На старинное захоронение наткнулись рабочие, прокладывавшие теплотрассу во дворе дома № 2 на улице 50-летия Белгородской области.
Склеп обнаружили случайно при прокладке новой траншеи для трубопровода ещё 27 августа. Экскаватор ковшом незначительно повредил торец и свод склепа, сделанные из кирпича. Руководство строительной организации обратилось в управление госохраны объектов культурного наследия Белгородской области, как того и требует закон.
«Теплотрассу решили проложить несколько иначе, чем это было раньше, и для этого начали рыть новую траншею в обход, – пояснил руководитель Белгородской археологической экспертизы Андрей Божко. – То есть здесь до этого никто никогда не копал. Рабочие прорыли траншею и немного задели склеп, а также наткнулись на фундамент старого здания».
По предположению археологов, фундамент может принадлежать Георгиевской (Тихвинской) церкви, которая была простроена на этом месте в 1761 году и простояла до 1930-х годов. По всей видимости, склеп размещался во внутренней части храмовой постройки. Стены его выложены из обожжённого красного кирпича, а сверху захоронение закрывал свод, также выложенный кирпичом.
Вскрытый склеп.
Фото Вадима Кумейко
Вскрыв сводчатую часть склепа, археологи получили доступ к самому захоронению. Останки лежали в неплохо сохранившемся деревянном гробу, что для находок такого типа в Белгороде – редкость.
«Под воздействием воздуха он за несколько дней расслоился и покоробился, – объяснил Андрей Божко. – Хотя, когда мы вскрыли склеп, он был почти идеальной геометрической формы».
О том, кто конкретно был похоронен в склепе, специалисты Белгородской археологической экспертизы пока с точностью сказать не могут. На останках сохранилась кожаная обувь с медными пряжками, нательное бельё, достаточно простая верхняя одежда с текстильными пуговицами. Более конкретных датирующих находок нет, за исключением, пожалуй, нательного деревянного креста.
В целом весь комплекс предметов, найдённых в склепе, позволяет предположить, что это было захоронение скорее мужчины-мирянина, нежели кого‑то из духовенства.
Вадим Кумейко