В областном департаменте имущественных и земельных отношений пообещали учесть замечания антимонопольщиков.
В середине октября Федеральная антимонопольная служба выдала предупреждения правительству региона и земельному департаменту. По мнению ФАС, они передали функции исполнительной власти Белгородскому земельному фонду, нарушив Закон «О защите конкуренции».
Антимонопольщики потребовали, чтобы не компания, а органы власти управляли и распоряжались областными земельными участками и долями, находящимися в госсобственности. Кроме этого, Земельный фонд не имеет права проводить конкурсный отбор инвесторов в сельхозпроизводство и разрабатывать рекомендации по ценообразованию на участки с учётом региональных условий.
По информации из открытых источников, АО «Белгородский земельный фонд» создано в 2004 году по инициативе правительства области. Доля государственного участия в уставном капитале общества – 100 %. Основной вид деятельности – управление недвижимым имуществом.
«Земельный фонд действительно заключает договоры аренды госземель с сельхозпроизводителями от имени и в интересах собственника – Белгородской области, – рассказал «БелПрессе» замначальника департамента имущественных и земельных отношений Максим Гусев. – Полномочиями Земельный фонд наделяется исключительно на основании заключаемых договоров-поручений».
По словам Максима Гусева, Земельный фонд выступает как представитель области в арендных отношениях с аграриями. Фонд не просто заключает от имени региона договоры аренды, но и контролирует целевое и рациональное использование земельных участков. При этом компания не допускает, чтобы арендаторы загрязняли землю или уничтожали плодородный слой почвы.
Гендиректор Белгородского земельного фонда Владимир Синяков сообщил «БелПрессе», что под контролем организации находятся около 2 тыс. договоров аренды земель сельхозназначения. В пределах своих полномочий фонд направляет заинтересованным сторонам различные уведомления, обеспечивает ежегодное заключение допсоглашений, подаёт документы в Росреестр.
«Сложившуюся систему управления и распоряжения землями сельхозназначения с участием Белгородского земельного фонда в 2016 году отметило контрольное управление президента России как заслуживающий внимания опыт, – пояснил Владимир Синяков. – Белгородский опыт лёг в основу поручений президента страны по повышению эффективности надзора за целевым и рациональным использованием сельскохозяйственных земель».
Максим Гусев уверен, что предупреждение ФАС России в большей мере касается использования в нормативных актах региона недопустимых с точки зрения антимонопольного законодательства формулировок.
«Конечно, мы примем во внимание позицию ФАС и учтём все замечания. Но исполнение предупреждения само по себе не приведёт к отмене или принципиальным изменениям в системе управления землями сельхозназначения, которая доказала свою эффективность», – подытожил он.
Сергей Белых