Не золотая, а золотная. Что посмотреть на выставке «Златошвейное искусство России»

27.06.2019 13:24 0

Не золотая, а золотная. Что посмотреть на выставке «Златошвейное искусство России»

Орудия труда швеи

Путешествие по выставке логичнее начать со знакомства с орудиями труда швеи: это пяльцы, подушечка для иголок, катушка с золотной нитью.

Золотная нить – сложная по составу. В основе её – льняная, хлопчатобумажная или шёлковая нить, на которую навита плоская металлическая.

  • Не золотая, а золотная. Что посмотреть на выставке «Златошвейное искусство России»

  • Не золотая, а золотная. Что посмотреть на выставке «Златошвейное искусство России»

«Мастера в работе использовали самые разные по фактуре нити: плотную – пряденую нить, более рыхлую – сканую, где видны фрагменты внутренней основы, плоскую бить, которая могла быть прямой и гофрированной, канитель. Использование всех этих нитей позволяло разнообразить орнамент, – рассказала ведущий научный сотрудник отдела этнографии русского народа санкт-петербургского музея Елена Мадлевская. – Разнообразны и технологические приёмы. Например, шитьё по настилу, в качестве которого использовались нитки, ткань, кусок картона, бумаги, бересты. Настил мог быть тоненьким, а мог быть и высоким, за счёт которого шитьё становилось выпуклым. Кроме того, вышивали и в технике узорных прикрепов, когда золотные нити прикреплялись не только по краю, но и по самому фрагменту шитья. Они формировали линии зигзагов, маленькие ромбики, круги. От того, какими были прикрепы и насколько глубоко они притягивали нить, узор разнился».

Костюм крымской татарки

  • Не золотая, а золотная. Что посмотреть на выставке «Златошвейное искусство России»

  • Не золотая, а золотная. Что посмотреть на выставке «Златошвейное искусство России»

Не пройдите мимо этого экспоната за стеклом и обязательно присмотритесь к головному покрывалу.

«К концу XIX–началу ХХ веков у крымских татар сохранилась старинная техника двухстороннего золотного шитья. Расшитая ткань была тонкой, и золотная нитка могла пройти через неё. У многих других народов такая техника не сохранилась, потому что ткани для вышивки золотными нитями были более плотными», – объяснила Елена Мадлевская.

Платок из Каргополя

Не золотая, а золотная. Что посмотреть на выставке «Златошвейное искусство России»Платок из Каргополя.
Фото Владимира Юрченко

Более распространённой и популярной была техника шитья односторонней гладью: золотная нить идёт поверху, а прикрепляется к ткани с помощью других ниток – прикрепов, насквозь пронимающих полотно.

В русской традиции, по словам Елены Мадлевской, также вышивали золотной нитью на проём в технике тамбур. Таким способом расшит платок из миткаля XIX века родом из Каргопольского уезда Олонецкой губернии.

Чепраки – дар бухарского эмира

Не золотая, а золотная. Что посмотреть на выставке «Златошвейное искусство России»Чепраки.
Фото Владимира Юрченко

Давней традицией золотного шитья гордились в Бухаре, а крупнейшая его мастерская располагалась прямо в резиденции эмира Бухарского. Чепраки – подстилки под конское седло, – расшитые золотной нитью, подарил императору Александру III один из бухарских эмиров. Дипломатический подарок, один из «даров эмиров бухарских», которые с конца 1870-х по 1910-е годы преподносили русским монархам правители Бухары. Российскому этнографическому музею (тогда – отделу этнографии Русского музея) чепраки и другие предметы царской коллекции передал его основатель император Николай II.

Якутский женский костюм

Якутский женский костюм.Якутский женский костюм.
Фото Владимира Юрченко

В Сибири золотным шитьём элементы одежды украшали только якуты. У женщин такую вышивку можно было увидеть на навершии праздничных головных уборов. И чаще всего якутские модницы в компанию к ней добавляли роскошный натуральный мех. В экспозиции – нарядный костюм якутки ХХ века.

Молитвенный коврик намазлык

Намазлык.Намазлык.
Фото Владимира Юрченко

Наравне с деталями костюма, украшали золотной вышивкой предметы, относящиеся к религиозным церемониям. В экспозиции представлены футляр для Торы, поручи и пояс из облачения православного священника, покровец и намазлык – молитвенный коврик. На его вышивке обязательно изображение михраба – ниши в мечети.

Узбекские панно

Не золотая, а золотная. Что посмотреть на выставке «Златошвейное искусство России»Узбекские панно.
Фото Владимира Юрченко

Из Санкт-Петербурга привезли украшенные вышивкой панно разных лет рождения и, что интереснее, разной формы: прямоугольные и круглые. Последние датируются началом ХХ века. Исследователи полагают, что такими панно накрывали котлы с пловом на праздниках. Прямоугольные панно младше, и назначение их сугубо бытовое. Прежнее место жительства всех этих экспонатов – Бухара.

Специально для белгородцев

Не золотая, а золотная. Что посмотреть на выставке «Златошвейное искусство России»Праздничный женский костюм Бирючского уезда (слева).
Фото Владимира Юрченко

Также в белгородский музей привезли и расшитый золотными нитями праздничный женский костюм Бирючского уезда Воронежской губернии.

Выставку «Златошвейное искусство России» экспонируют в худмузее при поддержке Фонда содействия развитию музейного дела, археологии и памятников архитектуры в Белгородской области «Наследие». Экспозиция работает до 12 августа.

Источник

Следующая новость
Предыдущая новость

С 1 января 2019-го в Белгородской области изменится норматив накопления ТКО «Салют Белгород» одержал свою первую победу Белгородским многодетным семьям подарили приставки для бесплатного цифрового ТВ Староосколец заплатил 52 млн рублей долга после ареста акций предприятия Умные камеры, тревожные кнопки. Какие технологии помогают делать Белгород безопасным

Лента публикаций