«Острый аппендицит – коварное заболевание, – говорит Алексей Приходько. – Начать с той же клинической картины. Треть случаев не соответствует каноническим представлениям о развитии недомогания. Боль может отдавать в правое подреберье, поясницу, а по симптомам напоминать почечную колику, острый холецистит, острый панкреатит. Даже специализированное обследование не гарантия точной диагностики.
Скажем, общий анализ крови выявит большое количество лейкоцитов. Но рост характерен при других заболеваниях воспалительного характера. И УЗИ не всегда информативно. Патология червеобразного отростка заметна только при уже разрушающих формах острого аппендицита – инфильтрате, абсцессе или перитоните».
— Я как‑то читала, что хирурги описали в общей сложности 120 симптомов аппендицита.
– И список открыт. Не преувеличу, если скажу: любой хирург при желании мог бы подать заявку на патент, описав симптом из своей практики. Аппендицит в своих проявлениях на самом деле многообразен.
— И как врачи на практике выходят из ситуации?
— Есть крылатая фраза: «В правой подвздошной ямке – это местоположение отростка – потерялся не один выдающийся профессор». Как говорится, в каждой шутке есть доля правды. Вот почему ни в коем случае нельзя заниматься диагностикой самостоятельно. При подозрении на острый аппендицит следует вызвать скорую. Даже не в поликлинику нужно обращаться. Потому что хирург поликлиники, каким бы он ни был высококвалифицированным специалистом, думаю, аппендицита на потоке не видит. А здесь чрезвычайно важен опыт.
— Классическая операция по удалению аппендикса оставляет характерный шрам внизу живота. Но может ли медицина предложить современный вариант аппендэктомии?
— Вы имеете в виду лапароскопию? Да, это малоинвазивное вмешательство. Но тоже операция! И до сих пор нет единой позиции по поводу лапароскопии. Она хоть и считается малотравматичной методикой, но также сопряжена с общим наркозом, проникновением в брюшную полость. При лапароскопии так или иначе вводятся два, обычно даже три инструмента. И это три разреза по 1,5 см. Если их сложить в общую линию, то получится почти 5 см.
Но нет чёткого вывода о том, что лапароскопическая операция более щадящая, чем обычная. Есть другое неукоснительное правило: любой случай диагностированного острого аппендицита должен быть прооперирован. Потому что консервативного пути лечения этого заболевания нет. Кстати, по статистике, каждый год заболеваемость острым аппендицитом составляет 4–5 человек на тысячу населения.
— Но шрамы бывают маленькие, аккуратные, а бывают большие и некрасивые. Это зависит от профессионализма хирурга?
— Если аппендицит протекает типично, если пациент обратился за помощью вовремя, достаточно небольшого разреза, из которого можно провести адекватную операцию. Но внешний вид разреза заключается даже не в длине или технике наложения швов. Это, если хотите, второстепенный момент. Будет ли рубец маленьким и незаметным, зависит от человека, от реактивности его иммунной системы, способности к регенерации.
Бывают пациенты, у которых разрез 2–3 см формируется в грубый, плотный, выступающий рубец. И ничего с ним не поделаешь. Это особенность тканей. Даже пластика бессильна. Методика шлифования, кремы ни к чему кардинальному не приведут.
shutterstock.com
— А возможно такое: хирург разрезает брюшную полость, но не обнаруживает воспаления червеобразного отростка. Зашивает с тем, что аппендикс остаётся.
— По умолчанию считается: если разрез сделан – операция должна состояться. Представьте себе ситуацию, когда, гипотетически, человеку аппендикс не вырезали, но он имеет характерный шрам, а о нюансах операции забыл. Врач рубец видит, аппендицит исключает, но… Короче, «разрезать – не удалить – и зашить» – такой опции в нашем арсенале нет.
— Понятно. Но червеобразный отросток всё‑таки не лишний в организме человека?
— Много миллионов лет назад наши предки довольствовались растительной пищей. За долгие годы эволюции питание человека сильно изменилось; аппендикс хоть и входит в состав желудочно-кишечного тракта, однако в процессе пищеварения участия давно не принимает. С этой точки зрения отросток зачислили в орган-рудимент.
Кстати, в начале ХХ века учёные одним махом приговорили к бесполезности около 180 органов и анатомических структур. В том числе – миндалины, селезёнку, вилочковуюжелезу. «Новаторы» вошли в такой, с позволения сказать, раж, что в начале прошлого столетия, когда была доказана причинно-следственная связь между червеобразным отростком и острым гнойным воспалением, в США и Германии делали поголовную аппендэктомию у детей месячного возраста. В целях профилактики. Но ни к чему хорошему это не привело. Жизнь показала: после операции малыши были не способны переваривать материнское молоко, росли с ослабленным иммунитетом, высокой предрасположенностью к простудным заболеваниям. Отставали в развитии – физическом и интеллектуальном. С экспериментом было покончено. Профилактика прекратилась.
— Потому что в природе нет ничего лишнего?
— Червеобразный отросток состоит из лимфоидной ткани. Из такой ткани состоят органы иммунной системы человека. Аппендикс – инкубатор, ферма, депо, где размножаются и хранятся полезные микроорганизмы. При активизации условно патогенной микрофлоры количество полезных бактерий резко уменьшается. Но в автономно расположенном аппендиксе они остаются и в случае чего дружно бросаются на переселение в кишечник. Работают не хуже всяких линексов.
Но это вовсе не означает, что люди без аппендицита обречены. Ни в коем случае нельзя заламывать руки: «О боже, как мне жить! Я десять лет без червеобразного отростка и потому постоянно болею!» Я никогда не встречал статистики значимых исследований, где бы говорилось о подобной взаимосвязи.
— Кто в группе риска?
— По данным мониторинга, среди заболевших больше молодых людей от 20 до 40 лет. Женщины болеют чаще, чем мужчины. Но это не значит, что человек преодолевает какую‑то возрастную границу и вздыхает с облегчением: «Ну, пронесло!»
По сути, каждый из нас может заболеть. Статистика проявляется на больших цифрах. Причины острого аппендикса не установлены. Есть версии, теории, предположения. И не более. Потому совет можно дать один: ведите здоровый образ жизни.