Временные здания, сооружения и коммуникации на строительных площадках.
Строительные площадки должны быть оснащены комплексом временных зданий и сооружений . обеспечивающих нормальный процесс строительного производства в забоях и на поверхности, а также соблюдение требований охраны труда, техники безопасности и производственной санитарии, охраны окружающей природной среды.
Количество и положение строительных площадок определяется характером сооружения, сроками строительства, мощностью строительной организации, рельефом местности, а также требованиями постоянной эксплуатации (например, вентиляционные стволы.
По своему набору строительные площадки для строительства тоннелей вне городов и метрополитенов или тоннелей в черте города отличаются друг от друга. Отличия эти обусловлены использованием в городах централизованных источников электроэнергии, тепла, воды, других сооружений и коммуникаций, а также возможностью использования в городах для производственных зданий уже существующих городских зданий, попадающих в пятна стройплощадок или расположенных вблизи них.
При проходке тоннелей с портала на строительных площадках располагаются (рис. 7.1): противопожарный резервуар (1); припортальные здания с перегрузочным узлом (2); бетоносмесительная установка с подогревом инертных материалов (3); склад цемента с разгрузочной эстакадой (4); узел для приготовления сухой смеси для набрызгбетона (5); лаборатория стройматериалов (6); материально-технический склад (7); навес для оборудования (8); лесопильный цех (9) для заготовки временной крепи и опалубки; площадка для трансформаторной подстанции (10); помещение конторы начальника участка (11); столовая или буфет (12); котельная (13); душевой комбинат с медпунктом и красным уголком (14); склад горюче-смазочных материалов (15); здание передвижных электростанций (16) (необходимы в первый период эксплуатации стройплощадки до подвода постоянной линии электропередачи); профилакторий для автотранспорта и тракторов с теплой стоянкой (17); погрузочно-разгрузочная площадка с козловым краном (18); электроцех (19); бурозаправочная мастерская (20); кузница (21); пневматическая мастерская (22); механическая мастерская (23) (центральная и участковая); депо ремонта и отстоя электровозов (24); арматурный цех (25); очистные сооружения (26); пост охраны (27); расходный склад ВВ (28); градирня (29) при компрессорной станции (30) для охлаждения воды при оборотном водоснабжении; вентиляционное здание (31.
Рис. 7.1 Принципиальная схема стройплощадки при строительстве тоннеля с портала.
При проходке тоннелей через шахтные стволы дополнительно на стройплощадках размещаются шахтный копер с бункерной и тельферной эстакадами, с машинными помещениями для подъемных машин, которые могут размещаться как на копре, так и рядом с ним на земле.
Кроме того, на строительных площадках горных тоннелей могут размещаться вентиляционные здания (для шахтной вентиляции при строительстве), водозаборные вооружения (на скважинах с погружными насосами или на берегу реки, озера), очистные сооружения и нефтеловушки для очистки стоков вод (механической, химической и биологической). Для предохранения людей от простудных заболеваний в местностях с суровым климатом от душевого комбината к порталам тоннелей или зданиям шахтных копров сооружаются утепленные переходные галереи.
Помимо этого, отдельно от стройплощадок обустраиваются комплексы зданий расходного и базисного складов взрывчатых материалов и средств взрывания.
В зависимости от применяемых при строительстве тоннелей и метрополитенов специальных способов ведения работ на стройплощадках могут быть размещены дополнительные здания и сооружения, такие, как холодильные станции (при проходке стволов, наклонных эскалаторных тоннелей или горизонтальных выработок с применением метода замораживания грунтов), лаборатории для химического закрепления грунтов и др.
Все основные площадки для складирования материалов с целью механизации погрузочно-разгрузочных работ оснащаются либо козловыми кранами, либо эстакадами с передвижными кран-балками или тельферами.
Здания и сооружения проектируются с учетом индустриальности их возведения, как правило, сборно-разборной конструкции, каркасно-панельные из унифицированных элементов заводского изготовления, по типовым или индивидуальным проектам.
Строительные площадки должны быть спланированы с учетом рельефа местности, чтобы добиться как наиболее удобных условий работ, так и минимальных объемов земляных работ. Основные проезды, места погрузочно-разгрузочных работ и складирования, как правило, снабжаются бетонным покрытием из монолитного бетона и железобетона или из сборных железобетонных плит. В городах строительные площадки ограждают типовым инвентарным забором с устройством не менее двух ворот для въезда и выезда автотранспорта.
При выполнении работ в лавиноопасных районах и на участках с возможными камнепадами или осыпями должны быть предусмотрены конкретные меры по защите от снежных лавин и камнепадов, особенно в сейсмически активных районах.
На строительной площадке должна быть предусмотрена возможность складирования необходимого количества сборных железобетонных тоннельных конструкций, блоков и тюбингов с учетом обеспечения правил выполнения работ по их транспортировке, погрузке-выгрузке и хранению. К таким основным правилам относятся следующие: тюбинги, блоки тоннельной обделки, блоки перекрытий и другие элементы конструкций должны укладываться в аккуратные штабеля рядами высотой не более 2,5 м с прокладками и подкладками, позволяющими снимать со штабеля элемент и подавать его к стволу; проходы между отдельными штабелями должны быть удобными и шириной не менее 1,0 м; длинномерные элементы, а также крупногабаритные блоки укладываются в один ряд; сваи укладываются в штабеля высотой не более 2,0 м не более четырех рядов по высоте, головой в одну сторону с укладкой прокладок между рядами по одной вертикали, что предотвращает поломку нижних свай под тяжестью верхних; складирование круглых длинномерных материалов не должно допускать их самопроизвольного раскатывания из штабеля; раскладка элементов на площадке складирования должна быть наиболее удобной для последующей подачи их к стволу, наклонному ходу или другому месту использования; не допускается складирование элементов на участке прокладки инженерных коммуникаций, а также на бровке котлованов при открытом способе ведения работ; отдельно должны храниться материалы аварийного запаса (доски, бревна, рельсы, трубы, песок и др.) в соответствии с планом ликвидации аварий.
Строительная площадка, дороги, места работ, складирования должны быть освещены в соответствии с указаниями по проектированию электрического освещения.
Генеральный план строительной площадки до выдачи его к производству работ должен быть согласован с районным архитектором, с отделом городского транспорта (в городах), с пожарным надзором, с отделом городских подземных коммуникаций, с санитарно-эпидемиологической станцией (СЭС.
До выполнения земляных работ по планировке территории строительной площадки производится снятие плодородного слоя почвы и вывозка его в места складирования, в места устройства новых садов и парков или в места малопродуктивных угодий. Производится, как правило, в осенне-зимний период, пересадка деревьев и кустарников. При необходимости выполняется дренаж территории.
Коммуникации строительных площадок.
Строительные площадки оснащаются коммуникациями теплоснабжения, водоснабжения, бытовой канализации (от душевых комбинатов, столовых, санузлов), производственной канализации (от мех-мастерских, автостоянок, растворных и бетонных узлов), ливневой канализации (от дождей, талого снега), водоотливной канализации из забоев тоннеля, коммуникациями электроснабжения, электроосвещения и связи . В зависимости от местных условий сети водоснабжения могут выполняться заглубленными на глубину ниже максимального сезонного промерзания грунта или укладываться на поверхности в утепленных коробах совместно с сетями теплоснабжения и сжатого воздуха.
Сети канализации выполняются подземными с принятием мер от их промерзания в зимний период; сети сжатого воздуха надземными с необходимым утеплением в районах сурового климата.
Производственные стоки и водоотлив из забоев перед сбрасыванием их в ручьи, реки или в общегородскую канализацию проходят очистку в нефтеловушках или в очистных сооружениях до достижения в них содержания вредностей не более предельно допустимых норм. Бытовые стоки проходят очистку на биофильтрах.
Проекты водоснабжения и канализации должны быть согласованы с санитарно-эпидемиологической станцией (СЭС), бассейновыми управлениями и управлениями Рыб-вода.
Горные комплексы.
Одним из основных сооружений строительной площадки при ведении подземного строительства является горный комплекс вертикального или наклонного ствола . Он предназначен, с одной стороны, для организации транспортировки разработанного в забое грунта с выдачей его на поверхность в бункера и последующей перегрузкой в автотранспорт для отвозки в отвал, с другой стороны, для спуска в шахту элементов тоннельной обделки, материалов, конструкций, оборудования. Кроме того, шахтный подъем служит для спуска и подъема людей. В горный комплекс входят (рис. 7.2) ствол с копром (2), который может быть собран из тюбингов, так же как и ствол, или из металлоконструкций, и бункерная эстакада с одним или несколькими бункерами (6) для накапливания поднятой из шахты в вагонетках породы перед загрузкой ее в автосамосвалы, круговыми опрокидывателями вагонеток (5) над бункерами, толкателями вагонеток (4) для перемещения их от ствола к опрокидывателям и штанговыми толкателями вагонеток (9) для выталкивания пустых вагонеток после разгрузки из опрокидывателя. Кроме того, в горный комплекс входит крановая или телефонная эстакада (7) для складирования под нею привезенных с завода тюбингов и подъема их с земли на эстакаду с помощью тельфера или передвижной кран-балки (8). Эта эстакада оснащается поперечной тележкой (13) для передвижки тюбинговозок с тюбингами в пределах эстакады с одного узкоколейного пути (10) на другой перед подачей их в клети (12) и спуском в шахту. Проемы в копре закрываются автоматически открывающимися и закрывающимися предохранительными решетками (3). Для подъема на эстакаду различных материалов служит вспомогательный подъемник (14). Длинномерные материалы, такие, как бревна, доски, рельсы, трубы, арматура, подаются в шахту через проем в копре (15), устраиваемый на уровне поверхности земли, и спускаются вниз с помощью отдельной лебедки.
Рис. 7.2 Принципиальная схема горного комплекса при двухклетевом подъеме с машинным зданием на земле: 1 машинное отделение на копре; 2 тюбинговый шахтный копер; 3 предохранительные решетки; 4 толкатель верхнего действия; 5 круговые опрокидыватели вагонеток; 6 бункера-накопители; 7 крановая (или тельферная) эстакада для складирования тюбингов; 8 кран-балка; 9 штанговые толкатели для выталкивания вагонеток; 10 узкоколейные пути; 11 перекрестный съезд; 12 клети; 13 поперечная тележка для перестановки вагонеток и тюбинговозок с одного пути на другой; 14 вспомогательный подъемник; 15 проем в лесоспуск и лестничное отделение.
Часто в горный комплекс включается и эстакада для перегрузки из автобетоносмесителей в вагонетки бетонной массы.
При проектировании горных комплексов учитываются требуемая производительность подъема, удобство и компактность комплекса, противопожарные требования и др. Комплекс должен иметь кровлю, наружную обшивку, необходимую освещенность, должен быть оснащен элементами автоматизации технологических операций, сигнализацией и связью.
Различают следующие виды шахтного подъема . бадьевой, двухклетевой, трехклетевой, скипо-клетевой и клете-бадьевой.
Бадьевой подъем (рис. 7.3) применяется при проходке собственно ствола, когда не требуется большая производительность. Над будущим стволом монтируется копер (1) с подъемной лебедкой (2) на нем. Спуск людей производится по лестницам (3), а подъем разработанного грунта и спуск в ствол материалов в бадье (4). Рядом с копром монтируется тельферная эстакада (5) для складирования под ней тюбингов и материалов. Ствол на уровне земли перекрывается защитным перекрытием с открывающимися для пропуска бадьи створками-лядами (6(. При проходке ствола в нем монтируются следующие конструкции: расстрелы (7) с обшивкой, с помощью которых отгораживаются отделение коммуникаций (8), лестничное отделение (9) и отделение лесоспуска (10). Отдельно монтируются коммуникации для вентиляции (11). Движение бадьи по стволу может осуществляться как с использованием канатных проводников для ограничения раскачивания бадьи при спуске-подъеме, так и без них, когда бадьевое отделение защищено обшивкой.
Рис. 7.3 Схема бадьевого подъема.
При малых объемах работ в горизонтальных выработках, когда не требуется большая производительность подъема, используется одноклетевой подъем. Он отличается от бадьевого подъема тем, что вместо бадьи на канат навешивается клеть, в которой производится подъем-спуск материалов, вагонеток, тюбинговозок и людей. Ограничение клети от раскачивания при спуске-подъеме выполняется направляющими проводниками или канатами, монтируемыми на всю глубину ствола.
Двухклетевой подъем описан выше и приведен на (рис. 7.2). Дополнительно к сказанному следует отметить, что в этом подъеме две клети уравновешивают одна другую. Они подвешены на одном канате через шкив на копре таким образом, что когда одна клеть находится внизу в околоствольном дворе, другая на рабочем горизонте горного комплекса. Обычно этот горизонт выше поверхности земли, так как должен совпадать с верхним горизонтом, с которого вагонетка с грунтом через круговой или боковой опрокидыватель разгружается в бункер. В связи с этим неудобства этого вида подъема заключаются в том, что все материалы и блоки тоннельных обделок, так же как и люди, загружаются в клети не с нулевого горизонта, а с верхнего рабочего горизонта, что вызывает необходимость переподъема их на этот уровень. Для этих целей служат вспомогательный подъемник (14) и крановая (7) (или тельферная) эстакада. Кроме этого, связанность клетей друг с другом ограничивает производительность подъема, так как прежде чем одна клеть не загрузится, другая не может быть отправлена на другой уровень.
Трехклетевой подъем является развитием двухклетевого подъема. В стволе диаметром 6 м размещается дополнительно третья клеть с противовесом. При этом первые две предназначены преимущественно для выдачи грунта на отметку +8,6 м (для выгрузки в бункера), а третья клеть предназначена для работы с нулевого горизонта независимо от первых двух клетей.
Одной из разновидностей такого подъема является подъем с максимальной автоматизацией процесса постановки вагонеток с грунтом в клетях, подачи их на круговой опрокидыватель и обратно в клеть. Рассмотрим работу этого шахтного подъема (рис. 7.4). На уровне бункерной эстакады (3) (т. е. на отметке +8,6 м) установлены попарно с каждой стороны от ствола четыре круговых опрокидывателя (4). Отрезок пути от клети до опрокидывателя и сам опрокидыватель установлены с уклоном 3 0 / 00 . благодаря чему вагонетка (9) перемещается самокатом и надежно фиксируется в конце пути. Для возврата порожней вагонетки в клеть применен штанговый длинноходовой толкатель(5). Обмен вагонеток на бункерной эстакаде осуществляется следующим образом: в исходном положении в двух (из четырех) опрокидывателях, соответствующих первой и второй клетям (10), находятся порожние вагонетки. Клеть с находящейся в ней вагонеткой с породой устанавливается на поворотные посадочные кулаки в копре на отметке +8,6 м. Автоматически открываются обе решетки (14), соответствующие данной клети, включается штанговый толкатель, порожняя вагонетка подается в клеть, по пути открыв автоматически стопоры, и выталкивает из клети груженую вагонетку, которая идет самокатом в круговой опрокидыватель, где разгружается. Автоматически закрываются стопоры в клети, надежно фиксируя порожнюю вагонетку, а также двери на этой клети. Клеть идет вниз. Весь цикл обмена вагонеток занимает 8 10 с. За процессом наблюдает один оператор.
Рис. 7.4 Схема трехклетевого подъема: 1 шкивы; 2 тюбинговый копер; 3 бункерная эстакада; 4 круговые опрокидыватели; 5 штанговые длинноходовые толкатели; 6 бункера для породы; 7 проем для грузо-людской клети; 8 крановая эстакада; 9 груженая вагонетка; 10 грузовые клети; 11 грузо-людская клеть; 12 отделение лесоспуска; 13 пути от грузо-людской клети; 14 предохранительные решетки.
Третья клеть (11) служит для спуска в шахту бетона, тюбингов и блоков, различных материалов и мелких деталей, а также для спуска-подъема людей. Для загрузки блоковозок на нулевом горизонте между клетью и местом складирования блоков и тюбингов под тельферной эстакадой уложены рельсовые пути (13). Этот подъем, так же как и два других, оборудован отделением лесоспуска (12) для подачи в ствол длинномерных материалов (леса, рельсов, труб и др.). Для складирования перед спуском в шахту тюбингов и материалов служит крановая эстакада (8.
Скипр-клетевой подъем (рис. 7.5) наиболее производительный и экономичный вид подъема, отличающийся тем, что выдача грунта в бункер (5) на поверхность осуществляется в скипе (4) без подачи вагонеток. Этот подъем состоит из копра (3) с машинным отделением (1). Внутри ствола ходит скип (4) с противовесом (8) и клеть (14) для подачи людей, тюбинговозок и пр. с нулевого горизонта также с противовесом (15.
Рис. 7.5 Схема скипо-клетевого подъема: 1 машинное отделение на копре; 2 отделение шкивов; 3 тюбинговый кипер; 4 скип при разгрузке породы; 5 бункер; 6 лестница на копер; 7 лестничное отделение в стволе; 8 противовес скипа; 9 привод передвижной тележки; 10 передвижная тележка; 11 лифт в машинное отделение на копре; 12 пути козлового крана на стройплощадке; 13 отделение лесоспуска в стволе; 14 грузо-людская клеть; 15 противовес клети.
Работа шахтного подъема осуществляется следующим образом: вагонетки с грунтом подаются в околоствольный двор, где разгружаются в бункер-накопитель в нижней части ствола либо через круговой опрокидыватель (если вагонетки глухие), либо без кругового опрокидывателя (если вагонетки с донной разгрузкой). При этом не производится расцепление вагонеток в составе, а состав проталкивается электровозом по мере разгрузки вагонеток. Это ускоряет процесс разгрузки и повышает производительность подъема. Скип опускается ниже бункера-накопителя, фиксируется там и после открывания шибера (заслонки) загружается грунтом. Бункер-накопитель оснащен промежуточным бункером-дозатором, вместимость которого равна вместимости скипа. Шибер закрывается, скип идет наверх и автоматически разгружается в бункер (5) на поверхности. Затем цикл повторяется. Положительной особенностью данного подъема является также его компактность, особенно когда подъемные машины расположены на копре, что существенно уменьшает размеры строительной площадки.
Клете-бадьевой подъем (рис. 7.6) имеет копер (1) с разгрузочным лотком (2). Он оснащен бадьей (6) большой вместимости (до 5 м 3 ) для выдачи грунта и клетью (3) для подачи вагонеток, тюбинговозок и пр. а также для спуска-подъема людей. Он, как и все другие подъемы, имеет отделение лесоспуска (11) и лестничное отделение (13) для выхода людей на поверхность в случае, если не работает подъем, а также отделение (12) для коммуникаций водоснабжения и водоотлива. Движение бадьи и клети по стволу вверх и вниз производится в направляющих канатах (10). В стволе размещаются кабели электроснабжения (14) и вентиляционные трубы (15). Загрузка или выгрузка клети осуществляется в уровне откаточного горизонта в околоствольном дворе или на поверхности земли. Загрузка бадьи породой производится через загрузочный лоток-дозатор (5) ниже отметки откаточного горизонта в околоствольном дворе, а выгрузка в лоток-накопитель выше поверхности земли.
Рис. 7.6 Принципиальная схема клете-бадьевого подъема: 1 шахтный копер; 2 разгрузочный лоток бадьи; 3 грузо-людская клеть на нулевом горизонте; 4 ствол; 5 загрузочный лоток-дозатор бадьи; 6 бадья; 7 клеть на отметке околоствольного двора; 8 положение бадьи при разгрузке; 9 шкивы бадьи и клети; 10 направляющие канаты бадьи и клети; 11 отделение лесоспуска; 12 отделение для бетоноводов, труб водоотлива, сжатого воздуха; 13 лестничное отделение; 14 кабели электроснабжения; 15 вентиляционные трубы.
Горный комплекс наклонного хода предназначен для проходки эскалаторных тоннелей метрополитенов или наклонных тоннелей другого назначения. Он состоит из наклонной эстакады, бункера, машинного здания, тельферной эстакады для складирования и загрузки блоковозок блоками или тюбингами. Выдача грунта из забоя осуществляется в скипах, перемещающихся по путям, укладываемым в наклонном тоннеле.
Металлоконструкции горных комплексов должны быть рассчитаны на длительный срок службы, так как они обычно применяются на нескольких очередях строительства метро. Монтаж их должен быть индустриальным из укрупненных элементов. Наружная обшивка и кровля изготавливаются из утепленных панелей типа сэндвич (для районов с суровыми климатическими условиями). Все элементы комплекса окрашиваются стойкими красками, препятствующими их ржавлению и придающими сооружению хороший внешний вид. Фундаменты под горный комплекс могут быть как монолитными, так и сборно-монолитными.
Непоследнюю роль при сооружении строительных площадок, особенно в городах, играют и эстетические требования (общий вид зданий, состояние заборов, наличие на площадках зеленых уголков отдыха, клумб, цветников, состояние дорог и площадок складирования), что способствует как повышению производительности труда, общей культуре производства, так и вызывает чувство уважения к строителям со стороны жителей и удовлетворенности и гордости за свой труд у строителей.
Основные показатели строительных площадок.
К ним относятся следующие характеристики . площадь, коэффициент застройки территории, потребности в электроэнергии, тепле, воде.
Площадь строительных площадок определяется приведенным выше перечнем размещаемых на них зданий и сооружений, а также индивидуальными особенностями места их расположения, такими, как плотность городской застройки, пересеченность местности и др. В гористых районах, например, площадки часто располагаются несколькими террасами с блокированием на каждой из таких террас определенной группы связанных между собой технологией строительства зданий и сооружений. Отдельные террасы соединяются между собой проездами автотранспорта и людскими переходами и лестницами. С нагорной стороны устраиваются защитные водоотводные канавы для сброса ливневых и талых вод за пределы стройплощадки.
В случаях когда порталы горных тоннелей выходят в узкие ущелья, непосредственно рядом с порталом обычно удается разместить лишь минимум зданий: припортальное технологическое здание для организации вывоза грунта и подачи в тоннель или штольню материалов и изделий, вентиляционное здание для размещения вентиляторов, понизительную подстанцию. Все остальные здания и сооружения, как правило, размещаются вдоль ущелья на узких площадках с устройством специальных дамб и подпорных стенок с целью отвоевать у гор и реки в ущелье необходимые для размещения зданий площади. В зависимости от количества зданий и сооружений на площадке площадь ее колеблется довольно в больших пределах: от 0,3 до 1,5 2,0 га.
Потребность электроэнергии на строительной площадке горного тоннеля с шахтным стволом при значительной (до 250 300 м) его глубине, большом (до 1000 1200 м 3 /ч) водопритоке в выработки и нескольких одновременно работающих забоях достигает 6500 7000 кВт. Площадки у порталов тоннелей требуют до 3000 3500 кВт. При строительстве метрополитена шахтные площадки при глубине ствола 50 60 м и небольшом (до 50 60 м 3 /ч) водопритоке требуют до 1500 кВт, площадки у эскалаторных тоннелей до 350 400 кВт.
Потребность в тепле на площадках при строительстве горных тоннелей составляет до 1,1 1,2 Гкал/ч, при строительстве метрополитена меньше.
Расход воды в зданиях на площадках при строительстве горных тоннелей составляет до 650 700 м 3 /сут, в том числе хозяйственные расходы 70 80 м 3 /сут, производственные расходы до 300 м 3 /сут, подпитка котельных до 300 м 3 /сут, подпитка оборотной системы компрессорной мощностью 200 м 3 /мин до 80 м 3 /сут. На стройплощадках при строительстве метрополитена обычно эти расходы меньше.
Организация отвала грунта.
В соответствии с проектом организации строительства (ПОС) разрабатываемый в забоях грунт вывозится на поверхность в отвал и может использоваться как для отсыпки железнодорожных или автодорожных насыпей, планировок площадок под будущее строительство, так и для производства щебня из пригодного для этих целей рваного камня. Кроме этого, в случаях, когда строительство ведется в грунтах, являющихся строительным материалом (например, песок), или в глинах с возможным использованием для производства кирпичей или керамики, или в пределах рудного тела (например, в подходных тоннелях к рудникам), складирование вывозимого на поверхность грунта может быть обусловлено рядом специфических требований.
Во всех случаях места отвалов специально выбираются, территория под них расчищается, к ним устраиваются подъезды, организуется освещение. Отвал грунта и укладка его ведутся слоями, в специально оговоренных случаях с необходимым уплотнением. Для содержания отвалов используются бульдозеры и механические прицепные катки.
Устройство связи на строительных площадках.
Для телефонизации строительных площадок при строительстве в пределах городской территории используются городская телефонная сеть или автоматические телефонные станции (АТС) емкостью 100 и даже 200 номеров, размещаемые в одном из зданий на строительной площадке. Телефонные аппараты включаются в АТС с помощью кабелей различной емкости, которые по строительной площадке развешиваются между зданиями на деревянных опорах или телефонных стойках, устанавливаемых на крышах зданий. Во всех забоях в тоннелях устанавливаются телефонные аппараты шахтного типа, которые тоже включаются в общую АТС. Кроме административной связи, устраивается громкоговорящая связь, например между машинным отделением шахтного подъема и стволом на нулевом горизонте (на поверхности земли) и в околоствольном дворе. Для обеспечения информацией диспетчера о работе основного и вспомогательного оборудования, расположенного в забоях и на поверхности, строительные площадки оснащаются автоматизированными системами управления технологическими процессами (АСУТП). Диспетчерская размещается в одном из зданий, имеет пульт управления, телевизионные экраны для контроля с изображением технологических процессов в различных помещениях строительной площадки, на самой площадке и в забоях, где соответственно размещены приемо-передающие телевизионные камеры.
Для связи расположенных далеко друг от друга нескольких строительных площадок как между ними, так и с управлением строительства, с базами, заводами (например, при строительстве нескольких горных тоннелей) используется также и радиосвязь.