О подготовке инженеров-проектировщиков строительных конструкций в США.
Статья из журнала STRUCTURE magazine (США), номера за апрель, май 2014 г. Тема данной статьи, состоящей из двух частей, обучение будущих инженеров-проектировщиков до сдачи ими экзаменов на получение лицензии. Первая часть статьи рассматривает обучение в учебных заведениях. Вторая часть рассматривает обучение на рабочем месте.
О подготовке инженеров-проектировщиков строительных конструкций. Часть 1.
В настоящее время система подготовки инженеров-проектировщиков у нас находится в полном беспорядке. Проблемы начинаются с молодыми студентами, которых традиционно привлекают к нашей профессии. Почти все без исключения, они любят математику и естественные науки больше, чем другие предметы. Многие, если не большинство, более комфортно общаются с другими людьми с помощью компьютеров и мобильных устройств, чем вживую. И эта левополушарная , несколько интровертная группа является сырьем, которое питает нашу профессию год за годом. Таким образом, стереотип закладывается с самого начала.
Большинство студентов вначале преследуют степень бакалавра. К сожалению, требования для его получения резко снизились с почти 150 кредитных часов в 1960 году до в среднем 125 кредитных часов сейчас. За этот период строительство превратилось в очень широкую сферу со многими областями специализации и различным уровнем сложности. Кафедры, по понятным причинам, стремятся выставить своих студентов во всех областях строительства. Результатом этого является учебный план, который представляет собой чуть больше, чем введение в предмет. Это не дает широту знаний в строительстве. И даже хуже, подобный подход совершенно не в состоянии обеспечить глубину знаний, необходимых для того чтобы начать карьеру в такой специальности как проектирование строительных конструкций.
Могу привести такой пример. Несколько лет назад в мае месяце в мою фирму пришел стажер, который только что получил степень бакалавра. Его специальностью было проектирование строительных конструкций; он заработал 4.00 GPA и он планировал вернуться в августе в учебное заведение, чтобы продолжить учебу для получения степени магистра. Я дал ему очень простое задание по проектированию железобетонной конструкции. Двумя неделями позже, не видя прогресса в его работе, я решил обсудить с ним очевидную проблему. Оказалось, что его знания о бетоне были получены в результате всего шести недель обучения за рубежом в Испании. Он знал, наверное, чуть больше того, что бетон серого цвета и твердеет со временем.
Еще один пример. Недавно я принимал участие в инспектировании одной из программ обучения инженеров-строителей, аккредитованной агентством ABET. К моему удивлению я обнаружил, что данная программа вообще не предлагает студентам бакалавриата курсов по проектированию железобетонных конструкций, был только курс по проектированию стальных конструкций, который не был даже обязательным.
На протяжении многих лет студенты инженерно-строительных специальностей стремились продолжить образование после получения степени бакалавра. Степень магистра был своего рода пропуском в профессию проектировщика строительных конструкций, по крайней мере, в последние два десятилетия. На это обычно требуется от 30 до 36 кредитных часов, и большая их часть отводится одной специальности. Поэтому степень магистра, как правило, обеспечивает глубину знаний, требующуюся для начала карьеры в проектировании строительных конструкций. Однако он не дает студенту дополнительной широты знаний к тому, что он уже приобрел на уровне бакалавриата. Это действительно печально. Без широты знаний и со слабым развитием творческого мышления, молодые инженеры вряд ли окажутся среди будущих лидеров.
Большинство инженеров-проектировщиков проводят все свое время проектируя балки, колонны, рамы, фермы, связи и тому подобные конструкций. Они не руководят проектными группами, фирмами, не являются лидерами своей профессии или общества. Они предпочитают избегать риска и редко стремятся к инновациям. Вместо этого они считают, что хорошее проектирование согласно нормам является их высшим предназначением и получают значительное удовлетворение когда их проекты становятся реальностью. К сожалению, примерно через 20 лет работа большинства этих инженеров станет такой же устаревшей как работа телефонных операторов, кассиров банка и турагентов сегодня. Большая часть их работы будет заменена автоматизацией, и большая часть инженеров вынуждена будет уехать за границу чтобы работать там за меньшую зарплату. Без существенных изменений, вполне вероятно, что количество проектировщиков строительных конструкций резко уменьшится.
Институт строительных конструкций (Structural Engineering Institute) недавно завершил свое двухлетнее исследование будущего нашей профессии. Их новаторский отчет Видение будущего проектирования конструкции: Дело за переменами ( Vision for the Future of Structural Engineering and Structural Engineers : A Case for Change ) доступен для свободного скачивания. В нем сделан вывод, что есть два ключа к успеху – будущие инженеры должны стать лидерами и инноваторами. Этими качествами, на мой взгляд, большинство инженеров-проектировщиков не обладают.
Восполнение этого пробела займет время и этот процесс должен начаться с образования. Нужно привлечь к профессии гораздо более разнообразные группы молодых студентов. Под разнообразием я понимаю разнообразие мыслей, индивидуальностей и интересов. Кроме того, нужно избавиться от устаревших представлений профессионального образования на уровне бакалавриата. Как этого можно достичь.
Один из радикальных планов, концепцию которого я с недавних пор начал поддерживать, иногда упоминается как Модель школы права (The Law School Model). Согласно этому плану студенты будут поощряться в получении степени бакалавра в любой сфере, которая их интересует. Помимо хороших оценок необходимыми условиями будут математика, физика и химия. Степень бакалавра в биологии, политологии или психологии будет рассматриваться наравне со степенью в технических дисциплинах. В качестве плюса будет рассматриваться год (а не шесть недель) обучения за рубежом.
После получения степени бакалавра, те студенты, которые захотят стать инженерами, будут сдавать вступительные экзамены в выбранные технические учебные заведения. Эти учебные заведения будут во многих отношениях похожи на школы права. После двух или трех лет сосредоточенного обучения, начиная со статики и заканчивая последними передовыми технологиями, выпускники получат степень в проектировании строительных конструкций. Если этот план будет работать как задумано, мы получим разносторонне развитых личностей с навыками и мироощущением, необходимыми для лидерства и инноваций в быстро меняющемся мире.
О подготовке инженеров-проектировщиков строительных конструкций. Часть 2.
В большинстве штатов будущим инженерам-строителям, в отличие от многих других профессии, не разрешается сдавать экзамен на получение лицензии профессионального инженера сразу после окончания учебы. Сначала они должны три или четыре года проработать в качестве учеников. В течение этого периода они обычно занимают такие должности как Engineer-In-Training (EIT), Engineering Intern или Graduate Engineer. По законам штата[1] EIT разрешается выполнять инженерные работы только под непосредственным руководством профессионального инженера, имеющего лицензию.
В идеале, EIT участвуют в широком круге проектов от простых до сложных, от скромных до масштабных, как в новом строительстве, так и в реконструкции, как в своей в стране, так и за рубежом. Им дается возможность работать с различными строительными материалами, и они часто посещают строительные площадки и наблюдают за процессом строительства. В офисе они погружены в расчеты и проектирование конструкции начиная от концепции и до завершения. Они изучают роль проектировщиков строительных конструкций, как в проектных группах, так и в своих фирмах.
Наставничество, возможно является самым важным аспектом обучения на рабочем месте. Это процесс, в котором молодые инженеры активно обучаются окружающими их опытными инженерами. Это важный процесс, поскольку это единственный способ эффективно передать знания и мудрость от одного поколения к другому. Хорошие наставники способны развивать тесные отношения со своими молодыми коллегами. Они выступают в качестве друзей, советников, учителей и даже в некоторых отношениях как родители.
Молодые обычно хотят получить больше наставничества, но старшие коллеги часто неохотно уделяют им внимание из-за ограниченности времени и бюджетов проектов. Мои двери всегда открыты является популярным подходом к наставничеству, но не всегда жизнеспособным. Многие молодые инженеры стесняются занимать время у своих старших товарищей или боятся задавать глупые вопросы.
До сдачи экзаменов на получение лицензии, круг инженерных задач, решаемых EIT, равно как и ответственность должен постоянно расти для обретения уверенности в своих силах и завоевания доверия у других. Очень немногие работодатели имеют успешные программы обучения молодых кадров и в основном это относительно крупные фирмы. Мелкие фирмы, которых среди работодателей подавляющее большинство, представляют совершенно иную картину.
Многие проектные фирмы пытаются обеспечить обучение EIT, но им не хватает разнообразия проектов или организационных ресурсов для того чтобы оно было эффективным. Другие фирмы вкладывают мало усилий в обучение молодых инженеров, передавая им навыки решения слишком простых или повторяющихся задач. К сожалению, некоторые фирмы смотрят на EIT как на источник относительно недорогого труда, от которого в случае ненадобности можно легко избавиться. Они оставляют лучших и сокращают остальных. Таким образом, какой-либо стандартной программы обучения на рабочем месте нет. Как сказал бы Форрест Гамп, ситуация похожа на коробку шоколадных конфет: Вы никогда не знаете, что вы собираетесь получить.
В прошлом году Институт строительных конструкции (Structural Engineering Institute SEI) совместно с Национальным советом ассоциаций строительного проектирования (National Council of Structural Engineering Associations NCSEA) попросил 10065 ведущих инженеров-проектировщиков строительных конструкций участвовать в онлайн-опросе. Опрос был довольно долгим, но все же 352 инженера, т.е. 3,5%, согласились участвовать в опросе. Из них 84% представляли фирмы, где количество проектировщиков строительных конструкций составляет 25 и менее человек, 48% представляли фирмы с общим количеством сотрудников менее 25 человек. Примерно 50% охарактеризовали своих работодателей как проектные фирмы, занимающиеся сугубо проектированием строительных конструкций, 88% классифицировали себя как работающих в частном секторе. Дополнительную информацию об опросе можно найти в приложении А к Vision for the Future of Structural Engineering and Structural Engineers: A Case for Change . Этот доклад доступен для свободного скачивания на.
Что касается обучения на рабочем месте, то результаты опроса не радуют. Только 15% респондентов сообщили, что у них имеется официальная программа наставничества, а 34% сообщили об отсутствии у них какого-либо наставничества. Чуть более 80% сообщили, что у них поддерживается обучение на рабочем месте, но 75% обучения это развитие технических навыков, направленных на повышение производительности и только 25% направлены на развитие так называемых мягких навыков (soft skills), необходимых для карьерного роста. Только 40% сообщили, что у них предусмотрен специальный бюджет на обучение. Не удивительно, что 75% респондентов пришли к выводу, что их подход к обучению молодых инженеров требует улучшения.
Должен быть более продуктивный и последовательный способ обучения молодых инженеров до сдачи ими экзаменов на получение лицензии. Один из радикальных концепций основан на модели университетской клиники (The Teaching Hospital Model). Согласно этой модели, ведущие проектные организаций будут выступать в качестве обучающих фирм . Работая через профессиональную организацию, например такую как SEI или NCSEA, они создадут стандартизированную программу обучения, наставничества и мониторинга прогресса молодых инженеров на рабочих местах. Эта организация могла бы служить также в качестве координационного центра по распределению новых выпускников по обучающим фирмам, основываясь на заслугах, местонахождении и других соображениях.
Обучающие фирмы будут честно оплачивать работу своих EIT в соответствии со своей стратегией, и они могут стать постоянными работодателями для EIT, которых они обучают. В свою очередь EIT до сдачи экзаменов на получение лицензии могут работать более чем в одной обучающей фирме. В идеальной ситуации EIT мог бы, например, один год провести в американской фирме, проектирующей мосты, следующий год в иностранной проектной организации и третий год в американской фирме, проектирующей здания. Такой молодой инженер получил бы уникальный опыт и определенно высоко ценился бы работодателями.
Автор: Стэн Колдвелл (Stan R. Caldwell), профессиональный инженер, г. Плейно, шт. Техас.
[1] В данном случае, скорее всего, речь идет о штате Техас.