Зубакин живёт в Белгороде, на ул. Корочанской. И всю жизнь был приписан к городской поликлинике № 5, где и стоял на учёте. Лечился, проходил комиссии. После службы в армии вернулся на гражданку. Помыкался и понял, что военная служба ему ближе: всё понятно и привычно. И армейская дисциплина его не отпугивает. Пошёл Игорь в пункт отбора на военную службу по контракту. Там его встретили с распростёртыми объятиями: бывший пограничник, крепкий и подтянутый. Служить готов где угодно, но просится на самые неспокойные рубежи.
Потому после уточнения всех нюансов отправили его в военный комиссариат по Восточному округу Белгорода на медкомиссию.
В комиссариате призывника тоже встретили приветливо. Правда, военно-медицинская комиссия в военкоматах начинает работать лишь 1 октября. Но это никогда не было препятствием для будущих контрактников: комиссию они проходили бесплатно в государственных поликлиниках. Зубакину выдали направления и отправили по врачам.
Три диспансера и флюорографию он прошёл быстро. Зато в родной пятой поликлинике его поджидал неприятный сюрприз.
«Обратился к терапевту – она мне сказала, что по таким вопросам не принимает. Дело в том, что бывшая поликлиника № 5 стала «Полимедикой». Главврач пояснил, что обслуживать они меня не могут из‑за отсутствия лицензии. Спросил, что мне делать. Говорят, идти в другую поликлинику, – рассказывает Игорь. – Я обращался в поликлиники № 1, 6 и 7 Белгорода. Но везде отказали, потому что я там не прописан. И везде отправляют в поликлинику по месту прописки, то есть в «Полимедику». В шестой и седьмой мне сказали, что контрактники в приоритете и должны проходить в первую очередь, но принять меня не могут из‑за прописки».
Белгородец утверждает, что обратился в свой комиссариат, в департамент здравоохранения и даже в пункт отбора граждан на военную службу. В пункте ему сразу сказали, что вопросы медкомиссии не в их компетенции. В военкомате и департаменте пообещали разобраться в ближайшее время. Но воз и ныне там.
«Я просто не знаю теперь, что делать, куда ещё идти, – говорит Игорь. – Казалось бы, всё просто: хочу служить Родине, здоров, готов морально и физически. А в итоге бегаю с этими направлениями из одного учреждения в другое. И везде отказ. Я даже в платные поликлиники ходил, чтобы за деньги комиссию пройти. Но там сказали, что у них тоже нет лицензии на проведение военно-медицинской комиссии».
В военном комиссариате пояснили, что всё нужное с их стороны сделано: выписаны направления для прохождения медкомиссии. А в региональном департаменте здравоохранения и соцзащиты на наш официальный запрос ответили: «Проводить медицинскую комиссию имеет право любая медицинская поликлиника, подведомственная департаменту здравоохранения и социальной защиты населения области по направлению военного комиссариата». Правда, на деле направление есть, но белгородские поликлиники почему‑то отказываются это делать.
В департаменте также пояснили, что гражданам, столкнувшимся с теми или иными трудностями по вопросу прохождения медкомиссии для устройства на военную службу по контракту, следует обращаться в военкомат. Но и это Зубакин уже сделал. Только вот работники военкоматов не выдают лицензию на право проводить медкомиссию. И заставить врачей принять будущего контрактника тоже не в состоянии.
В департаменте здравоохранения ссылаются на Постановление Правительства РФ от 4 июля 2013 года № 565 «Об утверждении Положения о военно-врачебной экспертизе». Согласно 24-му пункту, организация освидетельствования граждан, поступающих на военную службу по контракту в вооружённые силы, возлагается на военно-врачебные комиссии отделов военных комиссариатов. А в комиссариате ссылаются на распоряжение губернатора Белгородской области от 5 февраля 2018 года, где в шестом пункте сказано: «Департаменту… организовать взаимодействие с военными комиссариатами муниципальных районов и городских округов области по вопросам проведения медицинского освидетельствования граждан, изъявивших желание проходить военную службу по контракту».
Игорь Зубакин ждёт, чем закончится эта история. Оказывается, иногда пойти защищать Родину не так просто, как кажется.