Первые мероприятия Советской власти в области строительства были направлены на улучшение условий жизни трудящихся и на уничтожение городских трущоб. В начале 20-х годов началось строительство благоустроенных рабочих кварталов и поселков, которые вместе с промышленными объектами стали первенцами советской архитектуры. В эти годы большую роль в развитии советской промышленной архитектуры сыграло выполнение плана ГОЭЛРО. Были построены электростанции — Каширская, Шатурская, Волховская, определившие пути промышленного строительства. Большое влияние на развитие советской монуметальной архитектуры оказало сооружение мавзолея В. И. Ленина по проекту архит. А. В. Щусева. Каменный мавзолей из красного и черного гранита был возведен в 1930г. взамен временного деревянного. Композиция мавзолея выразительна, отличается лаконизмом и монументальностью. Одним из первых новых городов в нашей стране, начатых строительством в 1928 г. вместе с Днепровской гидроэлектростанцией им. В. И. Ленина, стало Запорожье. В нем нашли широкое применение концентрированная застройка жилых районов, комплексное строительство и благоустройство с проведением больших работ по озеленению. В 30-е годы развитие советской архитектуры совпадает с годами выполнения второго и третьего пятилетних планов. Огромное значение для развития градостроительства имели реконструкция центра Москвы, строительство метрополитена, канала, соединяющего Москву-реку с Волгой, новые жилые массивы определили новую предвоенную советскую архитектуру. Важное место в развитии советской архитектуры занимают созданные станции метрополитена в Москве и других городах страны —Ленинграде, Тбилиси, Баку, Харькове и Ташкенте. Образы станций метрополитена определяют собой не только высокий инженерно-технический уровень архитектуры, но являются памятниками эпохи. Одной из наиболее интересных станций Московского метрополитена (1940 г.) стала «Маяковская», созданная архит. А. Н. Душкиным при участии худож. А. А. Дейнеки. В архитектурном творчестве этого периода отчетливо проявляется стремление к идейно-художественной выразительности, к творческому использованию архитектурного наследия. В первые годы Великой Отечественной войны основные усилия строителей были направлены на перебазирование промышленности в восточные районы страны, где в предельно короткие сроки строились новые предприятия и рабочие поселки. Закон о пятилетнем плане восстановления и развития народного хозяйства СССР на 1946—1950 гг поставил задачу первостепенной важности — увеличить жилищный фонд страны, так как около трети всего жилого фонда СССР было разрушено войной. Концентрация строительства способствовала развитию поточно-скоростных методов и производства и широкому внедрению индустриальных изделий и деталей. Большое место в жилищном строительстве стало приобретать начавшееся в 1946 г. крупнопанельное индустриальное домостроение по типовым проектам. Все это потребовало значительного увеличения выпуска стройтельных изделий и деталей и прежде всего сборного железобетона. 19 августа 1954 г. было принято постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О развитии производства сборных железобетонных конструкций и деталей для строительства». Всесоюзное совещание строителей в конце 1954 г, вскрыло недостатки в архитектуре, связанные с излишней парадностью и декоративностью зданий, что препятствовало внедрению индустриальных методов строительства. По всей стране сооружают заводы строительной индустрии и сборного железобетона, создаются целые домостроительные комбинаты, возводятся крупнопанельные дома с индустриальными конструкциями. Наряду с этим создаются уникальные сооружения в Москве, Ленинграде и других городах. В архитектурный облик нашей столицы органически вошли спортивные сооружения Олимпиады 80. Примечательным спортивным комплексом стал гребной канал в Крылатском. Уникальный спортивный зал на 45 тыс. зрителей, не имеющий аналогий, возведен на проспекте Мира, обновлены Лужники, к которым прибавился спортивный зал оригинальной конструкции. Олимпийская деревня органически вписалась в силуэт застройки Юго-Запада Москвы. Для советской архитектуры последних лет характерны гигантские масштабы строительства, широкое использование конструкций и деталей заводского изготовления. Использование последних достижений науки и практики, постоянное совершенствование планировочной и конструктивной структуры зданий, максимальное удовлетворение запросов трудящихся — вот основные направления современной советской архитектуры.
Во второй половине XIX в. в архитектуру пришли новые материалы — сталь, бетон и железобетон. Нередко они использовались и как декоративные материалы. Во внешнем убранстве зданий и для внутренней отделки начинают вновь применять архитектурные формы барокко. В застройке городов в этот период занимали главное место многоэтажные жилые доходные дома, фасады которых имели пеструю эклектическую обработку с использованием элементов различных стилей. Применение новых строительных материалов и создание новых конструктивных систем определили возможность создания новых типов зданий и сооружений. В этот период были построены Галерея машин в Париже, многие американские небоскребы со стальным каркасом. Высота этих сооружений нередко была более 350 м. Пришедший на смену модерна функционализм ставил своей целью максимальную экономию площадей и объемов, подчиняя структуру и форму здания его чисто практическому назначению.
Начало XX в. характеризуется в архитектуре развитием конструктивизма, идеологами которого были выдающиеся французские архитекторы Огюст Перре и Ле Корбюзье. Архитектура конструктивизма заключалась в стремлении подчинить формообразование зданий современным конструкциям и эстетизации конструктивных форм. Практиковались сочетание простых геометрических форм, выявление во внешнем облике зданий его конструктивной схемы и материала. Применялись гладкие плоскости стен, ленточное остекление, полное отсутствие декоративных элементов. Это направление в архитектуре нашло широкое распространение во всех странах, в 1гом числе и в СССР. Примером такой архитектуры может быть клуб им. Русакова, построенный в 20-х годах в Москве.
Следует отметить, что большинство зданий того периода, построенных на основе «конструктивизма»,либо формалистичны, либо предельно упрощены. Вследствие этого облик большинства капиталистических городов лишен эстетических качеств, тем более что контрасты социально-бытового порядка не способствуют созданию единства в архитектурном организме города. Частная собственность на землю и стремление к удовлетворению экстравагантных вкусов богатейших застройщиков не позволили полноценно решать основные проблемы градостроительства в целом и архитектуры отдельных зданий. В архитектуре стран Запада, особенно в последние десятилетия, превалируют формальные начала, служащие рекламе. В этих целях архитекторы стремятся создать внешне эффектные, необычные по своей композиции и облику сооружения, зачастую дисгармонирующие с окружающей застройкой.
Для нового формалистического направления архитектуры капиталистических стран в последние 15—20 лет характерны сознательная огрубленность архитектурных форм и их архаизация. Послевоенный период в архитектуре ряда капиталистических стран характеризуется быстрым развитием новых инженерных конструкций, предпосылкой чего стали теоретические работы по расчету сложных сооружений и, в частности, большепролетных покрытий.
В конце XIX в. создается новый стиль — модерн. Характерными чертами этого стиля стала асимметрия объемно-планировочных решений, использование в оконных и дверных проемах ломаных и криволинейных очертаний, стилизованный орнамент и другие элементы декора. Конструктивные элементы и детали зданий, выполнявшиеся из металла, нередко использовались в качестве композиционных средств. Так, металлические конструкции перекрытий крупных зданий, переплеты витражей превращались в стилизованный орнамент. В обстановке общего упадка в архитектуре в период с начала XX в. до 1917 г. отдельные русские архитекторы стремились к 'творческой переработке древнерусского зодчества и русского классицизма. Так появилось новое направление архитектуры — неоклассицизм. Многие значительные сооружения в Москве и Петербурге и других городах России в этот период на основе этого направления были созданы А. В. Щусевым, И. А. Фоминым, И. В. Жолтовским, А. И. Таманяном и братьями А. В. и Л. В. Весниными.
Реформы Петра I, превращение Московского государства в Российскую империю и основание новой его столицы — Петербурга, послужили стимулом к новому расцвету русской архитектуры. В этот период (начало XVIII в.) она начинает развиваться во взаимосвязи с европейской, сохраняя однако свои национальные черты. Строгость архитектурных форм, характерная для петровского времени, сменилась пышным нарядным стилем— русским барокко.?br / Декоративность и показная пышность этого стиля были направлены к созданию торжественных дворцовых зданий и крупных ансамблей. Наиболее известными сооружениями этого, периода были Екатерининский дворец в Царском селе, Зимний дворец в Петербурге, собор Смольного монастыря, созданные В. Растрелли, и другие сооружения. В конце XVIII в. под влиянием просветительных идей складываются новые эстетические понятия, основой которых становятся античные, классические формы. Авторы крупнейших сооружений русского классицизма — архитекторы В. И. Баженов, М. Д. Казаков, И. Е. Старов и др. — стремились сочетать принципы классического зодчества с творческой переработкой русского классического наследия. Начало XIX в. ознаменовалось новым этапом русского классицизма. В произведениях этого периода зодчие избегают декоративности, акцентируют идейное содержание сооружения, вводят монументальную скульптуру. Крупнейшими зодчими этого 'периода были А. Д. Захаров, А. Н. Воронихин, по проектам которых возведены наиболее величественные ансамбли Петербурга — Адмиралтейство, Казанский собор, Горный институт и др.. После победоносного окончания Отечественной войны 1812 г. заметно усилилось значение торжественных и триумфальных форм. В этот период наиболее заметными сооружениями стали ансамбль дворцовой площади в Петербурге (архит. К. И. Росси), здания Сената и Синода и др. Для построенных в этот период зданий и сооружений характерны простые рациональные формы планов, сдержанное использование скульптурно-декоративного убранства. Главное внимание уделялось пропорциям зданий и их элементов, заимствованных из классической архитектуры, ордерам античного происхождеия. Если в стиле барокко колонны использовались для декоративного обогащения фасадов, обычно не исполняя функциональной роли несущих элементов, то в классицизме им была возвращена конструктивная роль. В большинстве сооружений классицизма фасады имели шести- или восьмиколонные портики и фронтоны, наподобие античных. Во внутренних помещениях также использовались ордера в виде круглых колонн, полуколонн или пилястр. Большое строительство велось в Москве после пожара 1812 г. Строились многочисленные дворянские и купеческие особняки, городские усадьбы, общественные здания. В архитектуре московского классицизма преобладали стенная плоскость, портики, повторяющиеся скульптурные элементы, геометрические четкие объемы зданий. В решении планов зданий преобладали симметричные построения. Со второй половины XIX в. в период развития промышленного капитализма архитектура как искусство утрачивает свое значение. Именно в это время подъем строительной техники позволил создать смелые инженерные решения — сооружения из металла, стекла и нового материала — железобетона. В застройке городов основное место занимали многоэтажные жилые доходные дома, фасады которых носили следы использования разных стилей.
Архитектура Древней Руси, развиваясь в особых исторических условиях, отличалась от современных ей периодов в архитектуре стран Запада и Ближнего Востока. После принятия Русью христианства (989 г.) в Киеве началось строительство первых каменных сооружений. Самым большим был собор св. Софии, построенный вскоре после победы над печенегами. Он в Киеве представляет собой совершенно новый вариант пятинефного крестовокупольного храма. Следующий этап в развитии русской архитектуры относится к XV—XVI вв. когда Московское княжество завершало объединение земель в сильное централизованное государство. В Москве ведется обширное строительство соборов, дворцов и укреплений Кремля. В центре Кремля возводится столп сторожевой башни — Иван Великий. Вокруг Москвы и на небольшом удалении от нее строятся сторожевые монастыри — Коломенский, Сергиевской Лавры, Донской, Новодевичий и др. В XVI. в. были созданы новые архитектурные формы каменных шатровых церквей. Наиболее значительными сооружениями русской и мировой архитектуры являются построенные в XVI в. церковь Вознесения в селе Коломенском под Москвой и Покровский собор в центре Москвы, на Красной площади, построенный в ознаменование побед Ивана Грозного. Эти сооружения следует считать памятниками исторического значения, поскольку культовое назначение их имело второстепенное значение.
Именно в Италии возникает стиль Ренессанс (Возрождение), в основу которого были положены конструктивные и художественные принципы, выработанные в античной Греции и Риме.Эти термины именуют собой название периода расцвета архитектуры в первую очередь в Италии, Франции и других странах Европы. Подражание, т. е. возрождение античных форм, закономерностей и композиционных приемов, определили новые стилевые характеристики архитектуры периода XIV—XVI вв. В архитектурных произведениях этого периода широко использовались ордерная система, полуциркульные арки, своды и купола, а также простые формы, четкие пространственные решения и гармоничные пропорции. Создаются ясные, жизнерадостные, лишенные мистики образы гражданских зданий. В Италии архитектура эпохи Возрождения разделяется на три периода — Раннее Возрождение (XV в.), Высокое Возрождение (первая половина XVI в.), Позднее Возрождение (вторая половина XVI в.). В новых типах общественных зданий, а также в культовых постройках и виллах применяются классический ордер, арки, купольные покрытия, замкнутые дворы, колоннады, открытые лестницы и другие формы архитектуры. Еще в период Высокого Возрождения, и особенно Позднего, в итальянской архитектуре начали заметно проявляться декоративное начало и отход от конструктивной логики, стремление придать дворцам и культовым зданиям репрезентативный вид за счет нарушения тектоники стены. Так возник стиль барокко (XVII—середина XVIII в.). Характерными чертами этого архитектурного стиля являются усложненность объемно-пространственных решений, пышность и вычурность архитектурных форм. Это достигалось изогнутыми плоскостями и. линиями, нагромождением форм, обилием декора, необычно яркими контрастами цвета и освещенности. С середины XVIII в. повсеместно в Европе развивается новый выразительный и экономичный стиль — классицизм. Этот стиль пришел на смену барокко и отражал прогрессивные перемены в социальной структуре общества того времени. Классицизм как новый стиль отражал стремление к созданию культуры, опирающейся на достижения прошлых эпох. Для архитектуры классицизма характерны четкость и функциональная целесообразность плана, ясные и логичные композиции с применением ордерной системы (колоннад, аркад), сводов и куполов, а также строгость архитектурных форм.
В архитектуре эпохи феодализма различают ряд стилей— византийский, романский, готический, ренессанс (Возрождение) и др. В начале IV в. из преследуемого ранее римлянами культа христианство стало господствующей религией ме треугольника. Одним из главных декоративных мотивов византийской архитектуры была аркада на колоннах. Внешние линии аркады обычно обрисовывались лентой из кирпича, получившей название архивольты. Характерный памятник византийской архитектуры — собор св. Софии в Константинополе, 532—537 гг.. Для архитектуры монументальных зданий Византии было характерно развитие центрической композиции с купольным покрытием, а также богатая художественная отработка внутреннего пространства. Стены храмов облицовывались мрамором и другими дорогими камнями, а своды покрывались цветной мозаикой и орнаментами. Средневековая архитектура в своем развитии прошла два последовательных этапа: ранний — романский (VI — XII вв.) и поздний — готический (XII—XV вв.).Ранний период феодализма характеризуется раздробленностью земель и междоусобными войнами между феодалами. Эти условия нашли отражение и в архитектуре. Места для строительства выбирают удобные в стратегическом отношении. Здания отвечают целям обороны: стены и своды делают массивными, световые проемы в виде бойниц, здания увенчивают дозорными башнями. Эти признаки романского стиля встречаются в постройках периода раннего феодализма во всех странах Европы . В отличие от романского готический стиль характеризуется вытянутыми вверх формами больших общественных зданий (соборы, ратуши), которые возвышаются над остальными постройками города. Широко используются конструктивные каркасы, применяются стрельчатые арки, своды на ребрах—нервюрах, переходящие в пучки колонн. Боковой распор сводов передается через наружные упорные полуарки—аркбутаны на контрфорсы. Развитию готического стиля способствовали две крупные общественные силы — католическое духовенство и быстро нарождавшийся класс торгового и ремесленного населения. В архитектуре готических соборов своеобразно отражены устремления обеих сил. С одной стороны, церковь призывала отрешиться от всего земного. Отсюда стремление к дематериализации стены, превращение ее в фантастический кружевной узор, таинственный полусумрак огромных залов, вызывающий религиозный экстаз у прихожан. С другой стороны, — смелость инженерного замысла, мастерство каменотесов, резчиков, живописцев. Эпоха XV—XVI вв. в городах Западной Европы характеризуется развитием средней и крупной буржуазии,выступавшей против феодалов за расширение гражданских прав. В борьбе гуманистических устремлений против средневековых устоев феодализма идеологии буржуазии опирались на культурное наследие античности, черпая из него необходимые принципы и идеалы.