Часть экспозиции – реконструированная улочка с реально существующими в то время торговыми лавками.
Так из прошлого в современный Белгород перенесли мастерскую модистки Евгении Абрамовны Рахлин. Её магазин располагался в доме Самойлова. Здесь шили наряды состоятельные белгородки.
Следом идёт купеческая лавка Николая Романовича Пивоварова. В мануфактурном магазине торгуют практически всем: сапогами, самоварами, платками, ложками…
Вниз по улице – фотографическое заведение. Его открыл Константин Андреевич Скорупский 20 сентября 1892 года на Гражданском проспекте (в то время Корочанской улице). Он обучался мастерству фотографии в Москве.
«Мы хотели приблизить горожан к той эпохе, исторической вехе, показать реальных людей, которые жили в городе», – поясняет директор музея народной культуры Елена Спиридонова.
«Уездный город» показывает быт горожан конца XIX – начала XX века. В экспозицию вошли полсотни предметов. Они сами и их датировка говорят о том, что это раритеты, которые, к счастью, дошли до нашего времени.
«Здесь очень много уникальных подлинных предметов, которые собирали все 20 лет существования музея наши научные сотрудники. Это большая и кропотливая исследовательская работа. Мы научно-исследовательское учреждение: собираем, храним и показываем объекты культуры, – говорит Спиридонова. – Каждому предмету было уделено огромное внимание, и мы любим каждый из них, каждый считаем уникальным».
Одни экспонаты сохранились в отличном состоянии: их как семейные реликвии берегли белгородцы, а затем передали музею. Другим повезло меньше, но над ними хорошо поработали реставраторы.
Среди самых интересных экспонатов – буфет 1860 года. Он стоит в части экспозиции, которая показывает быт состоятельных белгородцев. Его купили у антиквара в Курской области. По предположению бывшего владельца, буфет стоял в имении князей Барятинских и чудом уцелел после революции.
Немецкое пианино 1840 года. 15 назад в музей позвонили люди, которые жили в Красном, и предложили забрать его. Пианино стояло в сарае, дети выросли, инструмент стал ненужным, его собирались выбросить. В Белгородскую область оно попало в 1945-м как трофей из Германии.
«Это пианино – современник Михаила Лермонтова. Представляете, какая эпоха! Пианино было в неплохом состоянии, но реставратору пришлось с ним поработать. Сейчас его осталось только настроить, оно до сих пор звучит хорошо, но немного расстроено, – рассказывает главный хранитель музея Лариса Якубенко. – Это пианино маленькое, кабинетный вариант – чудная вещь. Раньше такое было только у состоятельных людей: граф, барон, очень состоятельный купец могли иметь такое».
Подлинная одежда – на самом деле ценный экспонат. Как правило, она редко может через десятки лет дойти до музейных витрин в хорошем состоянии.
В «Уездном городе», в мастерской модистки, выставили настоящее свадебное платье горожанки.
Замуж очень состоятельная белгородка выходила, скорее всего, в конце XIX века – в 1885–1887 году.
Платье продала музею женщина, которая рассказала, что в нём выходила замуж её двоюродная тётя, которая всю жизнь прожила в Белгороде.
Фото Наталии Козловой
Из окон третье этажа, жилища состоятельных белгородцев прошлого века, открывается атмосферный вид. Музей пожертвовал видом на сегодняшний городской проспект в пользу отличной репродукции – знаменитой цветной фотографии дореволюционного Белгорода Сергея Михайловича Прокудина-Горского.
Вид с колокольни Троицкого собора на Соборную площадь сделан 4 сентября 1911 года.
Фото Наталии Козловой
Здание на Гражданском проспекте, 61 – памятник архитектуры конца XIX века. Оно практически всю свою историю принадлежало культуре. После революции здесь устроили дом искусств. В оккупацию тут разместился немецкий городской театр. После войны – театр, худмузей, кульпросветучилище, библиотека.
Знаменитый синематограф «Орион» и театр здесь открыл владелец здания – купец Пивоваров. Тот самый, лавку которого можно увидеть на музейной улочке.