Я пользуюсь услугами такси пару раз в месяц. Водители попадаются разные: болтливые, молчаливые, медлительные, шустрые. Иногда, когда садишься поздним вечером в машину к незнакомцу, мелькает мысль: а можно ли этому человеку доверить свою жизнь?
Видимо, такой вопрос заботит не только меня. Чтобы проверить квалификацию работников и повысить статус профессии, в этом году впервые в 18 регионах страны провели конкурс «Лучший водитель такси». В Белгороде соревнования прошли в БГТУ им. В. Г. Шухова.
Участники сдавали тест на знание правил дорожного движения, истории Белгородской области и такси в России, соревновались в манёвренности и плавности хода. А где же конкурс на лучшую байку или житейский совет?
«Таксист не просто доставляет пассажира из точки А в точку Б, он должен обладать своеобразными навыками. Здесь важно и знание ПДД, и умение быстро и чётко доставить пассажира, обеспечить плавность вождения. Я в Белгороде впервые, вчера меня подвозил таксист, он рассказал о городе, что за улицы, что за здание здесь стоит, что тут было раньше. Водитель такси должен быть ориентирован на пассажира-туриста», – объясняет руководитель проектов общественного совета по развитию такси в регионах Кирилл Казанин.
В Белгороде к соревнованиям допустили 30 человек. Желающих было больше, но не у всех оказались нужные документы: стаж водительского удостоверения больше трёх лет, разрешение на перевозку пассажиров и багажа в легковом такси. Штрафы ГИБДД тоже отсеяли часть водителей: прошли те, кто в 2018 году ни разу не нарушил правила.
После письменного экзамена по истории области и такси я перехватила одного из участников – он справился с заданиями за несколько минут.
«Мне достались вопросы о том, чьё имя носит областная клиническая инфекционная больница, кто автор скульптур «Учительница первая моя», «Дворник», «Семья у фотоаппарата», куда заказывали такси в фильме «Бриллиантовая рука» и другие, – признаётся Юрий Иваницкий. – Когда готовился, узнал, что в имении Карамзиных-Клейнмихелей в Губкинском районе, на урочище Лысые Горы, гостил Гайдар. Видите, я тоже был удивлён!»
Подхожу к кабинету, где сдают ПДД – билеты те же, что заучивают выпускники автошкол. Первая десятка участников как раз справилась. Как после школьных контрольных, все высыпали в коридор и загалдели: «Какие у тебя были вопросы? А я ошибся в одном… А что ты ответил в том, про мопед?»
— Как вы думаете, есть ли обстоятельства, в которых можно нарушить ПДД? – хитро прищуриваюсь на одного из таксистов.
— Есть, – однозначно кивает Игорь Кузнецов. – Например, спасение жизни. Если стоит вопрос о спасении пассажира или нарушении ПДД, любой водитель нарушит. К счастью, у меня таких случаев не было.
С таким же каверзным вопросом иду к полицейскому, который курирует этот тур. Государственный инспектор безопасности дорожного движения отдела надзора УГИБДД УМВД России по Белгородской области капитан полиции Сергей Глушецкий, несмотря на сурово звучащую должность и серьёзный вид, только добродушно усмехается:
— Нет, таких случаев нет. Правилами дорожного движения исключения установлены только для транспорта оперативных служб при включении специальных звуковых и световых сигналов.
— А я вот однажды ехала с таксистом, и он мне жаловался, что вёз беременную в роддом, скорость превысил, а его остановили и не хотели отпускать, – сплетничаю я.
— У нас было очень много случаев, когда женщин везли в роддом, сотрудники автоинспекции сопровождали эти машины либо пересаживали в своё авто и при включении специальных звуковых сигналов доставляли. Видимо, водитель такси не совсем правду вам рассказал, – качает головой Глушецкий.
Я вздыхаю: никому верить нельзя! Ну а жизнь доверять можно?
Не всем. По словам капитана полиции, есть таксисты, которые правильно ответили на все 20 вопросов, а есть и те, кто ошибся в половине.
«Нужно мониторить изменения в правилах дорожного движения. Хочется пожелать, чтобы руководство проводило для водителей соответствующие занятия, инструктажи, проверку знаний», – подчёркивает Сергей Глушецкий.
Выхожу на площадку, где проверяют манёвренность водителей. Эстакада, змейка, заезд в гараж, параллельная парковка, разворот, остановка на стоп-линии – эх, умела бы я так кататься между конусами, уже сдала бы на права! Хоть упражнение выполняется на скорость, большинство таксистов проезжают аккуратно.
Но тут – скрип тормозов и недовольное ворчание мотора. Лихач несётся, сбивая ограждение и вызывая смех зрителей: «Вот рыжий даёт!»
— А вы так и с пассажирами ездите? – осторожно спрашиваю я, когда ведущий объявляет: сбито семь конусов.
— Стараюсь, – улыбается Артём Новиков, отшучиваясь, – я пассажирам сразу пакеты выдаю.
Я кручусь возле организаторов: дяденьки, разрешите покататься? Чтобы и водителей не обидеть, и журналистке угодить, решают отправить в показательный заезд того, кто площадку уже проехал. И меня сажают в машину к рыжему Артёму Новикову.
«Пристёгивайтесь!» – сразу командует он.
«Держитесь крепче!» – доносится со стороны зрителей.
«Да не надо, – грустно машет рукой Артём, – меня попросили медленно ехать».
И мы трогаемся. Новиков аккуратен и сосредоточен, даже больше, чем на зачётном заезде. Полплощадки без приключений, но заезд в гараж всё портит – под днищем и колёсами жалобно трещит конус. Таксист едва уловимо морщится и пожимает плачами: бывает. На месте для параллельной парковки забыли штатив от камеры. Ох, чувствую, были бы мы на дороге, я бы узнала много новых непечатных слов. На поворотах в Артёме всё‑таки просыпается гонщик. Он резко выкручивает руль, и мы сбиваем ещё один конус. Тормозим у стоп-линии. Фух.
На старт выходит девушка – одна из двух участниц конкурса. Марина Ермолаева водит такси в Шебекино уже пять с половиной лет, а водительские права получила десять лет назад. И хотя женщины за рулём уже мало кого удивляют, попадаются пассажиры, которых это шокирует.
«Один раз мужчина принципиально отказался со мной ехать, потому что я женщина! – пожаловалась Марина. – В основном всем приятно, что приезжает женщина. У меня всегда чистый кожаный салон, я всегда помогу присесть деткам, пожилым, помогу поставить сумочку. Коллеги относятся на равных, любят, ценят».
Последний тур конкурса – плавность вождения. Таксисты должны были проехать дистанцию со стаканом воды на крыше автомобиля. Победит тот, кто проедет, не расплескав жидкость. Когда гранёное стекло поставили на машину, один из зрителей предложил стимул для водителей:
— Да вы бы водки туда налили!
— Цыц! Они же на работе! – задушила на корню попытки инноваций его жена.
Пока водители ждут своей очереди, я собираю байки и разговоры. Алексей Метелев работает в такси семь лет.
«Встречаю массу интересных людей, я жалею, что с первого дня работы не начал писать мемуары таксиста, это было бы ноу-хау! – уверен он. – Я у пассажирки, которая работает акушером, на всякий случай узнал, как можно принять роды, если женщине в машине приспичит рожать. Но наша главная задача – не болтать, а доставить клиента от места посадки до места высадки в полном здравии и достатке».
Такой подход – определённо плюс в копилку достоинств белгородских таксистов.
И для самых переживающих – лучшие таксисты области, одобренные и проверенные по всем пунктам: 1-е место – Марина Ермолаева (она будет представлять Белгород на федеральном этапе конкурса в Сочи), 2-е – Игорь Кузнецов и 3-е место – Захар Зубов.