У любого СМИ есть ряд спикеров, к которым так или иначе обращаешься постоянно. Но бывают люди, широко известные в узких кругах. Один из них — Кирилл Костин. Основатель первоуральских сообществ ВКонтакте, в частности, «[PVK] Подслушано», которое ярко демонстрирует запросы нашего общества. Мы поговорили с Кириллом, и узнали, чего же больше в первоуральцах — позитива или негатива, и почему эротические темы вызывают у интернет-зависимых горожан повышенный интерес.
— Кирилл, расскажи, какие первоуральские группы в ВК — твои?
— В Первоуральске у меня 13 сообществ — «[PVK] Первоуральск», «[PVK] Подслушано», «[PVK] Барахолка», «[PVK] Недвижимость», «[PVK] Авторынок», «[PVK] Знакомства» и другие. Есть и другие областные группы, которые я особо не афиширую.
— А с Первоуральском как все начиналось? Когда и зачем ты создал первое сообщество?
— В 2011 году. Это было хобби. Заняться нечем было, рылся в соцсетях и во ВКонтакте случайно увидел крутую группу, называлась «Первоуральск». Смотрю — 3000 подписчиков. Подумал, вот бы столько же собрать. Решил, что попробую сделать.
— С чего стартовал?
— «[PVK] Первоуральск». Это самая первая группа, тогда, в 2011-ом, я назвал ее «Официальная группа Первоуральска», хотя об официальности речи, конечно, не шло. И мы начали работать.
— Как собирали первых подписчиков, какие приемы использовали?
— Я никак не раскручивал особо, тогда было время ВКонтакте — люди сами искали интересное, подписывались. В первых группах нам не пришлось тратиться на раскрутку и что-то делать в этом направлении. Мы, конечно, брали идеи в других популярных сообществах — смотрели, как работает «Типичный Екатеринбург» и прочие. Но главный критерий успеха первых групп — мы успели попасть на волну, когда все это было популярно в соцсетях.
— Судя по тому, что новые проекты открываются и сейчас, это до сих пор популярно. Как относишься к конкуренции?
— Я не впускаю конкурентов, стараюсь не пропускать. Не хочу. Мы даем работать всем, но мы всегда сделаем лучше, чем кто-то другой, поэтому на наши сообщества и подписываются. У нас больше опыта. Конкуренты всегда есть, но если их можно обойти — это же хорошо. Меня так же сейчас в Екатеринбург не пускают, там огромная конкуренция, просто так не выжить.
Фото Анны Неволиной
— А сейчас группы для тебя — что? Источник дохода, хобби..?
— Хобби? Ну да, хобби. Какого-то хорошего дохода, как все думают, с этого нет. Мне предлагали от 500 000 до 1000 000 рублей за все сообщества, но это были разовые предложения, которые я не принял.
—Ты единоличный владелец сообществ?
— Один.
— Ты все время говоришь «мы».
— Сейчас у меня есть небольшая команда из 10 человек, которая администрирует группы.
— Кто может попасть в администраторы?
— Я постоянно веду набор. Набираю, но беру не всех. У каждого человека есть своя мотивация, чтобы попасть в администраторы. Но она мне не близка, как правило. Если мы говорим про группу «Авторынок», мы публикуем объявления для народа. В администраторы же постоянно просятся перекупы. Если в недвижимости — агентства часто просятся. Остаются единицы, которые реально хотят попробовать поработать для жителей города.
— Люди бесплатно работают администраторами?
— Те, кто находит рекламу — получают процент с рекламы. Но это немного. На эти деньги не проживешь. Большая часть дохода уходит дальше в раскрутку. Либо на бесплатные раздачи нашей сувенирной продукции.
— Если группы — не основной доход и вообще не доход, то как ты зарабатываешь? Кем ты работаешь?
— ИП. Оффлайн и онлайн-бизнес. Онлайн-бизнес — SMM-продвижение, работаю в Екатеринбурге в основном. Со многими топовыми проектами, в соцсетях продвигаю. Начиная от мелких магазинов, заканчивая крупными информагентствами.
— Самый крупный проект, которым ты гордишься?
— Первоуральская сетка групп. Сейчас добавились и областные, на Свердловскую область. Но Первоуральск пока лидирует в списке моих заслуг (улыбается).
— Почему все твои группы — в ВК? Бытует мнение, что все более-менее серьезные люди уходят в Facebook, ВКонтакте в основном молодежь. Ты согласен с этим?
— Аудитория мигрирует туда-сюда. Серьезные люди изначально регистрируются в FB, но их единицы от общей доли пользователей. И после регистрации в FB, эти серьезные люди все равно приходят в ВК, так как там все. Кроме того, молодежь 2000-х, взрощенная на ВК, подросла. Нельзя сказать, что там только малолетки.
Фото Анны Неволиной
— Давай поговорим про самое известное твое сообщество — «[PVK] Подслушано», в народе просто — ПП. Кто он — стандартный подписчик ПП?
— Просто житель города от 18 до 35 лет.
— Кого больше, 18-ти или 35-летних?
— Я не могу сказать, что есть перекос в какую-то сторону. Есть и возрастные подписчики, и они, как правило, благодарят за свежие новости. Я не знаю, конечно, что они под новостями в ПП понимают (смеется). Есть и 18-летние. Тех, кто моложе 18 лет, мы практически всех блокируем. Если человеку 16-18 лет — еще можем подумать, чтобы оставить, но это единичные случаи. Обычно удаляем. Подрастут — вернутся.
— А накрутки?
— Нет у нас накруток. Группу «[PVK] Первоуральск» недавно подчистили. Процент ботов — 0. Только дождался 20000 подписчиков, почистили — стало 19500. До этого «Подслушано» так же шерстили. Проект такой, на нас постоянно жалуются. Но наказывать не за что.
— А кто жалуется?
— Это только товарищи админы ВК знают, мы — нет. Знаю одно — когда жалоба поступает, с ней работают. У нас все в рамках закона, даже перестраховываемся на всякий случай.
— Может быть, за рекламу блок?
— Наши группы, в первую очередь, созданы для людей, не для рекламы. Задачи зарабатывать на первоуральцах — нет. Если будем активнее развивать рекламное направление, все так же будет идти на пользу подписчикам — конкурсов больше делать будем на эти деньги. А пока — я вот сегодня помыл машину бесплатно в автомойке — вот мой доход за рекламу (смеется).
— Была еще одна группа «Подслушано Первоуральск»…
— Да, была группа, еще раньше нашей.
— И ты сразу создал свою?
— Меня поразило, как это кто-то набрал столько подписчиков. У меня на тот момент уже была группа «[PVK] Первоуральск». Я промониторил минусы того ПП, учел, и в своей группе их не допустил. В частности, убрал все посты от школьников. И народ пошел. Само собой, мы развились, а они загнулись.
— Там были школьники, у вас — эротика.
— А кто в этом виноват? Людям интересно, они предлагают новость — мы публикуем.
— Зачем?
— В проектах, где есть некая «чернуха», активность и статистика очень радует и постоянно растет. Яркий пример: новостная группа «[PVK] Первоуральск», где все очень гладко и красиво, там и просмотров и комментариев меньше. А там, где больше жести («[PVK] Подслушано») — там интереснее. Почему — не знаю, но против желания аудитории не иду.
— Не считаешь, что есть перекос?
— Не я в этом виноват. Народу просто дали возможность публиковать то, что можно. В рамках правил конечно. Многие о «горячем» пишут с фейков, конечно, но встречаются люди, которые выкладывают истории от своего имени. Ты смотришь на человека и думаешь — капец, что у тебя в голове творится. Я раньше удивлялся, когда читал «предложку». Сейчас меня трудно удивить, да и за предложенными постами я больше пристально не слежу — это работа администраторов.
— Идеальное ПП — какое?
— Такое, какое сейчас. Идеальней некуда (смеется).
— В ПП больше позитива или негатива?
— Позитива, конечно. Это же развлекательная группа. Негатив он просто виден больше. На самом деле, «негативных» подписчиков меньше, но они активнее. «Позитивчики», как правило, отмалчиваются.
— А в жизни, на встречах, тоже негатив прет?
— Многие негативны в комментариях. В жизни — добрые и спокойные. Те, кто ругается в соцсетях, в реальности могут друг другу улыбаться и мило беседовать. В интернете же не получишь в лицо, можно говорить все, что угодно. При личной встрече отхватить можно нехило, и агрессия куда-то улетучивается (смеется). Поэтому встречи ПП проходят спокойно, но весело.
— Сам почему редко пишешь?
— Некогда.
— А читаешь?
— Раньше все читал, сейчас — редко, новые проекты развиваю.
Фото Анны Неволиной
— Какие правила для администраторов («[PVK] Подслушано»?
— Главное — соблюдать анонимность постов, не раскрывать людей, даже если этого требуют третьи лица. В принципе я стараюсь команду сохранять всегда. Небольшие косяки я прощаю.
— Были случаи, когда работники ПНТЗ публиковали фото, за которые, по словам самих же сотрудников, их увольняли. И они просили у тебя раскрыть ФИО тех, кто фото выложил.
— Были случаи (улыбается). В итоге я посты про ребят удалил, мне их стало жалко. Но тех, кто опубликовал, не раскрыли. А вообще были ситуации, тоже с Новотрубным, когда человек анонимно сам про себя забомбит пост, после которого сам делает вид, что его кто-то слил. Начинает разборки, пишет комментарии, жалобы, что уволят и прочее. Подписчики, сочувствуя, ищут виновного. Я сижу и думаю — блин, кого вы ищете? Он сам это сделал.
— И что ты делаешь? Удаляешь такие провокационные записи?
— Иногда все проще, чем кажется на первый взгляд. Большая часть сами косячат. Удаляю я посты редко — только в самых серьезных случаях. Если работу человек может потерять — одно дело. Если просто выпил, и утром стало стыдно — это не ко мне. Выставляйте себя, как угодно. Это ваше право. А у нас есть правила.
Фото Анны Неволиной
— Расскажи, кто ты по образованию?
— Первое образование — экономист-информатик, второе — гос- и муниципальное управление. Работаю ни по первому, ни по второму, получается. Первое получил, потому что надо, в итоге понял, что не мое. Решил получить второе — уже осознанно. Захотел и решил попробовать себя в новой сфере.
— Кем видишь себя через 5-10-15 лет?
— Не знаю, все меняется. Пока интересно то, чем занимаюсь. Буду развиваться в заданном направлении.
— Женат?
— Не женат. Как-то не получилось, в работе весь.
— У тебя плотный график?
— Творческий — могу поспать, днем работать. Или наоборот, ночью мысль пришла, и работаю.
— Откуда черпаешь вдохновение?
— Мое вдохновение — опыт других. Все сделано до нас, нужно только уметь пользоваться опытом успешных проектов. И делать еще лучше.
— 13 проектов в Первоуральске. Число 13 не пугает?
— Нет, 14 будет. 15…