Начать решила со своей истории. Мне 28 лет, и пять месяцев назад я начала ходить на уроки игры на фортепиано. Так воплотилась моя мечта, корни которой, пожалуй, уходят в середину 1990-х. Я училась на хореографическом отделении в школе с эстетическим уклоном. В учебной программе маленьких балерин, помимо всего прочего, были и занятия на фортепиано – один урок в неделю. Этот инструмент уже тогда меня привлекал. Но родители не видели смысла в его покупке: дорого, да и в нашей не такой уж большой квартире не нашлось для него места. Отрабатывала я домашние задания у мамы на работе в детском саду (благо в спортивном зале стояло пианино). Вскоре уроки, запланированные для первых четырёх лет обучения, закончились.
Но мечта осталась. Где‑то глубоко внутри. Проснулась она уже после учёбы в университете. Не помню, когда это было: после подробного знакомства с творчеством Рахманинова или же после того, как я услышала восхитительную музыку современного испанского композитора Сесара Бенито. В общем, года два-три назад я заявила мужу: «Хочу фортепиано!» Он в ответ покрутил пальцем у виска, по всей видимости, в этот момент представляя, как он будет тащить по лестнице 200- или 300-килограммовый инструмент. А мечта продолжала зреть. И в этом году я, наконец, махнула рукой на вечную нехватку времени и пошла на уроки. Инструмент, кстати, тоже купила. Правда, не классическое, а цифровое фортепиано. Но у него тоже много плюсов. В их числе – счастливые соседи и довольный муж: ему пришлось тащить из магазина всего 11 кг.
Оксана Полтева – преподаватель по фортепиано почти с 20-летним стажем. Она занимается как с детьми, так и со взрослыми. Самому старшему её ученику было 50.
«Приступать к занятиям можно в любом возрасте, – считает Оксана. – Только взрослый человек, который начинает с нуля, должен учитывать, что техника у него не разовьётся так, как если бы он занимался с раннего детства. Играть, как Денис Мацуев, и давать двухчасовые концерты он не сможет: аппарат формируется с детства. Но можно достигнуть вполне хороших результатов. У взрослых быстрее выстраиваются логическая цепочка и ассоциативный ряд. Они понимают, что такое музыкальность, могут быстрее войти в образ».
Фото pixabay.com
По словам Оксаны, большим подспорьем в занятиях для взрослых могут стать их прошлые увлечения танцами, рисованием. Быстро всё схватывают и врачи, особенно хирурги. А иногда человек не имеет багажа навыков, но просто от природы способен и музыкален.
«Более того, во взрослом возрасте даже рекомендовано играть на фортепиано, – рассказывает педагог. – Я замечала по своим ученикам, что у них значительно развивается память. 70-летние люди ко мне не приходили, но я слышала, что в США такие есть. Там многие идут учиться уже на пенсии. Если вы в состоянии сесть за инструмент и у вас нет серьёзных проблем с суставами, то почему бы и нет? Единственное ограничение для взрослых – это время. Пианисту положено заниматься по пять часов в день. Но даже не все студенты могут себе это позволить. На мой взгляд, 30–40 минут каждый день для взрослых вполне достаточно».
Наталии Чернышковой 49 лет. На занятия в школу искусств БГИИК её привела жизненная необходимость.
«Я с юности пою в церковном хоре, регентовала. Переехав в Белгород, продолжила петь и чувствовала, что мне не хватает музыкального образования. В училище меня не взяли, но теперь я даже этому рада. Потому что там нагрузка была бы больше, а здесь я узконаправленно занимаюсь тем, что мне нужно, и в том виде, который меня устраивает. На уроки хожу два раза в неделю. Я очень хотела играть. Считаю, что возрастных ограничений для этого нет, но чтобы чего‑то достичь, должна быть музыкальная одарённость», – уверена Наталия.
39-летняя Ольга Малькова окончила музыкальную школу по классу баяна. Но так на нём и не играла. Несколько месяцев назад узнала об уроках фортепиано. Начала ходить, купила инструмент.
«Играю по вечерам. Меня это успокаивает и поднимает настроение. Выбрала произведение City of stars из популярного фильма. Мне кажется, в музыкальной школе не спрашивают, что ты хочешь играть. А здесь этим интересуются».
Ольга занимается в музыкальной студии «Мьюзикметод». По сути, это первая белгородская студия, которая начала систематически обучать не только детей, но и взрослых. Хотя сейчас появились и другие частные музыкальные школы. Мы поговорили ещё с несколькими учениками «Мьюзикметода» об их занятиях, успехах и сложностях.
Людмиле Романовой 47 лет. Уже полгода она учится играть на саксофоне.
Людмила Романова.
Фото Анны Кущенко
«Сама я из Мурманска, – рассказывает Людмила. – Помню, как‑то зимой вечером шла с работы. Вдруг слышу музыку. На саксофоне кто‑то играет мелодию Паулса «Долгая дорога в дюнах». Думаю: что же это такое? Подхожу. Зима, метель, поздний вечер. Стоит мальчик-саксофонист и играет. Как картинка из кино. Настолько мне всё это запало в душу, что подумала: я тоже так хочу. Но потом семья, работа. А сейчас я стала более свободной, дочки выросли. Решила: почему бы не попробовать? Дочки подарили мне абонемент на занятия на день рождения. Я пришла и спросила преподавателя: «Есть шанс научиться?» Он ответил: «Конечно». Потихоньку осваиваю музыкальную грамоту. Ещё здесь важно научиться дышать животом, надувать диафрагму. Сейчас и у меня получается. Уже могу играть Let my people go. С уроков выхожу окрылённой. Музыка прежде всего лечит душу».
Продолжаем разговор о саксофоне с преподавателем Владимиром Варжавиновым.
«Существует несколько разновидностей инструмента, – объясняет он. – В Америке 1950-х, например, чаще звучал тенор-саксофон. Он символ джазовой музыки, импровизации. Сейчас больше популярен саксофон-альт. Когда приходят новые ученики, я демонстрирую игру на том и другом и спрашиваю, чего они хотят. Детям часто советуют начинать с сопрано-саксофона. А выбор взрослого человека зависит от того, какая музыка ему нравится, что он слушает».
По словам преподавателя, каждый, кто мечтает играть на этом инструменте, уже через несколько месяцев может добиться первых успехов и наработать определённые навыки:
«Каких‑то специфических физических способностей здесь не требуется. Игра на саксофоне хорошо развивает мозговую деятельность, мелкую моторику, образное мышление, память. Ты должен не просто сыграть произведение по нотам, а рассказать историю. Для этого в исполнение нужно вложить чувства, воспоминания».
Дмитрий Злобин с детства профессионально занимался спортом: бегом, спортивным ориентированием, туризмом, волейболом и баскетболом. В 35 лет он решил попробовать себя в музыке и вспомнил о давнишней мечте. А мечтал он играть на ударных инструментах.
Дмитрий Злобин.
Фото Анны Кущенко
«Раньше я жил в другом городе. Там, по сути, у меня и возможности не было этим заниматься. А здесь она появилась. Правда, думал, будет легче. В детстве, наверное, быстрее бы адаптировался. Но со временем всё получится», – уверен Дмитрий.
Считаете, на ударной установке хотят играть одни суровые мужчины? Как бы не так! Преподаватель Руслан Галяутдинов признаётся: думал, что на занятия побегут в основном парни подросткового возраста, а пришло очень много девушек.
Одна из них – Наталья Мозговая.
«Занимаюсь недавно, – рассказывает она. – Были нереализованные желания, появилась возможность. В один момент решила больше не откладывать и пришла на занятия. Самое сложное для меня – заставить себя много заниматься, найти для этого время. В будущем мне бы очень хотелось купить ударную установку».
У Наташи, уверен Руслан, есть желание освоить всё, начиная с самых азов. А бывает так, что человек приходит и говорит: «Мне надо через два месяца сыграть на свадьбе у друга вот эту песню». Тогда делается упор только на одно произведение.
«Мы выбрали стезю эстрадной музыки. Рок, поп-рок, немножко джаз… Прорабатываем разные стили. Делаем упражнения, играем песни. Для наших занятий важны координация и чувство ритма», – поясняет Руслан.
Наталья Мозговая и Руслан Галяутдинов.
Фото Анны Кущенко
Ирине Васильченко 35 лет. На ударной установке занимается второй год и даже успела поучаствовать в концерте.
«Я училась в институте искусств и культуры. Барабаны всегда были моей любимой темой. Когда уже стала работать, попробовала, и мне понравилось. Здесь для меня и разрядка, и место, где я могу не думать о проблемах, и отдых. Плюс саморазвитие, возможность играть любимые произведения. Сейчас мы изучаем новую песню, пытаемся довести до совершенства, есть ещё проблемы со взбивками, но со временем это всё решается», – уверена Ирина.
Играть на музыкальных инструментах приходят люди самых разных профессий. Эльвира Алексеенко, например, парикмахер.
«У меня много увлечений, хотелось попробовать что‑то новое. Ударные мне всегда нравились. Какое‑то время занималась, потом бросила в силу обстоятельств. Когда жизнь устаканилась, решила возобновить. Для меня это снятие стресса. Сложности есть: одной рукой надо делать одно, другой – другое, в голове всё складывать. Тут и ноги задействованы, и руки. Надо понять, что и как по ритму, звучанию, отработать каждый звук», – делится впечатлениями Эльвира.
Многие мечтают играть на гитаре. Кто‑то пытается научиться даже без уроков. Преподаватель по гитаре Александр Булгаков считает, что этот инструмент не такой уж простой и, чтобы овладеть им виртуозно, надо заниматься много лет. А вот исполнять песни средней сложности и красивые баллады можно уже через год целеустремлённых занятий.
«Взрослых учеников у меня не очень много, но такие есть. Им порой проще донести какую‑то мысль, с ними легче взаимодействовать, – делится опытом Александр. – Если эти люди занимались чем‑то серьёзно, например спортом, и длительное время, то они привыкли совершенствовать свои навыки – освоить гитару им легче. Проблема в том, что этот навык совершенно новый для человека. Взрослому сложнее его осваивать, чем ребёнку, который готов учиться всему и быстро схватывает информацию. Но постепенно эти проблемы уходят, восприятие перестраивается, включаются память, аппликатурное мышление – то, что нужно для игры на гитаре».
41-летний Денис Проданец пришёл учиться играть вместе с сыном Глебом.
Денис и Глеб Проданец.
Фото Анны Кущенко
«Мы стараемся воспитывать ребёнка разносторонне. Общеизвестно, что с развитием моторики развивается мозг. И музыкально-эстетическая составляющая не на последнем месте. Поэтому мы и пришли, – рассказывает Денис. – На уроке нам объясняют, показывают, а дома мы неделю вместе занимаемся. И так потихоньку учимся. Специально для нас разработали программу. Больше упор на сына, конечно. Я пробовал играть раньше Bon Jovi, кое‑что из «Арии»… Но это было давно. Со временем всё забывается. А я тоже хочу развиваться».