«БелПресса» изучила, во что обходится телефонный терроризм людям и государству.
До осени 2017 года массовых эвакуаций из‑за телефонного хулиганства в Белгородской области не случалось. Однако и без атак 19 сентября и 9 октября ложных вызовов хватало.
За последние пять лет в регионе зарегистрировали 76 таких сообщений.
За ложный вызов виновных привлекают к ответственности по ст. 207 УК РФ. Максимальное наказание – лишение свободы на срок до 5 лет. Российские законодатели уже подготовили поправки, чтобы увеличить наказание до 10 лет лишения свободы.
Ложные сообщения о терактах в Белгородской области с 2012 по 2017 годы
Infogram
Пока нет: за пять лет нашли 43 человека, поиски остальных продолжаются. Обычно раскрываемость подобных преступлений составляет более 90 %. При этом виновников чаще просто штрафуют на сумму, которую считают уместной при масштабах эвакуации.
В каждом конкретном случае – по‑разному. Прокуратура Белгородской области привела пример с Сити Моллом: вызов 24 сентября этого года обошёлся по затратам сил и средств в 56 103 рубля. Но сумма составляется из условных значений, а не реальных затрат.
В случае реальной угрозы именно спасатели вынуждены будут разгребать завалы, тушить пожары и эвакуировать людей. Потому на такие вызовы они отправляют всю возможно необходимую технику. К примеру, причинённый ведомству ущерб от ложного вызова на рынок «Мирный» 18 мая 2015 года составил около 10 тыс. рублей. Но важно даже не это.
«Наши подразделения обеспечивают готовность к первоначальной ликвидации возможных последствий всё время, пока проверяется факт возможного террористического акта. И отвлечение от возможных реальных вызовов – основная проблема ложных сообщений», – сообщили «БелПрессе» в главном управлении МЧС России по Белгородской области.
Иллюстрация Любови Турбиной
Существенно меньше. В департаменте здравоохранения Белгородской области рассказали, что стоимость выезда одной бригады скорой помощи на вызов стоит 1 897,3 рубля, фельдшерской бригады – 1 675,7 рублей.
На 14 ложных вызовов, которые поступили за сентябрь и первую декаду октября 2017-го, выезжали четыре специализированные врачебные бригады интенсивной терапии, девять врачебных выездных и три фельдшерские бригады. Общая сумма ущерба по ним, как подсчитали в департаменте, составила более 35 тыс. рублей.
С точки зрения логики – да. Именно полицейские выставляют оцепление, обследуют объекты, разыскивая заявленную хулиганом взрывчатку. К работе привлекают следственно-оперативную группу и кинологов. Искать злоумышленников, «заминировавших» те или иные объекты, тоже потом должна полиция.
Но стоимость ущерба в этом ведомстве не подсчитывают: всё же обеспечивать порядок – прямая обязанность полицейских. Тем не менее, когда определяют общий объём ущерба от ложного вызова, один выезд полиции на объект (независимо от того, сколько специалистов работали) считают равным 1 500 рублям.
Да. Оценить его трудно, но попытать взыскать сумму может любой гражданин, пострадавший от действий злоумышленников.
«Доказать факт морального вреда достаточно трудно. Но если в результате ложного вызова ущерб действительно причинён, сделать это можно. К примеру, у вас юбилей, и вы заказали в кафе или ресторане столик. Пригласили друзей, родственников. Оплатили банкет. И в это время ложный вызов. Гости не попали на празднование, у вас сорвалось торжество… И тогда человек легко может подавать исковое заявление в суд на возмещение морального вреда», – пояснил «БелПрессе» адвокат Борис Золотухин.
Алексей Стопичев