А может, всё‑таки пропустят без него? Но никакие уговоры на вахтёршу не действуют. Стоит как стена: без документа директор пускать запретил! На следующий день прихожу уже с паспортом. Меня записывают на вахте и без проблем пропускают в раздевалку. Ура, сменка нашлась!
И так каждый раз. Без удостоверения личности дальше турникета в школе не пройдёшь. И неважно, пришёл ли ты на собрание, позвал ли тебя учитель помочь украсить класс к Новому году или нужно срочно забрать ребёнка с уроков. И вроде понятно, что это вынужденные меры безопасности, о которых ещё лет десять назад никто и не помышлял, а всё равно раздражает. Особенно когда тебе очень надо зайти, а не пускают. Или, например, не разрешают родителям подождать детей с уроков в холле, как это произошло в губкинской городской школе № 2.
Пост об инциденте на странице сообщества в «ВКонтакте» разместила обиженная родительница.
В бурной дискуссии, к которой подключились и другие губкинские родители, выяснилось: явление это практически повсеместное и неудобств родителям оно создаёт немало. Пара комментаторов встала на сторону автора поста, но большинство были за то, что всё это делается ради безопасности детей, а значит, правильно:
«Очень однобоко смотрите на ситуацию. Где доказательства, что именно вы родитель ребёнка, учащегося именно в этой школе? Либо делать родителям пропуска, либо не пускать никого. Потому что любой человек сможет сказать: «Я к сыну в 6-й «А» – и делай что хочешь, хоть детей воруй».
«В данном случае всё же стоит расставить приоритеты. Что важнее: безопасность ребёнка или подождать на улице? Правда, у нас охрана не бабулька, а ЧОП».
Общение с автором поста новых подробностей не принесло.
Губкинская школа № 2.
Фото Тамары Акиньшиной
Разобраться в ситуации в самой губкинской школе № 2 тоже не удалось: директора не было на месте, а пообщаться хоть с кем‑то вместо неё оказалось непросто. Невзирая на то, что и паспорт, и служебное удостоверение я готова была предъявить по первому требованию. Но их никто даже не спросил. Зато настойчиво выпытывали повод визита. Наконец пригласили завуча. Правда, ни прокомментировать жалобу из соцсетей («это только директор может сказать, я не уполномочен!»), ни даже хотя бы представиться («посмотрите на сайте школы») мужчина не захотел. Пришлось уезжать из Губкина без ответов. Напоследок хотела сфотографировать фасад школы – пригодится для иллюстрации.
«Вы не имеете права здесь фотографировать!» – тут же выскочила на крыльцо вахтёр.
Позже мне всё же удалось пообщаться с директором этой школы по телефону. Валентина Евсюкова, как оказалось, об этой жалобе не знала, но заявила, что всегда готова к конструктивному диалогу с родителями учеников:
«Если есть какие‑то недопонимания, конечно, мне конкретно должны подойти и сказать родители. У меня всегда дверь открыта», – подчеркнула она.
А ещё пояснила, что в холле школы родителям действительно находиться не разрешают, только в маленьком тамбуре на входе:
«У нас там просто нет места, понимаете? Идёт движение детей по холлу – на каждом перерыве в столовую вся школа ходит, – отметила Валентина Егоровна. – Если нужно, учитель выходит, родителя берёт с собой и ведёт, куда они хотят. Это не проблема абсолютно. И это нормально, ведь чужие люди по школе ходить не должны».
Правда, тут же признала, что связаться по телефону с педагогами в последнее время непросто: после ремонта в школе почему‑то ухудшилась мобильная связь (на это, кстати, жаловались и родители в комментариях).
Турникет в школе № 47 Белгорода.
Фото Тамары Акиньшиной
В областном департаменте образования, куда газета обратилась за разъяснениями по поводу работы пропускной системы школ, ответили:
«Посетители (посторонние лица) пропускаются в образовательные организации на основании паспорта или иного документа, удостоверяющего личность с обязательной фиксацией данных документа в журнале регистрации посетителей (паспортные данные, время прибытия, время убытия, к кому прибыл, цель посещения образовательной организации)».
Из ответа следует: контролируют пропускной режим вахтёры, сторожа или сотрудники частных охранных организаций. Но делают они это, естественно, в соответствии с должностной инструкцией и документами, утверждёнными приказом руководителя образовательного учреждения.
Получается, как будет организован пропускной режим в школе, кто за него отвечает и как должны вести себя вахтёры или охранники, определяет её директор. Именно он, как главный администратор, обязан обеспечить защиту школы по всем направлениям.
И всё было бы хорошо, если бы не вмешивался в эту чётко выстроенную систему тот самый пресловутый человеческий фактор: где‑то вахтёр, вместо того чтобы вежливо объяснить, грубо рыкнет на посетителя, где‑то возмутятся впечатлительные родители. И правильные по сути действия тонут в водовороте отрицательных эмоций.
Важно помнить, что в сухом остатке – безопасность детей. То главное, в чём заинтересованы обе стороны. А значит, одним надо постоянно помнить о культуре общения, другим – проявлять понимание и терпимость.