Концепцию «Умный город» представлял глава администрации губернатора Владимир Жданов. Он отметил, что лучшего рецепта построения таких городов нет. На практике кто‑то строит с нуля, кто‑то перестраивает кварталы, а кто‑то постепенно внедряет умные системы во всём городе.
«Нашему городу нужен свой путь», – заключил Жданов.
Он заявил, что в регионе уже собирается достаточно данных, однако с их обработкой и управлением ими пока всё не так радужно. В правительстве предлагают создать цифровую инфраструктуру из нескольких подсистем: «Сбор», «Хранение» и «Управление».
По задумке администрации губернатора в регионе сформируют Центр обработки данных. В рамках пилотного проекта правительство использует серверы Ростелекома, однако в будущем власти хотят открыть свой ЦОД. Всеми сервисами и работой с данными должен заниматься Единый ситуационный центр на базе Белгородского информационного фонда.
По словам Жданова, только на транспортной инфраструктуре регион будет собирать более миллиарда фотографий с фиксацией нарушений или нестандартных ситуаций. Для обработки этих данных необходимы нейронные сети и алгоритмы цифрового зрения.
«Мы можем фактически свести к нулю преступность или обеспечить нулевую смертность на дорогах», – заявил глава администрации губернатора.
«Умный город» включает целый портфель проектов. Пока же власти запустят эту систему на транспорте, в сфере безопасности и культуры.
Мэр Белгорода Константин Полежаев представил видение городских властей по построению транспортной системы «Умный город». Одной из главных задач он назвал обеспечение мобильности белгородцев и комфорта в поездках.
Фото пресс-службы губернатора и правительства Белгородской области
«Это простая, но в том же время очень важная цель. Каждый из нас неделю назад стал свидетелем стремительного роста количества транспорта и пробок на дорогах с началом учебного года», – отметил Полежаев.
По словам градоначальника, решить проблему заторов на дорогах по старинке уже невозможно.
«Мировая практика подтверждает, что именно развитие персонализированных умных сервисов города позволяет стимулировать отказ от использования личного транспорта, развитие мультимодальных перевозок и сферы такси», – заявил Полежаев.
Городские власти намерены в ближайшее время поставить в Белгороде свыше 1 000 камер, которые будут следить за транспортным потоком в онлайне и фиксировать превышение допустимой нагрузки на дорожную сеть.
Камеры будут использовать для целого комплекса задач. Одна из них – адаптивная система работы светофоров по всему городу. В зависимости от загруженности различных участков дорог светофоры автоматически будут перестраиваться, чтобы обеспечить нормальную скорость автотраспорта. Сейчас такая регулировка часто ведётся вручную.
При помощи камер начнут следить и за проездом автомобилей во дворы. При этом на платных парковках постепенно исчезнут шлагбаумы. Константин Полежаев отметил, что они дороги в обслуживании и приносят много проблем. Интеллектуальные системы контроля позволят избавиться от них. В первую очередь шлагбаум уберут с парковки у магазина «1 000 мелочей».
Системы будут следить за тем, не мешают ли автомобили проходу пешеходов или проезду велосипедистов. Они приоритет. Поэтому за парковки на тротуарах, пешеходных переходах и газонах теперь начнут штрафовать при помощи систем видеофиксации.
«Мировой опыт доказал, что нельзя построить удобный город для автомобилей. Мы считаем, что необходимо строить город, удобный для человека. Есть даже определение подобной концепции, когда строят город, удобный для жизни, а мобильность предоставляют горожанам как услугу – mobility as a sevice. Все интеллектуальные городские сервисы должны быть выстроены вокруг одной цели – обеспечить быстрый и доступный способ передвижения для горожан», – заключил Полежаев.
Фото пресс-службы губернатора и правительства Белгородской области
Начальник областного департамента строительства и транспорта Евгений Глаголев презентовал проект построения умных дорог в целом по Белгородской области. По его словам, правительство занимается внедрением IT-технологий в дорожное хозяйство последние несколько лет. У власти есть две глобальные задачи: экономическая (собирать штрафы, убрать перегруженные грузовики с дорог и т. д.) и снижение смертности на дорогах.
Сейчас на региональных дорогах работают 119 комплексов фотовидеофиксации. Запущена система весогабаритного контроля грузовиков из шести автоматических стационарных пунктов контроля и трёх передвижных. За метеоусловиями на дорогах сейчас следят 25 метеостанций. Также на дорогах работает 21 умная видеокамера.
Глаголев отмечает, что получаемые данные даже с этих камер и систем вручную обрабатывать уже невозможно.
В ближайшее время в области запустят полноценную систему управления метеостанциями на дорогах, в том числе и по прогнозу ситуации в ближайшие часы. Сейчас станции позволяют точно знать, в каком состоянии находится покрытие трассы.
Для полноценного контроля за состоянием дорог и нарушителями, по словам Евгения Глаголева, понадобится закупить ещё около 300 камер. Этого хватит, чтобы закрыть потребности региона в сборе Big data по всей дорожной сети.
Отдельные проекты в правительстве готовят по весогабаритному контролю. По словам вице-губернатора, ежегодный ущерб от грузовиков составляет свыше 5 млрд рублей.
Власти фиксируют многочисленные случаи объезда пунктов весогабаритного контроля по полям и просёлочным дорогам. Перекрыть этот путь планируют за счёт передвижных платформ контроля.
Ещё одна уловка от водителей грузовиков – закрытые номера при прохождении весового контроля на автоматическом пункте.
Разработанная в регионе интеллектуальная система теперь позволяет выявлять при помощи камер истинные номера автомобиля ещё до того, как водитель решил заклеить или замотать регистрационные знаки. Она автоматически рассчитывает пройденный путь грузовика и проверяет его номера на записях по всему пути следования. Евгений Глаголев считает, что это даст большой эффект.
Фото пресс-службы губернатора и правительства Белгородской области
Глава Совета безопасности Белгородской области Олег Мантулин заявил, что сеть видеокамер «Умного города» ляжет в основу системы безопасности. Он отметил, что сейчас правоохранители часто не могут получить данные с камер видеонаблюдения на частных объектах: записи стираются или на них ничего не видно. По его словам, регион намерен централизовать управление, чтобы вся сеть государственных и частных видеокамер могла работать на безопасность жителей области.
Мантулин отметил, что нормативно-правовая база в России ко многим новациям пока не готова, однако призывает региональные власти уже сейчас внедрять система распознавания лиц.
«Мы посмотрели опыт коллег из Китая. Существует ещё много законодательно не проработанных моментов, но это всё равно надо внедрять на территории Белгородской области. Апробацию надо начать уже сейчас, чтобы потом сразу же стать лидером в этом направлении», – заключил глава Совбеза.