В конце 2017/18 учебного года школьникам предстоит пройти устное собеседование по русскому языку, а в некоторых школах ещё и защитить индивидуальный творческий проект.
Какие навыки будут проверять с помощью новых экзаменов и усложнят ли они жизнь выпускникам 9-х классов, «БелПрессе» рассказали в областном департаменте образования.
Ответ на этот вопрос знает только Министерство образования РФ. Именно это ведомство ввело новые оценочные процедуры для 9-классников. В 2015/16 учебном году устное собеседование по русскому языку апробировали в трёх регионах России, в прошлом году – в 12, в нынешнем его проведут уже во всех.
Обязательная защита индивидуального проекта предусмотрена для всех школ, где старшеклассники учатся по федеральным государственным образовательным стандартам (ФГОС) основного общего образования.
Это экзамен для проверки навыков устной речи, который должен стать допуском к государственной итоговой аттестации для 9-классников (как сочинение для 11-классников).
В это собеседование включены разные типы заданий: чтение текста вслух, пересказ текста с привлечением дополнительной информации, монолог по одной из выбранных тем, диалог с экзаменатором-собеседником.
«Успешность человека в разных сферах жизни напрямую зависит от речевого поведения, от его способности воздействовать на окружающих, выражать свою позицию, убеждать собеседника. Большинство речевых ситуаций нельзя спрогнозировать – коммуницировать приходится здесь и сейчас. Как раз итоговое собеседование и станет своеобразной проверкой сформированности навыков спонтанной речи», – считает начальник управления по контролю и надзору в сфере образования областного департамента Николай Рухленко.
Осенью 2016-го в некоторых регионах России апробировали две модели собеседования: с преподавателем и с помощью компьютера, когда ученик получает задания и даёт на них устные ответы, которые записываются и направляются экспертам для проверки.
«При первой модели со школьником общается экзаменатор-собеседник. И это оказалось более эффективным, так как живой человеческий диалог – это естественно и привычно. В итоге оставили перую модель, – пояснил Рухленко. – Так как итоговое собеседование проверяет спонтанную речь, то на подготовку участнику даётся где‑то около минуты, на выполнение всей работы – около 15 минут».
Школьникам предложат для обсуждения тексты о выдающихся людях России.
В своих школах. И чтобы избежать конфликтов во время экзамена, экзаменаторы будут вести аудиозапись каждого собеседования. Оцениваться диалог школьника и эксперта будет по системе зачёт/незачёт. Главные критерии оценки – соблюдение норм русского литературного языка.
В некоторых регионах России апробация итогового собеседования прошла с 28 сентября по 8 октября. В Белгородской области она пройдёт в апреле. Поскольку в этом году участие в собеседовании ещё дело добровольное, его итоги не будут влиять на допуск выпускников к ОГЭ в 2018 году. По итогам апробации в министерстве образования примут решение о введении устного экзамена по русскому языку как допуска к итоговым испытаниям в 9-х классах.
Кстати, демоверсия собеседования уже опубликована на сайте Федерального института педагогических измерений.
Фото Вадима Заблоцкого
Проектная и исследовательская деятельность школьников прописана в ФГОС. Поэтому рано или поздно это коснётся каждого ученика. В этом учебном году к защите проекта готовятся 9-классники 33 пилотных школ области. В 2016-м в качестве эксперимента защита прошла в четырёх школах Белгорода. Проекты 9-классники защищают в своих школах.
Работу можно писать на любую тему – как по учебным предметам, так и по темам, выходящим за рамки школьных занятий. Руководителем её может быть школьный учитель, репетитор, руководитель кружка или секции и даже родитель. Оценивается проект по стандартной 5-балльной системе. Отметка за неё выставляется в графу «Проектная деятельность» в классном журнале и личном деле. Отдельной строкой отметку за итоговый проект поставят в аттестат за 9-й класс.
«Проектная работа в данном случае является формой оценки уровня развития универсальных учебных действий, но ни в коем случае это не является основанием для допуска обучающихся к ГИА», – пояснили в департаменте образования.
Однако в школах детям говорят, что, если 9-классник не сможет защитить проект или получит неуд, его не допустят к экзаменам. Кто же прав?
«Выполнение индивидуального итогового проекта обязательно для каждого ученика, а его невыполнение равноценно двойке по любому учебному предмету. Таким образом, учебный проект становится обязательной составляющей системы внутришкольного мониторинга образовательных достижений. Результат выполнения индивидуального проекта может рассматриваться как дополнительное основание при зачислении выпускника 9-го класса на выбранное им направление профильного обучения в старшей школе», – отметили в департаменте.
Проще говоря, неуд по проекту или его несдача – это двойка в аттестате. А даже один неуд в аттестате – это недопуск к ОГЭ. Зато проект, защищённый, например, по физике или биологии, может стать плюсом для зачисления в профильные классы по этим предметам.
В любой: в форме презентации, исследования, эссе, литературного произведения, видеоролика и т. д. Хоть в стихах, хоть в прозе, хоть на китайском языке.
В лицее № 32 Белгорода – одной из четырёх школ, где в прошлом учебном году 9-классники защищали проекты, – это нововведение оценивают положительно. Хотя сначала и родители, и дети высказывали недовольство: 9-й класс, сложные экзамены, а тут ещё какой‑то проект придумали.
«Но, когда дети начали работать над проектами, они раскрепостились, у них появилось столько идей, что мы даже предположить не могли!» – рассказала заместитель директора лицея Наталья Чуева.
Например, Алина Бурдаева в проекте «Как добраться до мечты» не просто поделилась своей мечтой попасть в Корею, но и просчитала все маршруты и экономическую составляющую поездки. Артём Баншин, который увлекается автомоделированием, рассказал и показал, как усовершенствовал модель автомобиля с резиномотором. Никита Дубровский, занимающийся лёгкой атлетикой, посвятил проект развитию скоростной и общей выносливости юных бегунов. Лев Самборский исследовал влияние тяжёлых металлов на рост растений. Артём Иевлев снял фильм о домашних опытах с неньютоновскими жидкостями.
«А когда Ольга Солнцева защищала свой проект – видеофильм «Блокада Ленинграда», дети в зале по‑настоящему рыдали!» – добавила Наталья Алексеевна.
Елена Мельникова