По новым образовательным стандартам он должен преподаваться во всех школах, но с этим возникает много проблем.
Второй иностранный язык входит в обязательные предметы для учеников 5–9 классов. И его уже несколько лет преподают в некоторых белгородских школах.
С этого учебного года его обязаны преподавать везде. Но не во всех школах для этого достаточно учителей и учебно-методической базы. Об этом на общественном совете при департаменте образования рассказала начальник управления образовательной политики Марина Назаренко.
В сентябре департамент попросил Министерство просвещения РФ разъяснить, как решить проблему второго иностранного, если для этого не хватает кадровых, временных и финансовых ресурсов. Министерство ответило: два языка обязательны, но школа «автономна в определении объёма часов на изучение второго иностранного языка, а также их распределении по годам обучения».
«Департамент провёл мониторинг готовности образовательных организаций к внедрению второго иностранного языка. Оно запланировано во всех школах Белгорода, Белгородского, Ивнянского, Борисовского, Корочанского, Красненского, Красногвардейского районов; Губкинского, Новооскольского и Яковлевского городских округов», – рассказала Назаренко.
Дополнительно дети будут изучать немецкий, французский или испанский. Где‑то вторым станет английский (где основной иностранный язык другой). В Вейделевском, Ровеньском и Чернянском районах второй язык введут только в одной школе. В 359 школах (это 70 % от всех школ региона) новый предмет уже ввели в 5-м классе, в 89 школах – в 9-м. В одних учебных заведениях второй иностранный заменил один из предметов в расписании, в других его включили в систему внеурочных и дополнительных уроков. Ведь детей перегружать нельзя.
«Ситуация ясна, но непроста в реализации, – отметил председатель общественного совета, председатель облдумы Василий Потрясаев. – Я не вижу большой необходимости грести всех под одну гребёнку. Есть школы, где родители согласны на второй иностранный, а есть сельские школы, где недостаточно учителей и качество преподавания языка на низком уровне. Получается просто профанация введения нового предмета».
Члены общественного совета с ним согласились. У всех школ разные ресурсы, но должен быть единый подход к обучению детей. Решить кадровую проблему можно с помощью сетевого обучения и другими способами, но это займёт время, а дети должны учить язык уже сейчас.
Департамент разработал несколько вариантов преподавания предмета в разных классах, но многие родители недоумевают: зачем это делать насильно и везде, если нет условий? Поэтому Уполномоченный по правам человека в Белгородской области Александр Панин поддержал участников совета, которые считают, что новый предмет нельзя вводить так резко и повсеместно:
«Эти нововведения только на первый взгляд кажутся положительными. Но возникают вопросы: а как с нагрузкой, с другими предметами, которые надо убирать из расписания в пользу второго иностранного? А если ребёнок получит в аттестате прочерк по второму иностранному, не будут ли его права ущемлены?»
7 ноября проблемы в отрасли образования рассмотрят на координационном совете по правам человека с участием министра просвещения РФ Ольги Васильевой. Александр Панин пообещал задать ей эти вопросы.
Елена Мельникова