Архитектура Японии.
Архитектура Японии, как и многое в этой стране, складывается из памятников глубокой древности и шедевров современного мастерства. Все самые древние сохранившиеся деревянные постройки мира (с кон. VI вв.) находятся в Японии. Но и суперсовременных зданий и архитектурных комплексов здесь хватает.
Мощнейший импульс развитию архитектуры, как и всей культуры Японии, дало принятие буддизма. Главным ориентиром в архитектуре до XIX в. был Китай, но японские зодчие всегда превращали заморские образцы в подлинно японские произведения.
О том, как выглядела добуддистская архитектура Японии, можно судить по синтоистским святилищам Исэ и Идзумо. Нынешние постройки не древние, но воспроизводят выразительные древние формы: бревенчатые срубы стоят на сваях, имеют высокие двускатные крыши с большим навесом и крестообразно торчащими балками. На них ориентировались при реставрации большинства синтоистских святилищ Японии в XIX в. Характерная черта синтоистских святилищ ворота тори, обозначающие границы священной территории; один из символов страны стоящие в воде тори святилища Ицукусима (к западу от Хиросимы.
Древнейшие буддистские монастыри Японии находятся в городе Нара и его окрестностях. Это обширные, четко распланированные комплексы. В центре прямоугольного двора обычно находятся прямоугольное в плане здание кондо ( золотой зал , где поклоняются почитаемым статуям) и пагода многоярусная башня-реликварий. По периметру расположены сокровищницы, колокольни и другие дополнительные постройки; особо выделены монументальные главные ворота (нандаймон), находящиеся с юга. Самый древний монастырь Японии Хорюдзи близ Нары, в котором сохранились десятки древних построек (многие VI VIII вв.), уникальные фрески, бесценная коллекция скульптур. Наиболее почитаемый монастырь Нары Тодайдзи; его главный храм Дайбуцудэн ( зал Великого будды , последняя перестройка нач. XVIII в.) крупнейшее деревянное сооружение в мире (57 х 50 м, высота 48 м.
В XIII в. развивается новый тип монастыря - школы дзен, в котором все здания строятся вдоль оси север юг, по очереди открываясь паломнику. Как правило, дзенские монастыри возводились на лесистых горных склонах и прекрасно вписаны в природу; в них устраиваются пейзажные сады и так называемые сады камней . Наиболее знамениты Пять великих храмов дзен в Камакуре близ Токио; восходящие к XIII в. но сохранившие в основном поздние, относительно небольшие постройки, эти монастыри прекрасно сохранили проникнутую тесным контактом с природой молитвенную атмосферу.
Светская архитектура Японии дошла до нас в достаточно поздних образцах. Среди них впечатляют феодальные замки, возводившиеся в основном в эпоху междоусобных войн во второй половине XVI начале XVII вв. Это живописные многоярусные деревянные сооружения на мощных каменных фундаментах, окруженные низкими стенами и бастионами, а также рвами. Крупнейший из них Химедзи близ Кобе (1601 1609 гг.), представляющий собой комплекс из более чем 80 построек.
После умиротворения, которое ознаменовало наступление эпохи Эдо (1603 1868), в Японии широко развернулось строительство дворцов. В отличие от замков это были, как правило, одноэтажные сооружения, состоящие из асимметрично сгруппированных построек. Первые еще включались в систему укреплений: например, обширный дворец Ниномару в замке Нидзё (1601 1626) в центре Киото. Другие сооружались как центры садово-парковых ансамблей, усадеб; из них наиболее знаменит дворец императорской виллы Кацура (1610-е, 1650-е) близ Киото, одно из наиболее совершенных творений японской архитектуры. Как и другие традиционные постройки, дворцы были каркасными зданиями, стены не имели конструктивной функции и потому часто заменялись открытыми проемами или украшенными живописью съемными перегородками, что во многом стирало грань между интерьером и природой. Ощущение естественности, соотнесенности с природой усиливается и благодаря нелакированным деревянным опорам и дощатым полам, циновками-татами в жилых комнатах, бумажным перегородкам.
Кроме памятников древней архитектуры в Японии есть много современных строений, поражающих своим необычным обликом.