Документальную ленту в Старооскольском театре для детей и молодёжи, который носит имя этого театрального режиссёра, представила его дочь Александра Равенских.
Показ фильма «Последний ученик Мейерхольда» приурочили ко дню рождения режиссёра, педагога, народного артиста СССР.
«Я давно вам хотела это показать. 50 минут. Отнеситесь к этому, как будто вы дети и это какая‑то сказка, потому что это сказка для меня, но только очень пронзительная», – призналась дочь режиссёра Александра Равенских, заслуженная артистка России, актриса театра им. Маяковского.
Начинается фильм размышлениями Бориса Равенских о том, что же это такое «режиссёрский процесс»:
«Ты прочитал произведение – раз, два, три… Причём произведение великое, настоящая поэзия. И идёт сложнейший процесс, от которого совсем по‑другому смотришь на жизнь, всё воспринимается с точки зрения этого… Я, например, сперва слышу спектакль будущий, потом начинаю через некоторое время его видеть, каким он должен быть, но я ещё об этом никому ничего говорю. И этим очень сложно делиться. Как начнёшь этим делиться, чувствуешь, что ты врешь, всё не так, всё сложнее…»
В целом, по словам Александры Равенских, «Последний ученик Мейерхольда» – лента о связи, которую боготворит в том числе и худрук Старооскольского театра для детей и молодёжи Семён Лосев.
Семён Лосев и Александра Равенских.
Фото Виталия Гаркуши
«Она о связи ученика и учителя. Это какие‑то удивительные факты – живые, не мемориальные. Памятники и доски – это замечательно. Но есть ещё живое – живая связь, нерасторжимая. Ничто не возникает из ничего. У него был Товстоногов: это бог его, – и возник Лосев, понимаете? Был Мейерхольд – и возник Равенских».
Первая встреча начинающего режиссёра и великого мастера сцены состоялась в Ленинграде. На экзамен по режиссуре пригласили приехавшего в город Мейерхольда. Все студенческие работы он подробно разобрал. О Равенских (он показал тогда фрагменты своей «Кармен») – ни слова. И вдруг подошёл к Борису: «Поедешь со мной в Москву». – «А как же учёба?» – «Там завершишь». Прямо из института Равенских пошёл с маэстро на поезд. И потом всю жизнь считал встречу с Мейерхольдом своим звёздным часом.
«В фильме удивительные детали, которые, мне бы хотелось, чтобы вы обязательно знали и услышали сердцем, – отметила Александра Борисовна. – Посмотрели то, без чего трудно жить, если это забывать… Замечательно однажды сказал Пётр Наумович Фоменко – брутально, жёстко: «Этого забывать нельзя». Я даже испугалась. А потом подумала: он абсолютно прав. Потому что, когда учителя расстреливают, а ученик должен продолжить всё, что в него вложено, – это святая история. Не поделиться ею с вами невозможно».
Семён Лосев признался после просмотра киноленты:
«Не каждому театру дано быть в нескольких рукопожатиях – Мейерхольд, Равенских, Александра Борисовна и мы. Это такая честь громадная».
Владимир Бабич