, почему так получилось, что я не пью, обычно говорю: просто не хочу. И за этим не стоит какой‑то интересной истории. Наверное, мои родители сумели у меня сформировать осознание того, что это не нужно. Хотя они никогда прямо не говорили, что это плохо и не стоит употреблять.
Родители, сколько я их помню, не пили. Остальные родственники употребляют, но очень умеренно. На семейных праздниках алкоголь – просто атрибут застолья, не более того. Я тосты поддерживаю соком, колой или минералкой.
Конечно, в своё время я узнал вкус спиртного. Был в компании, предложили. Ну попробовал. И всё. В том возрасте, когда люди только начинают пить, я закончил. Хотя понимаю, почему люди пьют. Да, в этом, наверное, что‑то есть. Просто для меня – нет. Может быть, надо было больше пробовать, чтобы распробовать (смеётся). Но сейчас смысла в алкоголе я не вижу.
Поддерживать эту позицию для меня не составляет никакого труда. Это не то, что я каждый раз себя ограничиваю: нет, сегодня не буду пить. Просто действительно не возникает потребности.
Подшучивают надо мной по этому поводу часто. Например, у моего одноклассника ещё с выпускного есть желание меня споить. И сейчас, когда я прихожу к нему в гости, он улыбается и всегда в шутку предлагает: «Ну что, будешь?» В нашей компании уже сложившаяся реакция на эту тему. Часто бывает тост за «пьющих» – то есть за меня. Или специальный тост «за человека, который назначен ответственным за то, чтобы все были в сознании к концу мероприятия». Я к этому нормально отношусь.
Сам за трезвость не агитирую. У каждого свой выбор. Если человек хочет выпить, если ему это нравится и не доставляет ему и окружающим дискомфорта, – пожалуйста. Я не отношусь негативно к людям, которые употребляют алкоголь. Не осуждаю ни в коей мере.
Положительные эмоции, которые многие люди получают от употребления алкоголя, я получаю от интеллектуальных игр и соревнований. Они для меня – своеобразный допинг, хобби, из которого я черпаю энергию. Если мы собираемся большой шумной компанией, всегда поддерживаю этот сбор. Только если его цель не просто выпить, а хорошо провести время. Иногда это даже веселей, если ребята успели до игры немного выпить.
Говорят, нельзя зарекаться. Но пока не вижу причины, по которой моя позиция по отношению к алкоголю может измениться. Да и в кругу, в котором я общаюсь, сейчас всё больше людей, которые завязали. И я это всячески приветствую».
Андрей Чмелёв, 42 года, ведущий инженер ООО «Газпром межрегионгаз Белгород»:
Фото Тамары Акиньшиной
«В моей жизни был момент, когда я познал, до чего доходит человек, который пьёт. Второй курс, студенческая компания. Упились мы тогда, что называется, до потери пульса. Но для ребят это был нормальный режим, а меня уговорили: «Ты ж не знаешь, как это, может, тебе хорошо будет! Давай попробуем!» Но то, от чего люди обычно получают радость и эйфорию, у меня вызвало депрессию. Из чего я сделал вывод, что мне это точно не нужно.
Мой отец тоже не употреблял никогда и даже как‑то брезгливо к алкоголю относился. Отказывался принципиально.
Потом у меня было испытание армией. Там выпивка – один из главных видов отдыха. Мне один раз предложили – я отказался. Потом и предлагать перестали, даже обрадовались, типа «нам больше достанется». И всё, вопрос был исчерпан.
После армии отказываться пить в компаниях стало ещё проще. У меня даже присказка появилась: если уж меня там не заставили пить, на что же вы тогда претендуете?! До застолья выпрашиваю у хозяев дома воду либо сок – и вперёд! Если сока нет – поднимаю бокал со всеми, чокаюсь, но не пью. Людей это успокаивает, они в основном замечают только то, что в их рюмках, а за чужими не следят.
Отделом периодически отмечаем какие‑то события – люди пьют то, что они хотят, я – то, что хочу я. Уже давно никто надо мной не подшучивает по этому поводу. Все привыкли, вопрос закрыт. А в малознакомые компании попадаю редко. Но если оказываюсь там и намечается пьянка – уйду по‑английски. Агитировать за трезвость никого не буду: я ж понимаю, что окажусь в меньшинстве.
Считаю, что каждый имеет право на свою позицию по поводу алкоголя. Если человек понимает, что делает, знает свою норму, это одно дело. Но если он её не соблюдает – я стараюсь к этому моменту перестать с ним контачить. Хотя заметил, что, находясь в пьяной компании и не выпив ни капли, ты всё равно эмоционально приобщаешься к веселью.
Мне кажется, что сейчас люди много пьют. Наверное, потому, что жизнь становится сложнее. Те, кто работает, с помощью алкоголя снимают напряжение, кто сидит без работы – заливают стресс от отсутствия финансов. А я уже больше чем полжизни не прикасаюсь к спиртному. И не вижу пока ни одной причины для того, чтобы эта позиция поменялась. Это не просто какой‑то глобальный концепт, а вывод из личного опыта и наблюдений.
Многие пьют потому, что для них алкоголь – способ отдыха. А я как в том анекдоте: «Как же вы отдыхаете? – А я не напрягаюсь!» В свободное время смотрю ролики на YouTube, научно-популярные передачи о космосе, читаю фантастику, играю в шахматы-960. Здоровье подкачало, поэтому спорт не для меня. На велосипеде, правда, катаюсь – езжу на нём на работу и с работы».
Михаил Еськов, 58 лет, специалист-распределитель работ на ООО «Белэнергомаш-БЗЭМ»:
«Пить я перестал 25 лет назад. Заболела печень, положили в больницу. А там попал в палату к циррозникам. Насмотрелся на них – и меня будто отворотило. После этого ни капли не пил. Хотя лечащий врач совсем алкоголь не запрещал, только сказал при выписке: о пиве и вине забудьте, а водку хотя бы год не пейте. Но я вот так кардинально решил бросить. Сильно не пил, но выпивал, конечно, как все мужики.
В семье моё решение восприняли хорошо. Жена обрадовалась. А вот в прежней компании – мы тогда в общежитии жили и все праздники вместе отмечали – на меня мужики обижались, что перестал с ними сидеть. И первое время активно агитировали. Потом предлагать перестали. На корпоративах на работе уже тоже даже не предлагают – знают, что это бесполезная затея.
Малознакомый человек ещё может пристать, а знающие меня люди привыкли и смирились с тем, что тостую я компотом из сухофруктов.
Ломки, после того как бросил пить, не было. Я тогда почти сразу занялся бегом. Сейчас ежедневно пробегаю по 10 км. Как только прекращаю это делать – сразу начинает болеть спина, повышается давление, становлюсь раздражительным. Я от бега получаю огромное удовольствие, это такие эндорфины! Наверное, я с его помощью сбрасываю то напряжение, которое другие снимают с помощью водки (смеётся). Зимой бегаю на лыжах и коньках, летом катаюсь на велосипеде, с мая по сентябрь плаваю в Северском Донце или езжу на пруд в Комсомольский.
Мне многие говорят, что я не выгляжу на свой возраст. Думаю, тут всё свою роль сыграло: и отказ от алкоголя, и спорт, и то, что не курю (тоже бросил через два года после того, как перестал пить).
Свой выбор я сделал много лет назад: бег мне приносит больше радости, чем выпивка. И сейчас, мне кажется, многие сознательно выбирают здоровый образ жизни. Сколько молодёжи на стадионах по вечерам спортом занимается! Хотя, конечно, остались ещё те, кто предпочитают всему дружбу с бутылкой».