В Месопотамии слишком рано (по последним данным, раньше, чем в Египте) начинают строить ирригационные сооружения. Ирригация имела планомерный, крупномасштабный характер. Наводнения Евфрата бывают очень сильными, но нечастыми. Поэтому копались огромные котлованы, которые заполнялись водой во время наводнения, — так создавался запас воды на время засухи. Геродот описал судоходный канал, прорытый между Тигром и Евфратом.
Накопленный опыт стал использоваться в строительстве. В конце IV тысячелетия до н.э. шумеры уже строят города. В них складываются и первые государственные структуры. Возникает монументальная архитектура. Во время раскопок была найдена статуя жреца, правителя шумерского города Лагаша, по имени Гудеа, который жил в XXI в. до н.э. Он изображен с планом будущего храма в руках. Это — свидетельство одновременно высокой строительной техники и значимости, которую правители предоставляли строительным работам. Монументальное строительство, как и ирригация, — яркий пример победы человека над неблагоприятными естественными условиями. Дело в том, что в Месопотамии нет готовых строительных материалов — камня, дерева. Все гигантские сооружения возводились из глиняного кирпича.
Основными монументальными строениями были храмы и дворцы. Храмы часто размещались на вершине многоступенчатой башни — зиккурата. Зиккураты состояли из нескольких составленных сплошной кирпичной кладкой платформ, размеры которых уменьшались кверху. Считалось, что такие ступени соединяют землю и небо. Храм находился на верхней площадке, подняться к нему можно было длинной лестницей и наклонными подъемами. Такие процессии составляли часть религиозных церемоний. «Храмы-горы», которые создавались трудом селян-общин и рабов, становились символами всемогущества государства. Слава месопотамских строителей отразилась в библейском рассказе о Вавилонской башне. Кстати, при раскопках древнего Вавилона был найден фундамент гигантского зиккурата, который, вероятно, и был ее прообразом.
Величественными, как и культовые сооружения, были дворцы правителей Шумера, Аккада, Вавилона и особенно Ассирии. Вход к царскому дворцу в Ниневии был украшен огромными статуями божеств — крылатых людей-быков и людей-львов. На стенах залов — сюжетные рельефы, которые детально изображают жизнь правителя. Наиболее известные — рельефы, посвященные охоте — любимому занятию ассирийской знати. Зверей держали в специальных вольерах — первых предшественниках современных зоопарков, а перед охотой выпускали. Рельефы замечательно передают динамику, азарт погони. Особенное впечатление производят драматичные сцены гибели животных — львицы и льва, газелей, диких коней.
Раскопки в Вавилоне позволили уточнить, как выглядели легендарные «висячие сады» царицы Семирамиды. Это было каменное здание, которое состояло из ступенчатых террас. На каждой террасе был слой земли, где и разбивали сад. Вода вверх подавалась с помощью лопастного водопровода.
Постоянные войны требовали сводки оборонных сооружений. Города Междуречье становятся настоящими крепостями. О столице Ассирии Ниневию говорили: «Она, которая, своим сиянием отбрасывает врагов». Зубцы ее стен, которые достигали около 20 м в высоту, украшал кирпич, покрытый голубой глазурью с золотой блестящей полосой. Вавилон окружали четыре кольца стен. Главные ворота были посвящены богине Иштар. По приказу царя Навуходоносора к ним построили дорогу чрезвычайной красоты и абсолютной неприступности для возможного врага. С двух сторон вздымались семиметровые стены. Эта дорога была вымощена огромными плитами из белого известняка. На каждой плите выбита надпись: «Я — Навуходоносор. Вавилонскую улицу вымостил. ». То, что делалось в государстве, считалось заслугой исключительно ее правителя.