Выезжаем на место дислокации – к «Мега Гринну». На проспект Б. Хмельницкого с ул. Мичурина сразу в средний ряд выскакивает «Ауди А6». Боковая тонировка у нас не редкость, а здесь передние стёкла затонированы до черноты. Инспектор ДПС Александр Винник включает сирену, догоняет нарушителя и по громкоговорителю требует остановиться.
Иномарка принимает вправо, сразу замигав аварийкой. За рулём улыбчивый парень – на вид нет и тридцати. Спокойно соглашается с нарушениями. Разводит руками и говорит, что больше, конечно, никогда не будет. Вежливо спрашивает, где расписаться в протоколе и как оплатить. Две квитанции на штраф 2 тыс. рублей берёт не моргнув и глазом. Обещает сегодня же оплатить.
Чуть позже возле торгового центра тормозят мужчину на «кадиллаке» стоимостью около 6 млн рублей. Увидев фото- и видеокамеры, водитель обезоруживающе улыбается и говорит:
«На камеру заявляю, что действительно нарушил. Штраф уплачу и нарушение устраню на месте».
Представители этой категории водителей, как правило, никогда не спорят. И если нарушили, то честно признаются, не трепля нервы ни себе, ни другим.
Вот под жезл инспектора попадает нестарый ухоженный «опель». Выбравшийся из машины мужчина сразу включил непонимающего:
«А почему вы меня остановили? Что? Нельзя лобовое и передние боковые стёкла тонировать? Правда? А мне вот сказали, что можно, в автосервисе. Если бы я знал, что нельзя, то не нарушил бы. Может, не надо протокол составлять? Я в Интернете читал, что можно предупреждением ограничиться. Не по этой статье? А какой прибор у вас? А он точно правильный? А зачем мне с вами в патрульный автомобиль проходить?»
Люди этого типажа тоже практически не спорят. Но своими вопросами и гипертрофированной наивностью они способны довести кого угодно. Зачастую просто тянут время, раздумывая, стоит ли расписываться в протоколе и действительно ли нарушение такое серьёзное.
Водитель сдирает тонировку на месте.
Фото Алексея Стопичева
Представители одной из самых многочисленных пород нарушителей встретились нам на «мерседесе», потом на БМВ, «мазде» и «четырнадцатой». Уже хозяин первой иномарки пулей вылетел из‑за руля и стал выяснять, на каком основании его остановили.
«Значок ваш покажите! Значок! – требовал он, не выпуская из рук телефон и снимая всё происходящее на камеру. – Где ваше служебное удостоверение? Вы обязаны его предъявить! Фамилию чётко назовите! Причина моей остановки? Здесь стационарный пост? Причина остановки, я спрашиваю? Статья?»
Такие агрессивные провокаторы обожают задавать вопросы, но очень не любят на них отвечать.
— А зачем вы затонировали передние стёкла? – интересуюсь я.
— А ты кто такой? – вскидывается наш бойкий, но не ласковый собеседник.
Представляюсь и слышу:
«А что ты здесь делаешь? Тебе что, больше всех надо?»
На попытки объяснить, что я здесь работаю, отрезает:
«Я на твои вопросы отвечать не обязан!»
Такие нарушители спорят всегда и со всеми. Они уверены, что вокруг враги, все их хотят обмануть, наказать без дела. Часто грозят сотрудникам ДПС увольнением и всеми небесными карами. С ними полицейские всегда настороже, потому как дистанция от словесных выпадов до физической активности у таких нарушителей невелика.
Представители этого типа чаще передвигаются на стареньких иномарках. Нам попался тёртый и чрезвычайно многоопытный на вид мужичок на таком же видавшем виды 30-летнем «мерседесе».
— Мою машину весь город знает, – доверительно сообщает водитель.
— Я рад вашей популярности, – вежливо отвечает полицейский. – Откройте, пожалуйста, переднюю дверь, будем проверять процент светопропускания.
— Ну тебе проблемы разве нужны, старлей? Я вашего начальника знаю. И ещё много кого.
Зачастую такие всезнайки начинают кому‑то звонить. Уходят подальше от машины, и оттуда доносится:
«Да, остановили! Фамилию? Не записал. Сейчас спрошу, – и после уточнения фамилии туда же в трубку: – Да они не знают, с кем связались! Они этот протокол мне домой привезут!»
А после подписи в протоколе, произносит обиженным голосом:
«Эх, старлей, не захотел ты по‑хорошему. А ведь земля круглая…»
Измерение светопропускной способности.
Фото Алексея Стопичева
Они бывают агрессивными и тихими. Первые жалуются напоказ и громко. Вторые тихо пишут жалобы и протесты во все инстанции.
Ябеда агрессивный сразу после остановки, провоцирует инспекторов, нарывается на скандал. Звонит по телефонам доверия и в дежурную часть. Требует вызвать службу собственной безопасности и начальство. Утверждает, что у него вымогали штраф. Что вели себя с ним агрессивно, применяли насилие и угрожали. При этом сам зачастую начинает с фразы:
«Больше ты нигде работать не будешь!»
С такими водителями инспекторы стараются все свои действия писать на камеру или диктофон.
А ябеда тихий зачастую просто отказывается подписывать протокол. А после едет в прокуратуру, Следственный комитет и начинает строчить жалобы даже в случае стопроцентной фиксации его нарушения и безапелляционных доказательств.
Это затворники, которые отказываются покидать автомобиль. Сегодня они встречаются реже, чем раньше.
Такие нарушители с инспекторами общаются только через закрытое стекло, будто из аквариума.
Оттуда же снимают на мобильный, пристёгивают свои документы цепочкой либо вовсе отказываются их передавать. Уверены, что лучше всех знают законы. Очень не любят покидать естественную среду своего обитания и, когда им всё‑таки приходится выйти из машины, хватают ртом воздух и громко кричат. Их приходится долго уговаривать, оперируя номерами статей и выдержками из законодательных актов.
За три часа рейда все экипажи ДПС остановили и наказали за установку стёкол с пониженным светопропусканием 98 водителей. Инспекторы Александр Винник, Александр Тутов, Сергей Ткаченко и Александр Сарычев составили 17 протоколов.
Среди чрезмерно тонированных были два отечественных авто: «Лада-Калина» и «Лада-2114», остальные – иномарки.
Если нарушитель отказывался на месте устранить нарушение, ему вручали предписание, которое он обязан выполнить в течение десяти суток. За неисполнение законного распоряжения сотрудника полиции предусмотрен арест на срок от 3 до 15 суток.