— Алексей, расскажите, как вы «пришли» к пению?
— В 5 лет меня старшая сестра привела в клуб Ленина, сейчас это здание нашего театра «Вариант». Я хотел и танцевать, и петь. Я такой человек, что мне всё нужно сейчас и сегодня. Танцевальный кружок был закрыт, а вокальный — открыт. Пришлось записаться в вокальный, так я запел. Буквально через неделю я уже где-то, в Новоалексеевке или в Новой Утке, спел песню на сцене «Пропала собака». Это была самая первая моя песня. И когда уже в школе потом учился, я стал участником всяких смотров, ездил много на областные и российские смотры, потом отряд строевой песни у каждой школы был обязательно. Вот так началась творческая жизнь.
— Вы из поющей семьи? Откуда музыкальность и тяга к музыке?
— У мамы был хороший высокий народный голос. От нее у меня строение голоса, диапазон. Профессионально в семье никто не пел, я, наверное, единственный. Сестра у меня занималась в этом же клубе Ленина, там был эстрадный коллектив. Позднее она вышла замуж, муж запретил ей этим заниматься. Я считаю, что из нее получилась бы неплохая певица.
— Дома какие-то вечера, дни рождения, наверняка, отмечали. Может, мама пела, еще кто-то? Как вообще проявилась расположенность к пению?
— Если сейчас мы своих детей «ищем», вплоть до того, что с помощью компьютерных программ по пальцам определяем, к каким направлениям творчества они предрасположены, рассчитываем, куда ребенка отдать, что нужно в нем развивать, то у нас раньше выбора не было. У нас было кино, школа, кружки. По телевизору две программы, интернета не было. Если человек захотел яркой жизни, то и профессию выбирает такую, которая может принести много яркого. Я был последний занеженный ребенок, мне всегда хотелось быть на виду. Сейчас я понимаю, что это своего рода очистка. Все проблемы, которые накапливаются в бытовой жизни, выплескиваются на сцене.
— Как дальше складывалась ваша карьера?
— Как я вообще запел цыганские песни? Мы как-то раз ехали с выступления, и моя руководитель спросила: «Леша, а ты язык-то вообще знаешь цыганский?», я ответил: «Конечно». «А песни-то ты свои поешь?», я сказал: «Ну, так…». И она попросила меня напеть что-нибудь, тут же на аккордеоне подыграла. А раньше в клубе было точно так же, как сейчас в ДК ПНТЗ, но на более мелкой площадке, но там был и взрослый хор, и детский народный хор, и кружок чтецов, и цирковой кружок, и танцевальный, и оркестр — огромный автобус, мы вместе выезжали на концерт. Разножанровость была неотъемлемой частью выступления. И вот мы все вместе в автобусе, я запел. И те артисты, которые с нами ехали, все зааплодировали. И моя преподавательница поняла — то, что я пел до этого — заучено, нужно, это политика, а здесь у меня природное открылось. И осталось только купить яркие ткани, пошить цыганскую рубашку.
В начале концерта я пел патриотические либо советские песни — «Орленок, орленок…» — и в конце уже выходил с цыганскими песнями. Никто не знал, как меня зовут, зрители спрашивали: «А маленький цыганенок будет петь?». На тот момент мне было шесть лет.
После 8-го класса многие ребята решили уходить из школы, я в своей голове где-то там отложил, что тоже ухожу. И дома я сказал, что хочется взрослой жизни… И как назло — я хотел пойти сначала в Культпросветучилище, Училище искусств сейчас называется, и вот именно в этот год отменили прием после восьми классов. И я пошел в Ревдинское медицинское училище. Туда пошел, потому что мама сказала: «Понимаешь, сегодня голос есть, завтра — нет». Плюс нужно получать «нормальную» профессию. Семья же не творческая. С другой стороны, мне всегда нравится преодолевать трудности, и когда я узнал, что в медучилище на фельдшерское отделение конкурс 4,5 человека на место, для того времени это было очень много, пошел и сдал. Тогда мне казалось, что я герой, но теперь понимаю, что парней было мало, и где-то на что-то, возможно, закрыли глаза (смеется). Я благополучно выучился, и сейчас мне это очень пригодилось. У меня в данный момент свой детский оздоровительный центр, я занимаюсь грудничками.
— Медучилище… а дальше — как вернулись к песням?
— В училище я много пел в агитбригадах. Мы много ездили, соревновались между медицинскими училищами, между просто училищами разных специализаций. Но там у нас было военизированное — мы военнообязанные, поэтому песни были военные или связанные с политикой, медициной. Военком, который преподавал военное дело, сам сочинял, поэтому мы пели авторские песни.
Не хватало времени на собственное творчество — автобус забирал нас в семь утра, возвращался домой я в девять вечера.
Дальше я отработал пару лет, а потом пошли лихие 90-е, пошла коммерция. В 21 год я женился, в 24 устроился на работу администратором-управляющим в ресторане. Все это время я не пел.
И однажды получилось так — к нам пришла компания, мы работали до последнего гостя, к 5 утра с ними так сроднились, что свободно уже общались, болтали. И играла какая-то музыка. Я подпел. И один из мужчин подошел ко мне и спросил: «Что ты здесь делаешь?», я ему: «Вам наливаю», он мне: «Ну и дурак». Я не обратил внимания, пьяный мужик, что с него возьмешь. На следующий день пришел этот мужчина и рассказал, что является продюсером и директором конкурса, который идет уже 8 месяцев, и остались последние заявки. Это был конкурс «Российская звезда-99». Участвовали Екатеринбург, Казань, Туапсе, Сочи и Волгоград. Я взял первое место в номинации «Лучший вокалист до 25 лет». Потом меня отправили на всероссийские соревнования в Сочи в рамках этого конкурса. И я снова в той же номинации победил. Вернувшись сюда, я познакомился с директором барда Александра Новикова Алексеем Хоменко. Он дал мне дельный совет: «Если хочешь петь эстраду, на этом нужно зарабатывать деньги, чтобы записываться на хорошей профессиональной аппаратуре. А что у тебя есть природного — то, что ты принадлежишь к этнической группе цыган». Алексей посоветовал мне влиться в действующий коллектив «Старая Москва». Так я туда попал. Отработав там год, я понял, что могу создать свое. И создал «Нэвэ Рома» («Новые цыгане» — ред.). Я являюсь руководителем взрослой и детской студии коллектива. В прошлом году нам было 15 лет, думаю, что до 20-ки догоним.
В этом году «Нэвэ Рома» подает документы на звание «Народный коллектив», у ансамбля большой наградной список. Лично у Алексея Богданова есть почетный знак за вклад в развитие культуры Первоуральска и Свердловской области. Последние награды — участник военных действий, осенью Богданов летал в Сирию, и почетная грамота от Законодательного собрания Свердловской области.
— Ансамбль выступает на областном уровне? В Первоуральске мы видим «Нэвэ Рома» нечасто.
— География наших выступлений очень широка. В основном, не хочу хвастаться, но мы выступаем на официальных мероприятиях — саммиты, встречи иностранных делегаций. Плюс в Екатеринбурге очень сильные национальные диаспоры, там Дом дружбы есть. И мы всегда представляем нашу этническую группу и город. Иногда я задаю вопрос — почему вы позвали цыган? Мне отвечают, что Хозяйка медной горы в кокошнике — избитая тема. Поэтому иногда хотят встречать гостей так, с цыганами. Часто работаем на правительственных встречах, если это позволительно в рамках мероприятия.
Много ездим по фестивалям, потому что нам нужно подтверждать звание, повышать стимул коллектива работать не только за деньги. Много коммерческих мероприятий — свадьбы, презентации и прочее. В основном приглашают, чтобы показать русскую душу — ярмарка, гуляния…Это наш пласт.
— Сколько человек в вашем коллективе?
— В коллективе 7 взрослых и 5 детей. Это основной состав.
— А произведения в репертуаре? Это только цыганские песни?
— В репертуаре не только цыганские песни. У нас есть три или четыре программы, одна — полностью романсовая, когда должна звучать камерная или фоновая музыка. Мы ее готовили, записали, сделаем нарезку и поедем по городам. Филармонии очень любят покупать такие вещи. Мы являемся носителями какого-то уникального симбиоза — смешения двух стилей — русский и цыганский романс. Это когда брались слова русского романса, накладывались на цыганскую музыку, добавлялись элементы и получались уникальные произведения.
Есть программа «Разгуляй», где цыгане приглашаются как кабацкие певцы, чтобы поразвлекать публику — это подходит для свадеб. Есть эстрадированные вещи, когда взяты песни советских времен либо раньше, но они уже с современными звуками. Чаще всего, чтобы удовлетворить каждого слушателя, мы стараемся сделать три разных музыкальных блока.
15 мая пройдет сольный концерт Алексея Богданова. Концерт без национального окраса. В программе собраны песни из проектов, в которых когда-либо участвовал певец. Это те произведения, которые внесли вклад в творческую жизнь Богданова — народные, современные эстрадные и другие. Помимо Алексея в концерте будут принимать участие друзья певца, сольно и дуэтом с главным исполнителем этого вечера. Вокалист отмечает, что выступление понравится тем, кто любит душевные романтичные композиции — взрослым зрителям:
— На концерте ожидается не только мое пение, которое первоуральский зритель уже слышал и знает, но еще и много света, декораций, спецэффекты и главное — чистый громкий звук. Это будет настоящее театрализованное мощное представление.