На проспекте Б. Хмельницкого капремонт коснулся квартала, ограниченного домами №№ 110, 112, 114, 116 и 118. Работы здесь идут четвёртый год. В 2018-м сдали две пятиэтажки: бюджет дома № 114 – 15,8 млн рублей, № 118 – 15,6 млн.
В пятиэтажках заменили кровлю, все коммуникации, утеплили фасады, установили индивидуальные тепловые пункты и общедомовые приборы учёта с телеметрией.
Двор дома № 114 благоустроили в прошлом году по федеральной программе формирования комфортной городской среды. Асфальт, плитка, детская, спортивная и хозяйственные площадки, парковки обошлись в 7,5 млн рублей.
«Дом построили в середине 1960-х, и никогда здесь не было капремонта, всё было ужасно, крыша без конца текла. А сейчас хорошо, приятно. Всё сделали за два месяца. Я очень довольна, – рассказала жительница дома Нина Луценко. – И пожелания все учли. Мне сначала подоконник широкий на балконе поставили, я попросила сделать поуже, и его заменили».
По словам директора управления капремонта администрации Белгорода Александра Васищева, работы было много, и заняла она гораздо больше времени, чем могло показаться жильцам.
«Два месяца мы занимались только инженерными сетями, а в целом к дому приступили 1 марта и в июне сдали госкомиссии, – пояснил Васищев. – Перед началом строительных работ провели энергоаудит здания, который показал, что нужно утеплять фасад. Сейчас мы замерим расход тепла по приборам. По предыдущим годам на аналогичных домах после утепления и замены теплосетей экономия на тепле в зимний период достигала 28–32 %».
Всего на этот год в программе капремонта 35 домов. Кроме того, 16 многоэтажек ремонтируют по спецсчетам. Это значит, что жители этих домов собирают взносы на спецсчёте и сами решают, когда и что им необходимо отремонтировать.
Внимание губернатора привлекли гаражи в центре парковки.
«Чьи гаражи? Они должны здесь быть? Они ж вам мешают», – спросил Евгений Савченко у представительниц ТОСа «Хмельницкий 2».
Оказалось, что жители уже обращались в Восточный округ с предложением убрать гаражи, а на их месте поставить бювет по продаже воды.
«Государство вам даёт деньги на благоустройство, делается план, и ещё на стадии планирования нужно освободить [территорию] от гаражей и всего, что вам мешает, – сказал губернатор. – В плане этих гаражей нет, значит надо или договориться о компенсации, или выделить гараж в другом месте. Там, где три гаража, можно разместить пять машин».
Вся беседа с главой региона сконцентрировалась на том, что мешает жителям. А мешают им и те машины, которые останавливаются, чтобы высадить детей в школу, расположенную через двор, и те, которые оставляют в их дворе студенты и преподаватели БелГУ. Шлагбаум пока поставить не получается, потому что только через их двор можно проехать в соседние.
«По плану благоустройства между домами № 114 и 118 есть возможность сделать заезд, чтобы уменьшить машинопоток через этот двор. Тогда уже можно будет ограничить въезд шлагбаумами, – пояснил руководитель комитета по управлению Восточным округом Вячеслав Сушенков. – Мы планируем сделать это в следующем году».
Председатель ТОСа Лариса Жданова пожаловалась, что с началом учебного года их двор превращается в парковку университета, и жильцы не могут повлиять на ситуацию.
«Нужно вместе с университетом встретиться и посчитать, сколько машин к ним приезжает – на такое количество университет и должен обеспечить парковку, – обратился к представителю округа Евгений Степанович. – А у вас каждое место должно быть обозначено краской с номером квартиры. Работайте теснее со своей управляющей компанией».