Мифы о деревянном доме

Мифы о деревянном домеМифы о деревянном доме.

В отличие от России, в странах ЕС, США, Канаде и Японии львиная доля рынка малоэтажного домостроения принадлежит домам из древесных материалов. Предпочтение отдается всему натуральному и экологичному. Здоровый образ жизни здесь не мода, а осознанная потребность. Удивительно, но в нашей стране, где дерево всегда широко использовалось в строительстве, негативных баек о деревянном доме едва ли не больше, чем рассказов о его достоинствах.

Как свидетельствует статистика, сегодня русский человек отдает предпочтение кирпичному дому. Возможно, это происходит потому, что главная наша потребность — чувство защищенности, а вовсе не здоровье и долголетие, как, скажем, у европейца. Скорее всего, в этом «виновата» генетическая память, да еще неблагоприятная окружающая обстановка. Считается, что дом из кирпича — самый надежный, прочный и долговечный. Так ли это? Уступает ли ему по этим параметрам деревянный? Попробуем разобраться, но сначала определимся с терминами. В обыденном понимании деревянный дом — это строение из бревна или бруса, однако специалисты относят к категории деревянных домов буквально все постройки, несущие конструкции которых выполнены из дерева. Проще говоря, если то, на что опирается крыша, сделано из древесины, то и дом считается деревянным, независимо от того, из какого материала выполнены стены.

Так же и дом с железобетонными несущими конструкциями, стены которого выложены из кирпича, кирпичным не считается. Благодаря новым технологиям давно уже сломаны едва ли не все стереотипы домостроения. Деревянный дом может быть обложен кирпичом, кирпичный — иметь высокий процент деревянных конструкций. И что с чем сравнивать — не вполне ясно. Может быть, свойства самих материалов.

Деревянный дом: когда лучше строить? Дерево английских коттеджей Дом для северных широт Долговечный теплый дом Дом из дерева: вглядимся в детали Однако у специалистов своя точка зрения. Например, вице-президент Ассоциации деревянного домостроения Виталий Владимирович Бегарь считает, что прямое сравнение прочностных характеристик дерева и других строительных материалов (кирпича, железобетона, металла) некорректно. Ведь важно то, как «работает» каждый материал в конструкции здания, и если учитывать все особенности эксплуатации, то в большинстве случаев дерево по надежности не хуже остальных. Если же говорить о новых древесных материалах, например о клееном брусе, то по прочностным и иным характеристикам он явно превосходит традиционные материалы. Недаром за рубежом так любят этот материал и охотно применяют его не только в малоэтажном строительстве, но и при возведении аквапарков, стадионов, театров — там, где необходимы большепролетные конструкции.

О дереве часто говорят, что это материал мягкий и пластичный. Так оно и есть, но это абсолютно не значит, что древесина непрочна. Если бы древесина не обладала солидным запасом прочности, ее никогда бы не использовали в качестве материала для несущих конструкций. Не будем забывать, что древесину применяют не только в малоэтажном строительстве. Деревянные пятиэтажки (а мы помним, что деревянный дом — это прежде всего каркас) вовсю строят во многих европейских городах, причем целыми экологическими кварталами.

Особенности национального строительства.

Вторая типичная забота нашего гражданина — долговечность дома. Русский человек строит, как правило, не столько для себя, сколько для детей и внуков. Отсюда естественным образом вытекает желание, чтобы родовое гнездо с годами не обветшало. Предпочтение опять-таки отдается кирпичу, вероятно, благодаря все той же современной мифологии. На самом деле это решение противоречит логике. Не будем снова говорить про Европу и Америку.

Вся российская глубинка, где даже в городах мы зачастую видим эксплуатируемые дома столетнего возраста, убедительно доказывает: деревянный дом служит долго. И это притом, что постройки возводились без специальной обработки бревна в сушильных камерах, без пропитки особыми составами, без лакокрасочного покрытия, а фундаментом зачастую служили четыре камня по углам дома. И стоят же.

Как утверждает генеральный директор компании «Институт дома» Екатерина Фурман, все строительные материалы практически одинаково долговечны. Исторически выбор строительного материала определялся не его долговечностью и прочностью, а доступностью ресурсов и особенностями климата. Поэтому на Средиземноморье это был камень, а в покрытой лесами России — естественно, дерево. И то, что сегодня один дом служит дольше другого, объясняется не столько выбором материала, сколько тем, каковы были условия его эксплуатации, насколько грамотно здание было сконструировано, в соответствии ли с климатическими условиями и пр.

У каждого материала есть свои плюсы. Но есть и минусы. Металл, например, коррозирует, бетон — эродируется, дерево — коробится. Но специалисты Ассоциации деревянного домостроения уверенно говорят о том, что древесина все же менее подвержена негативным воздействиям окружающей среды в силу того, что это материал природный, живой, находящийся в постоянном и гармоничном «общении» с этой средой.

Дерево дышит, и это не миф, а чистая правда. Оно обладает исключительными паро- и воздухопроницаемостью, поэтому деревянный дом как бы самопроветривается, но сохраняет при этом тепло. Специалисты установили, что древесина аккумулирует тепло и обычно имеет температуру на два градуса выше, нежели все ее окружающее. К тому же способность древесины дышать сводит к минимуму риск поражения ее плесенью и гнилостными бактериями, конечно, если созданы условия для дыхания.

Но мы отвлеклись, ведь тема нашей статьи — негативные байки о древесине.

А вдруг случится беда.

Еще один из вечных страхов — пожар. И это не фобия, а наша печальная реальность. Дома, бывает, горят. Их у нас даже поджигают. Тут, как говорится, ничего не попишешь. Но рядом с этим страхом живет в душе россиянина устойчивое убеждение, что деревянные дома горят как спички, а вот кирпичные стены после пожара остаются, и потом дом можно восстановить.

Во-первых, восстановить можно не только каменный дом, но и деревянный, если пожар потушен быстро и ущерб невелик. А во-вторых, утверждение, что дерево более горючий материал, чем другие, весьма спорно. С этим соглашаются даже пожарные.

Оказывается, деревянная балка, особенно из клееного бруса, более устойчива в огне, чем металлическая или железобетонная. Так как металл плавится и изменяет форму, металлическая конструкция быстро обрушается. Деревянная же балка хотя и прогорает, долго сохраняет несущую способность.

Чтобы деревянная балка рухнула, она должна прогореть чуть ли не до половины, а на это уходит довольно много времени, потому что образующаяся вокруг зола затрудняет горение. Да и воспламеняется дерево не так быстро, как нам это представляется, конечно, если нарочно не облить дом бензином. Но в подобном случае любая конструкция вспыхнет мгновенно.

И все же древесина, даже клееная, не может сопротивляться огню так долго, как, например, камень. В отличие от бревна, кирпич и бетон при пожаре конструктивно сохраняются, но специалисты утверждают, что затраты на восстановление каменного дома после пожара сопоставимы с затратами на строительство нового коттеджа из дерева. К тому же кирпич в огне пожара теряет часть своих прочностных свойств: он становится более чувствительным к ветрам, к воздействию влаги, холода, периодическим замораживанию и оттаиванию. Проще говоря, прошедшие огонь и воду кирпичные стены нередко быстрее крошатся, хуже держат тепло, могут выдавать конденсат на стенах и прочие «радости». В народе до сих пор существует поверье не строить новый дом на месте пожара. Не будем углубляться в мистику, но не стоит и забывать о том, что бетонный фундамент тоже теряет в пожаре свои качества, и новый дом лучше поставить не на ущербном фундаменте, а где-то рядом на новом.

По мнению специалистов Ассоциации деревянного домостроения, вопрос «что горит быстрее?» — вообще праздный. Огонь не щадит ничего, и при пожаре для обитателей дома важнее, как долго не обрушаются конструкции и насколько ядовиты продукты горения материалов. В этом смысле древесина — самый подходящий материал: устойчивый к горению и натуральный.

В деревянном доме дует из углов и стыков, — говорят скептики, вспоминая некоторые деревенские избы. Специалисты же утверждают, а практика современного деревянного строительства доказывает, что продуваться может только неправильно построенный дом. При соблюдении всех технологических требований и стандартов деревянный дом непременно будет теплым. Ведь древесина сама по себе, как мы помним, тепло любит и удерживает его.

Чаще всего в качестве примера приводят дома из бревна и бруса. Действительно, такое бывает, но только в случае недобросовестности строителей. А деревянная конструкция и древесина здесь ни при чем. Технология постройки дома из массива не так проста, как это кажется на первый взгляд, и нарушения на любом этапе строительства неизбежно снижают качество конечного продукта — дома. Прежде всего желательно, чтобы использовалась так называемая зимняя древесина, то есть заготовленная зимой. Как говорят, в давние времена лес под строительство рубили не только в определенное время года, но и в определенные часы суток, а именно — на ранней утренней зорьке, когда дерево еще спит и все биологические процессы не так активны. Но это из области преданий. Нам же важно, чтобы древесина под строительство была грамотно подготовлена: проветрена, высушена — или естественным образом, или в специальных камерах. При естественном высыхании сруб должен отстояться как минимум год, чтобы основная усадка произошла до начала эксплуатации. Только после усадки дом можно конопатить.

В настоящее время применяется большое количество как традиционных, так и усовершенствованных способов вырубки чашки — места углового соединения бревен. Так что если мастера свое дело знают, дуть из углов не будет. А сами бревна сильно продуваться не могут — не та у древесины структура.

Чем толще бревно, тем теплее дом. Это еще одно заблуждение. Важна не столько толщина бревна, сколько то, как много снято (или выбрано, как говорят специалисты) древесины, для того чтобы уложить бревна друг на друга. В местах стыка бревен стена получается тоньше, значит, холоду легче проникнуть в дом. Существуют определенные нормы выборки, но недобросовестные строители пользуются нашим незнанием. Предположим, высота стены вашего будущего дома 2,5 метра. Это не означает, что для нее нужны десять бревен диаметром 25 см, — с учетом выборки понадобятся все восемнадцать бревен. Недобросовестный строитель сделает небольшой стес и обойдется пятнадцатью бревнами, сэкономив время и силы. Тогда продуваемость будет вам обеспечена.

Этот ужасный жук.

Мы боимся, что деревянные конструкции не только покоробятся, а их еще поразят жуки-древоточцы, бактерии или загубит плесень. Мы почему-то уверены, что такие беды грозят только древесине. Ничего подобного. Наука идет вперед, и сегодня уже установлено, что микроорганизмы и жучки разрушают даже бетон. Такая у них работа — вредить всему. Так что древесина не единственный пострадавший. Но нужно знать, что современные способы обработки дерева сводят эти опасности к минимуму. И химия (еще один мифический «минус» древесины) здесь ни при чем — нынешние составы имеют биологическую основу.

У каждого материала есть свой главный враг, и нужно научиться с ним бороться. У металла, как мы уже говорили, такой враг — коррозия. Даже защищенные краской металлические детали разрушает конденсат. Капельки проникают в микротрещины, в места стыков, а вода, как известно, и камень точит. Вырезать проржавевший участок несущей металлической балки и заменить новым можно, но прочность балки понизится из-за дополнительных сварных швов, а вот если в деревянной балке на место пришедшего в негодность отрезка вклеить полноценный, ее прочность не уменьшится.

Несколько десятилетий назад технологии склеивания уверенно вошли в жизнь, потому что современные клеи надежны и экологичны. Лабораторные испытания показывают, что под огромными нагрузками может треснуть дерево, но место склейки не подведет. Поэтому клееный брус используется не только при строительстве большепролетных конструкций, но и там, где необходимо выдерживать очень большие нагрузки, например при строительстве мостов.

В Европе его все чаще служит в качестве основы для каркасно-панельных домов. Особенно уважают клееный брус в Японии, потому что этот материал, как и вообще вся древесина, обеспечивает домам, помимо прочего, высокую сейсмоустойчивость. В Стране восходящего солнца, где сильна традиция возведения балочно-стоечных конструкций на основе сырых пиломатериалов, с 90-х годов прошлого века стали активно переходить к модернизированным конструкциям с применением листовых и клееных лесоматериалов и индустриальному производству малоэтажных каркасных домов.

Коснемся заодно и расхожих мнений по поводу каркасного строительства. То, что японцы с их цунами, землетрясениями, влажным климатом и большими перепадами зимних и летних температур чуть ли не поголовно живут в каркасных домах, нас почему-то не заставляет задуматься. Мы шарахаемся от все тех же теней. Памятуя о дачных щитовых «скворечниках», мы боимся, что каркасный дом будет продуваться всеми ветрами. Не будет. Потому что практически любая модификация современного каркасно-панельного дома характеризуется полной герметичностью. Реклама даже любит сравнивать такой дом с термосом, не подозревая, что рождает новую фобию: там будет нечем дышать, и обязательно нужна принудительная вентиляция. А это не так. Изюминка технологии в том и заключается, что каркасно-панельный дом «дышит» так же, как и дом из массива. Честно скажем, что дыхание это не такое глубокое, но ведь каркасный дом и много дешевле дома из бревна или бруса.

Во всем мире древесина всегда ценилась за способность быть деликатным посредником между природой и человеком, смягчая их зачастую жесткие отношения и привнося в жизнь тепло и уют. Если мы избавимся от надуманных страхов, то обнаружим в генетической памяти искреннюю любовь к деревянному дому. И заслуженную. Потому что дерево, обладающее массой достоинств, еще и материал удивительной красоты и огромных архитектурных возможностей. Но об этом мы постараемся рассказать в следующих публикациях.

Галина МАЛИКОВА консультанты: специалисты Ассоциации деревянного домостроения.

Следующая новость
Предыдущая новость

«Больше живого пространства». Евгений Савченко пообщался с жителями отремонтированных домов «Люблю книги, которые можно растаскивать на цитаты» Документальная правда. Как архивы открывают нам загадки истории Белгородских чиновников научат бережливому управлению В Первоуральске украли колеса от «Лексуса»

Лента публикаций