В коллективном саду №62 с ноября 2016 года случилось 11 пожаров. Горят садовые домики, веранды, бани, заборы. Специалисты Роспожнадзора выдвигают свои версии, одна из которых — износ электропроводки. Садоводы подозревают, что каждый случай — поджог.
В ноябре 2016-го в «Садоводческом товариществе пенсионеров» (СТ №62) сгорел садовый домик. В небольшом строении не было ни печки, ни электричества — хозяева приезжали сюда только летом. Тогда большого значения возгоранию никто не придал — это был всего лишь третий пожар за 40 лет существования СТ. Первый, как вспоминают садоводы, произошел из-за молнии, второй — случайно, когда в одном из сараев сено упало на электрообогреватель. Да и то, оба случая были слишком давно, чтобы их соотносить с ноябрьским пожаром.
Когда в декабре 2016-го сгорел второй дом, жители напряглись.
В следующем месяце, в январе 2017-го — опять пожар. До мая 2017-го включительно в саду то здесь, то там раз в месяц полыхало пламя.
Фото Анны Неволиной
Огонь ежемесячно охватывает все новые территории. Фото Анны Неволиной
В теплые деньки СТ №62 снова наполнился жизнью — многие садоводы переехали сюда на все лето. Активно пользовались электроприборами, но пожаров как не бывало. Выдохнули. Лето прошло спокойно.
1 октября — конец урожайного сезона. 1 октября — новый пожар. 18 октября — второй, уже 11ый за год.
Мы встретились с садоводами у домика, который сгорел последним. Пока последним. В разговор сразу вступил хозяин участка Андрей Ли:
Андрей Ли. Фото Анны Неволиной
— Первыми пожар увидели соседи. Говорят, что огонь пошел с улицы, между домом и баней, которую мы построили два года назад. Баня сгорела частично, только прихожая, дом выгорел полностью. Пока не знаю, что будем с ним делать. Ломать очень дорого, восстанавливать — тоже.
На вопрос, что же стало причиной пожара, мужчина пока не имеет точного ответа, но поделился с нами своим мнением:
— Все говорят, что дома поджигают. Может быть, это действительно так. Жители уже обращались в прокуратуру, все отписываются, уголовное дело заводить не хотят. Подозревать некого, никто ничего не видел. МЧСникам легче всего грешить на проводку, они говорят, что в этом причина. Сейчас на экспертизу забрали провода, счетчик, через месяц скажут, почему случился пожар.
Татьяна Рубцова. Фото Анны Неволиной
Председатель СТ Татьяна Рубцова — еще один участник нашей встречи, рассказала, как происходят пожары.
— Все по одной схеме: залезают в дом, обкрадывают. На следующий день — пожар. Ко мне когда люди обращаются, мол, обокрали, не хватает того и того в доме, сразу говорю — обращайтесь в полицию как можно скорее, потому что вас подожгут. И действительно, дом горит через день-через два.
Единственный дом, который не обокрали, принадлежит Андрею Ли. Татьяна Владимировна предполагает, почему в этот раз события развивались не по стандартной схеме.
— В воскресенье, 15 октября, после очередного пожара, случившегося 1 октября, мы собрались правлением. Сидели и решали, что делать. Дознаватели нам поджоги не ставят, пишут, что замыкание, проблемы с электричеством. Загораются домики каждый раз в час ночи. И мы решили, что нужно ограничить подачу электроэнергии с 11 вечера до утра. Сделать это для того, чтобы у дознавателей не было возможности поставить причиной пожара проблемы с электричеством. Проговорили это все в воскресенье, обсудили.
Но на общее обозрение объявление вывесить садоводы не успели. Через день загорелся дом. Пожар начался в 10 часов вечера.
— Нас щелкнули по носу, — утверждает председатель.
Фото Анны Неволиной
Фото Анны Неволиной
У садоводов есть несколько версий, почему происходят пожары, но каждая сводится к тому, что поджигают свои — кто-то из владельцев участков. Люди наняли частного детектива, несколько раз обращались в полицию и в прокуратуру, но дальше дело пока не идет.
— Каждый из пострадавших предоставил справку об ущербе. Устав, договор, лицензию. Заявление отправили прокурору города, оттуда его перенаправили в отдел МВД. Занимался нашим делом оперуполномоченный. Когда я с ним связалась, тот сообщил, что я работал по нашему вопросу один день. После — отправил обратно пожарным. Круг замкнулся, — рассказывает Татьяна Рубцова. — А мы продолжаем бояться.
Фото Анны Неволиной
Фото Анны Неволиной
Одна из женщин-садоводов впечатлилась происходящим настолько, что не топила баню несколько месяцев — переживала, что во многих домах пожары начинались именно с таких строений. Но предосторожность не спасла — баня все равно загорелась.
Почему горят домики — вина это старой электропроводки или же их кто-то поджигает, не известно. В Госпожнадзоре нам пообещали прокомментировать каждый случай в отдельности. Экспертиза по последнему дому закончится в середине ноября. Как только появятся новые подробности этого дела, мы расскажем о них.
— В полицию Первоуральска поступал ряд заявлений от потерпевших по фактам возгорания дачных домов на территории коллективного сада № 62.
Поскольку в результате пожарно-технической экспертизы, проведенной по каждому из пожаров, фактов умышленного поджога не установлено, материалы проверки, в соответствии с действующим законодательством, направлены в отдел надзорной деятельности Первоуральска для соответствующего разбирательства.
В настоящее время основания для возбуждения уголовного дела, проведения следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий отсутствуют.