Про триумфальное и героическое строительство Турксиба в СССР было говорено достаточно. Но многое, при этом, было и недосказано. По идеологическим соображениям. Иначе пришлось бы признать чуждое классовое происхождение всей этой великой стройки Первой Пятилетки, которая началась вовсе не в конце 20-х годов в государстве победившего пролетариата, а в царской России и гораздо раньше.
Между тем, стержневой костыль во всю эту железнодорожную эпопею был забит верненскими думцами, которые первыми высказали идею связать Туркестан с Сибирью через город Верный. И даже создали специальную комиссию. Это было еще в 1896 году. Среди аргументов необходимости строительства такой дороги были не только экономические соображения (обмен туркестанским хлопком, сибирским лесом и семиреченским зерном), но и военно-стратегические замыслы относительно Китая.
Что сыграло ключевую роль при обсуждении инициативы в правительстве, сказать трудно, но уже в 1906 году были выделены деньги и утвержден черновой проект трассы от Барнаула, через Семипалатинск, Верный и Луговое – на Арысь. А в 1907 году начались изыскательные работы.
В «мрачные антинародные времена» стройка, понятное дело, не могла быть народной, потому велась не столь стремительными темпами, не сопровождалась шумными победами, митингами и рапортами, а шла себе строго по графику. Уже в 1915 году началось временное движение от Новониколаевска (Новосибирска) до Семипалатинска. А с другой стороны, с юга, к 1917 году строители добрались от Арыси до Бурного.
Потом в стране началась кровавая чехарда Гражданской войны. Но (и это знаменательно) строительство Пратурксиба не прекращалось. Имеются любопытные данные о том, что даже при сибирском диктаторе Колчаке было уложено почти 150 километров рельсов от Семипалатинска к Сергиополю (Аягузу). А чуть позже (но опять же, до официального начала строительства Турксиба), в 1924 году, первые поезда появились в Пишпеке.
Так что, по большому счету, большая часть дороги, которая должна была связать Транссибирскую и Туркестанскую магистрали, была готова еще до начала всенародной стройки.
Но обо всем этом в официальных источниках советской эпохи лукаво умалчивалось. Вот, к примеру, статья о Турксибе из последнего издания Большой советской энциклопедии (полностью!):
«Туркестано-Сибирская железная дорога, Турксиб, часть Казахской железной дороги. Проходит от Семипалатинска (на севере) через Алма-Ату до станции Луговая (на юге), по восточной части Казахской ССР и соединяет республики Средней Азии с районами Сибири. Длина 1452 км. Линией Луговая – Арысь Турксиб смыкается со Среднеазиатской железной дорогой, линией Семипалатинск – Новосибирск – с Западно-Сибирской железной дорогой. Длина пути от Новосибирска до Арыси через Турксиб 2 531 км, то есть на 1 000 км короче старого пути – через Челябинск и Оренбург.
Одна из крупных всенародных строек 1-й пятилетки (1929-32). Строительство Турксиба (1927-31) имело большое государственное и экономическое значение, он соединил кратчайшим путем богатую хлебом, лесом и углем Сибирь с хлопководческими районами Южного Казахстана и республик Средней Азии. Это позволило расширить здесь посевы хлопка и др. технических культур, а также риса, развивать садоводство, виноградарство. Турксиб содействовал развитию производительных сил в Казахстане».