Творчество ради творчества, конечно, существует. Однако в большинстве своем музыканты, художники, литераторы стремятся быть признанными публикой и коллегами. Ведь так приятно, когда тебе рукоплещет зал, а критики-профессионалы пишут хвалебные отзывы. В мастерстве академического хора «Сольвейг» не сомневается, пожалуй, никто. В копилке коллектива — множество наград, и хор постоянно пополняет ее. Очередная покоренная вершина — ХХ Осенний пражский хоровой фестиваль.
— Я мечтала несколько лет об этой поездке, — признается руководитель хора Елена Шестакова, — и своей мечтой я заразила весь коллектив.
Подготовка поездки и репетиции заняли около шести месяцев. Весь состав хора поехать, к сожалению, не мог, поэтому Елена Владимировна волновалась, удастся ли «Сольвейгу» показать все, на что он способен.
— Плюс к этому, организаторы фестиваля никак не могли выслать нам список участников. О том, что Россию будет представлять только наш хор, я узнала за неделю до отъезда и запереживала, — рассказывает Елена Шестакова.
Однако волнения были напрасны. Европейцы прекрасно приняли подготовленную первоуральцами программу.
— По репертуару никаких ограничений не было. Стояло только одно условие — выступление должно уложиться в тридцать минут. Выбирала произведения я сама, — говорит Елена Владимировна, — Panis Angelicus (Хлеб Ангелов) из католической мессы, итальянская «На лодке», украинская «В зеленiм леску» и русская хоровая четырехголосная музыка. Уже один наш выход вызвал в зале тишину. До этого какой-то гул стоял. И слушали нас в такой же тишине. Но свои аплодисменты и крики «Браво» мы получили. После директор фестиваля Станислав Терлица сказал, что наше выступление очень понравилось и пригласил приехать снова.
Хор «Сольвейг» во время выступления. Фото предоставлено Еленой Шестаковой
Закрытие фестиваля и подведение его итогов было назначено на следующий день. «Сольвейгу» вновь предстояло петь вместе с хористами из других одиннадцати стран, приехавших в Прагу.
— Нам заранее выслали ноты тех произведений, которые мы должны были исполнять. Но в соборе, где предстояло выступать, нас поставили не вместе, а разделили по голосам. Альты — здесь, басы — там, сопрано — тут. Я искала, где стоят альты. И вдруг подбегает ко мне один из хористов и говорит: «Елена Владимировна, вас на сцену приглашают». Вышла, мне вручают дипломы, что-то говорят по-английски. Мне только потом перевели, что «Сольвейг» назван лучшим хором фестиваля, — смеется Елена Шестакова.
Помимо выступления в двух пражских соборах, первоуральские хористы успели познакомиться с Прагой, погулять по Карловому мосту.
— Мы ехали на фестиваль посмотреть, послушать, себя, конечно, показать, посоревноваться. Но то, что нас поставили на пьедестал, несколько неожиданно, — делится Елена Владимировна, — выступление в Праге останется в моем сердце надолго.