Все включены. Как учатся особенные дети

12.06.2019 1:25 3

Все включены. Как учатся особенные дети

Настоятельно и рекомендательно

Женщина жаловалась на давление администрации одной из школ:

«Директор очень настаивала, что для нас лучше идти сразу в коррекцию», – написала она.

Автор поста пояснила, что психолого-медико-педагогическая комиссия (ПМПК) дала аналогичные рекомендации. Однако, признавая, что у ребёнка есть особенности в поведении, родительница, тем не менее, планировала отдать его в обычную школу по прописке. Потому что, по её словам, он коммуникабелен, не агрессивен, умеет читать и писать и по итогам тестирования в детском саду готов к учёбе.

Мнения комментаторов разделились. Одни негодовали из‑за ущемления прав ребёнка и настойчиво рекомендовали его маме всеми правдами и неправдами добиваться своего. Другие советовали ей прислушаться к рекомендациям специалистов:

«Попробуйте коррекционный класс. Это не приговор и не ярлык. Я работаю в школе с коррекционными классами. После начальной школы они все идут по одной программе – что обычные, что коррекция. Многие пишут, что дети обидят и т. д. А вы не пробовали подумать, что ВАШ ребёнок там себя будет чувствовать неуютно, видя успехи других?»

«Сейчас в каждой школе есть коррекционные классы и их бояться совершенно не стоит. Там мало детей и у учителей есть возможность уделить внимание каждому, повторить правило ещё раз. И программы там с развивающими элементами…»

Мы безуспешно пытались связаться с автором поста, чтобы выяснить подробности конфликтной ситуации и как она в итоге разрешилась. Зато разобрались, как в регионе устроена система образования особенных детей.

Инклюзия и компенсация

Образование в нашей стране гарантировано всем детям без исключения, в том числе и тем, которые не могут из‑за физических, психических и умственных особенностей овладеть обычной школьной программой и нуждаются в специальных условиях. Такие обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) занимаются по адаптированной программе и специальным учебникам.

Важно, что учиться эти дети могут не только в коррекционных интернатах, но и в отдельных классах, группах и даже вместе со здоровыми детьми в обычных школах по прописке. Последний вариант называют инклюзивным образованием, сегодня его называют наиболее прогрессивным: ребёнка не вырывают из семьи. Кроме того, считается, что постоянное общение со здоровыми сверстниками помогает особенным детям адаптироваться в обществе, здоровые же ребята учатся сочувствию и сопереживанию.

Все включены. Как учатся особенные дети

По информации регионального департамента образования, в Белгородской области в прошлом учебном году в 983 инклюзивных классах очно учились 3 136 детей с ограниченными возможностями здоровья.

В дошкольных учреждениях тоже есть разделение. В детсадах имеются как обычные общеразвивающие группы, так и группы комбинированные. В последние ходят и малыши с особенностями развития, и здоровые. Для дошкольников с нарушениями речи, слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития, интеллектуальными нарушениями, расстройствами аутического спектра создаются компенсирующие группы. В прошлом году их посещали более 6 тыс. белгородских детей (в том числе 565 инвалидов).

«Если ребёнка с ограниченными возможностями здоровья зачисляют в обычную группу, в ней, как и в специализированной, создают соответствующие условия. Однако на это требуется некоторое время – на поиск специалистов, внесение изменений в штатное расписание, разработку специальной программы», – поясняет начальник управления общего, дошкольного и дополнительного образования Марина Назаренко.

Коррекция и ресурс

Коррекционных школ-интернатов в Белгородской области шесть: один в Белгороде (№ 23), по одному в Новом Осколе, Короче, Алексеевке и два в Валуйках. В прошлом учебном году там жили и учились по адаптированным образовательным программам 805 детей с тяжёлыми нарушениями речи, слуха, зрения и интеллектуальными нарушениями (из них 430 инвалидов).

Коррекционный класс в школе и компенсирующая группа в детском саду появляются, как только там набирается достаточное количество детей одного возраста с ОВЗ. Но если о медицинских проблемах чада родители сами спешат сообщить воспитателям и учителям, то об особенностях в поведении или развитии часто молчат, либо действительно не замечая их, либо надеясь, что в детском коллективе они будут незаметны или исчезнут. При такой родительской позиции даже осторожные намёки педагогов на то, что ребёнку нужна помощь специалистов, чаще всего воспринимаются в штыки.

А уж когда родители такого ребёнка слышат о необходимости пройти психолого-медико-педагогическую комиссию, то и вовсе устраивают скандал, обвиняя учителей в педагогической некомпетентности и предвзятом отношении к чаду. А между тем задача этого консилиума специалистов (педагога, логопеда, психолога, дефектолога, социального педагога, невролога и психиатра) не в том, чтобы «поставить штамп на ребёнке», а в том, чтобы выяснить причины проблем в его поведении и обучении и подсказать пути их решения.

«Психолого-медико-педагогическая комиссия, руководитель образовательной организации могут лишь порекомендовать родителям ту или иную группу или класс для обучения, право выбора всегда остаётся за родителями», – говорят в региональном департаменте образования.

В прошлом учебном году в 83 коррекционных классах общеобразовательных школ обучались 834 ребёнка.

Все включены. Как учатся особенные дети

Ресурсные классы в регионе начали создавать в 2017 году специально для детей с расстройствами аутистического спектра (РАС). В новом учебном году такие особые классы имеются уже в семи общеобразовательных школах (№ 37 и 43 Белгорода, № 6 и 21 Старого Оскола, № 12 и 17 Губкина и № 2 Валуек).

Ресурсный класс представляет собой отдельный кабинет для занятий детей с РАС. Учатся они по специальным программам, составленным в соответствии с индивидуальными образовательными потребностями ребёнка. От обычных классов эти кабинеты отличаются тем, что пространство в них разделено на большее число зон. Помимо учительского стола и нескольких обычных ученических парт со стульями, в них имеется зона для индивидуальных занятий (парты в ней снабжены перегородками с трёх сторон, чтобы оградить особых детей от чрезмерной сенсорной нагрузки) и зона сенсорной разгрузки с бескаркасными стульями-мешками для пассивного отдыха и игровым оборудованием для динамической разрядки.

Некоторые уроки дети с расстройствами аутистического спектра посещают вместе со своими нейротипичными одноклассниками. Там их могут сопровождать специально обученные индивидуальные помощники – тьюторы, которые являются своеобразными мостиками между особенными детьми и учителем.

«Конечно, само по себе пребывание ребёнка с РАС в общеобразовательной школе не гарантирует эффективного обучения академическим навыкам. Но специальные условия: ресурсный класс, адаптированная программа, помощь тьютора, а также присутствие типично развивающихся детей в качестве модели для подражания и среды для общения – помогают ребёнку с РАС быть более успешным в освоении школьной программы, способствует формированию коммуникативного поведения, расширению жизненного опыта и лучшей социализации», – подчёркивает Марина Леонидовна.

Кроме того, небольшое количество детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья учится на дому – (901 в прошлом году), дистанционно (общение с педагогами по интернету и с помощью других современных технических средства связи) в медицинских организациях и в семье (семейное образование).

Что говорят в школе

Валентина Шатило, директор Дубовской школы с углублённым изучением отдельных предметов:

Все включены. Как учатся особенные детиФото Тамары Акиньшиной

«В нашей школе созданы условия для инклюзивного образования. Все нужные специалисты: и педагог-психолог, и учитель-логопед, и дефектолог, и социальный педагог – есть. Нужен был тьютор одному из детей – мы ввели в штат и этого специалиста. Всего у нас учится больше 1 000 детей, из них 35 на сегодняшний день – учащиеся с ограниченными возможностями здоровья.

Для этих детей, конечно, созданы специальные условия, чтобы они успешно справлялись с освоением образовательной программы. Для каждого ребёнка педагоги совместно с психологами создают её адаптированный вариант. У нас есть свой психолого-медико-педагогический консилиум. На первом заседании он рассматривает заключения психолого-медико-педагогической комиссии и утверждает образовательную программу, направленную на коррекцию нарушений и отклонений в развитии ребёнка. В середине года на втором заседании анализируются результаты, программа корректируется, что‑то в неё добавляется, что‑то исключается. В конце года оценивается результат, который показал ребёнок. Педагоги и психолог работают в тесном контакте, учителя проходят курсы повышения квалификации по инклюзивному образованию.

Детям с нарушениями речи учителя не засчитывают логопедические ошибки, экзамены ученики с ограниченными возможностями здоровья сдают в щадящем режиме, даже на дому – если они там обучались. Объём домашнего задания у них меньше. Учитывается и оценивается определённая норма знаний по их индивидуальным образовательным программам».

Яна Вакушина, педагог-психолог Дубовской школы:

Все включены. Как учатся особенные детиФото из личного архива

«Я оцениваю познавательные способности каждого ребёнка с ограниченными возможностями здоровья, смотрю, как у него проходит адаптация в классе, и на основе этих оценок и наблюдений составляю ему индивидуальную программу. В ней прописываю методы развития когнитивной сферы, социализации. Логопед при необходимости пишет программу постановки звуков. Медработник следит за соматическим здоровьем этих детей, а социальный педагог знает всё об их семьях и условиях обучения и воспитания.

У нас очень много людей в школе, которые каждого особенного ребёнка полностью ведут. Есть и школьный всеобуч: проводим просветительскую работу с родителями. Объясняем им, как принимать особенного ребёнка таким, какой он есть, как его развивать. И готовы в этом родителям помогать.
Наши дети с ограниченными возможностями здоровья все успешны. Все социализированы, поступают в учебные заведения после 9-х классов, получают профессию».

Что говорят родители

Елена Гришина, мама школьника с РАС:

«У нас замечательная ситуация: школа маленькая, в здании четыре класса, и в нашем, четвёртом, всего 16 детей. На уроки музыки и окружающего мира, физкультуру и изо мы ходим вместе со всеми детьми, а когда они уходят домой, с нами индивидуально занимаются учителя по оставшимся четырём предметам – русскому языку, математике, литературному чтению и английскому. А ещё мы шесть часов в неделю рисуем и лепим в филиале художественной школе, который располагается в здании нашей начальной.

Мы учимся по адаптированной образовательной программе, рекомендованной ПМПК. На контрольных ребёнку можно пользоваться справочными материалами, а её время не ограничено. Учителя часто идут нам навстречу: другие дети выходят отвечать к доске, а нам на окружающем мире, например, на парту глобус приносят, чтобы сын что‑то на нём показал. Но усваивать по образовательной программе мы должны тот же объём знаний, что и другие дети.

И логопед, и психолог каждую неделю с ребёнком занимаются по рекомендации ПМПК. Но в школе я постоянно рядом с сыном. Конечно, работать я не могу. И вот мой вывод: инклюзию особенным детям обеспечивает в основном не государство, а сами родители».

Владимир Тараненко, председатель регионального отделения Всероссийской организации родителей детей-инвалидов, отец школьника с ДЦП:

Все включены. Как учатся особенные детиФото из личного архива

«Нигде не создана качественная доступная среда, ни в одной школе Белгорода. То есть ребёнок-инвалид самостоятельно попасть в школу не сможет, постоянно его нужно кому‑то таскать. Огромная проблема – отсутствие 1 200 требуемых тьюторов и помощников, которых детям выписывает ПМПК. У моего ребёнка, например, прописан помощник, у многих расовцев – тьютор. Но их нет. И специалистов в школе для детей с разными особенностями не хватает. Например, у моего сына ЛФК ведёт простой физрук, который по идее не имеет права этого делать. И он не знает, как правильно оценивать возможности такого ребёнка. Получается какая‑то иллюзия инклюзии.

Многих детей после 9-го класса просят перевестись на дистанционное обучение – по компьютеру. То есть дома сидите, мы вас возить никуда не будем, но числиться вы будете на инклюзивном образовании. Хотя при домашнем обучении нужно, чтобы учитель приходил к ребёнку на дом, а они не ходят – общаются по скайпу.

В прошлом учебном году мы два дня в неделю ездили в школу и три дня приходил к нам учитель на дом – получалось такое смешанное образование, плюс по скайпу ещё некоторые предметы. Здесь усматривается нарушение ФГОСов, хотя многим родителям, наоборот, такая система нравится.

Идеальная инклюзия, как я её понимаю, – это максимальное включение в образовательный процесс особенных детей, когда они как можно больше времени находятся совместно со здоровыми детьми в классе, обеспечение всеми мерами, которые прописаны ПМПК. Нам бы хотелось, чтобы выполнялись все ФГОСы и предписания Минобра по организации инклюзии в школах».

Источник

Следующая новость
Предыдущая новость

Чтобы все успевать в Новом году Наставник «Энергомаша» Виктор Навоченко стал лучшим тренером зоны «Центр» Ракитянец получил 10 месяцев исправительных работ за взятку инспектору ГИБДД Вертикальные жалюзи Избирком зарегистрировал трёх депутатов Белгородской облдумы

Лента публикаций