Архитектор Ле Корбюзье.
Один из самых знаменитых и значимых архитекторов и дизайнеров XX века, самый авторитетный из мастеров современного зодчества, великий урбанист , называвший дом машиной для жилья , великий диктатор от архитектуры , французский архитектор и теоретик искусства Ле Корбюзье был очень разносторонней творческой личностью. Он успевал делать и настенные росписи, эскизы скульптурных композиций и даже ковров. Его постройки можно обнаружить в разных странах в Швейцарии, Франции, США, Аргентине, Японии, России. Он верил в то, что архитектура способна творить чудеса.
Настоящее имя Ле Корбюзье Шарль Эдуард Жаннере. Он родился 6 октября 1887 года в швейцарском городе Ла-Шо-де-Фон в семье часовщика-гравера.
Сначала будущий архитектор хотел продолжать семейную традицию, но зодчество настолько увлекло его, что он оставил освоенное им ремесло и занялся добычей необходимых ему знаний. Ле Корбюзье, пожалуй, единственный из известных архитекторов XX века, который не имел специального профессионального образования. Зато он много путешествовал, посещал музеи, подолгу засиживался в библиотеках.
Архитектуру он изучал глубоко и системно. Главным же для него всегда оставалось общение с ведущими архитекторами-практиками. В 1925 году взял себе псевдоним Ле Корбюзье такую фамилию носил один из предков матери великого архитектора. Избран почётным доктором (honoris causa) университетов Цюриха, Кембриджа, Нью-Йорка, Женевы. Почётный член многих Академий искусств.
Награжден французским Орденом Почётного легиона: орден Рыцаря; орден Командора; орден Офицера высшего ранга, французский орден За Заслуги . Золотые медали Королевского института Британских архитекторов, Американского института архитекторов, города Флоренция.
Характерные особенности имиджа Ле Корбюзье строгий темный костюм, галстук-бабочка, а также круглые роговые очки, ставшие его своеобразным фирменным знаком. Умер 27 августа 1965 года. Портрет Ле Корбюзье размещен на современной банкноте номиналом 10 швейцарских франков.
В Москве скоро появится памятник Ле Корбюзье, который в 30-е годы работал в столице по приглашению советского правительства. Предлагается установить скульптурный портрет или памятный знак архитектору на улице Мясницкой (бывшей Кирова), вблизи дома, построенного по его проекту.
Люди долго привыкают ко всему новому, даже если создано оно исключительно для их же блага. А между тем именно Ле Корбюзье разработал теорию воссоздания очищенных от деталей предметных форм, так называемого пуризма. Он верил в то, что общество можно усовершенствовать, рационально преобразуя структуру города и жилища.
Свой первый архитектурный проект Э. Жаннере начал в неполные 18 лет. Это был жилой дом, построенный для гравёра Луи Фалле, члена совета Художественной школы. Проект был реализован с помощью профессионального архитектора. Когда строительство было закончено, на заработанные деньги Жаннере совершил свою первую образовательную поездку по Италии и странам Австро-Венгрии.
Только в 35 лет Ле Корбюзье смог позволить себе уйти с наемной работы и вместе с двоюродным братом Пьером Жаннере открыл в Париже проектную мастерскую. Особенности творчества Ле Корбюзье можно проследить на материале создания архитектурной композиции.
Он создал свои самые значительные произведения только после длительных и трудных поисков первичной архитектурной формы. Как бы ни был сложен план и объем здания, его укладывают из простых пространственных элементов. Эту возможность Корбюзье обрел в железобетоне, а идеальным для стены материалом было стекло.
Самые известные работы вилла Савой (1931), Швейцарский павильон (1932), Марсельский блок (1951), капелла Роншан (1954), здания комплекса Капитолия в г.Чандигарх, Индия (1951 1957). Архитектор создал систему гармонических величин, которая основывается на пропорциях человеческого тела, так называемый модулор, и предложил ее как исходную в строительстве и художественном конструировании.
Одной из главных заслуг Ле Корбюзье считается то, что в 1926 году он сформулировал свои знаменитые Пять отправных точек современной архитектуры , которые прекрасно иллюстрировал созданный им в 1926 году план перестройки Парижа Вуазен и другие его проекты этого времени.
Дом должен устанавливаться на опорах, чтобы внизу продолжалась зеленая зона.
Планировка дома должна быть свободной внутренние перегородки могут размещаться по-разному.
Несущая фасадная стена, или, более точно, фасад должен оформляться в зависимости от гибкой планировки.
Обязательным является ленточное окно, в которое сливаются оконные проемы. Таким образом не только улучшается освещение помещений, но и формируется геометрический рисунок фасада.
Наверху должна быть плоская крыша-терраса с садом, которая как бы возвращает городу зелень, которую забирает объем здания.
В 1925 году, во время работы над Павильоном Эспри Нуво , Корбюзье обратился к дизайну мебели. Он создал несколько эскизов мебели, и на осеннем салоне в 1929 году показал несколько моделей, включая кресло LC2 и шезлонг LC4. В период модернизма зародился принцип стандартизации мебели, основоположником которого стал именно Ле Корбюзье.
Он разделил всю мебель на три функциональные категории: столы, стулья и полки открытые или закрытые разработал для каждой из этих категорий стандартные формы, которые должны были определять универсальность мебели. Стандартный стол Ле Корбюзье это многоцелевой стол, стул предназначен и для отдыха и для работы, а шкаф это система блоков, которые можно группировать по своему усмотрению.
Ле Корбюзье знаменит и своими церковными сооружениями. Ему, протестанту по вероисповеданию, принадлежат проекты церкви Нотр-Дам-Дю-О в Роншане и доминиканского монастыря близ Лиона. Не все проекты Ле Корбюзье были осуществлены. Так, предложенный им в 1927 году на международный конкурс проект здания Лиги Наций в Женеве хотя и набрал наибольшее количество голосов, был объявлен вне конкурса лишь потому, что не был вычерчен китайской тушью.
Первым реализованным проектом общественного сооружения стало для Ле Корбюзье здание Центрального союза потребительских обществ СССР, построенное в 1929-1935 годах. Здесь стеклянная навесная стена фасада превращена в огромный экран, в котором отражается вечно изменяющееся небо. Это здание по праву считают самым поэтичным из всех сооружений функциональной архитектуры.
Ле Корбюзье излагал свои мысли так же, как строил: кратко, емко, глубоко. Большое искусство живет бедными средствами , не уставал повторять Ле Корбюзье и, отказываясь от форм и приемов традиционного зодчества, активно использовал в своих проектах его основные средства ритм, пропорции, масштабность. Он упразднил шкалу значимости зданий и считал, что дом может выглядеть как дворец, а дворец как дом.
В зданиях, спроектированных Ле Корбюзье, никогда не было излишней помпезности. Как отмечал один из исследователей его творчества Д. Саймондс, он проектировал не места и не предметы , а эмоции. До сих пор построенные по его проектам здания остаются своеобразным камертоном развития архитектуры. И если в 50-60-е годы исследователей архитектуры в работах Ле Корбюзье интересовала прежде всего пластическая свобода, то теперь все говорят о классической подоснове его творчества.
В каждом проекте Ле Корбюзье гармонично сосуществуют два начала строгий рационализм и, как сам он говорил, пластическая страсть . Именно поэтому архитектура Ле Корбюзье и теперь остается современной.
Олег Молодцов, архитектор, ген. директор АСП Панорама.
Очевидный факт, что большинство архитекторов, да и дизайнеров современности косвенно являются учениками Ле Корбюзье. В действительности только этой детали достаточно, чтобы говорить о Корбюзье как о человеке-легенде.
Поскольку в любой области жизнедеятельности человека всегда оставались имена нарицательные, которые оставляли неизгладимый след в мироздании, так и при слове архитектура одно из первых имен, которые мы вспоминаем, это имя Ле Корбюзье.
Безусловно, Корбюзье плодовитый мастер, и большинство его работ, помимо взрыва эмоций, имеют устойчивую профессиональную основу. Он всегда был большим исследователем и аналитиком архитектуры и, как следствие, появление стилей и направлений, отдельные из которых принесли ощутимую пользу в проектировании и строительстве зданий и сооружений.
А такое направление, как каркасное домостроение, совершило революцию в строительстве. При этом его художественные способности воплощались в жизнь параллельным ритмом. Видимо, в легкости воплощения и доступности восприятия его работ и состоял талант Ле Корбюзье.
Философия простоты оказалась тем важным для человечества языком, который понимают и принимают не только зрители и теоретики, но и профессионалы. Без лишнего пафоса хочу сказать, что я горжусь и счастлив тем, что способен трудиться в такой области, как архитектура, в которой творил великие образы, объемы и произведения этот легендарный человек Ле Корбюзье.