«Думаю, причиной подтопления стали талые воды, – говорит Татьяна Мирошникова, проживающая в доме № 6 по 2-му Портовому переулку. – Я вызывала спасателей МЧС. Но это было в апреле, сейчас уже август на исходе, и мы по‑прежнему каждый день выкачиваем воду, а она набирается снова и снова».
Мы прошли по всем трём переулкам. В шести домах из 60 воды нет, а остальные в зоне подтопления. В 3-м Портовом переулке в некоторых домах вода не только в подвалах и погребах – она даже до пола в комнатах доходит.
«Заказывали машину для откачки воды, – рассказывает хозяйка дома № 2 во 2-м Портовом переулке Марина Ковалёва. – Выкачали семь кубов. А через неделю опять подвал полный!»
Ей вторит Евгений Кононов (2-й Портовый переулок, дом № 3):
«Купил электронасос, заплатил три тысячи рублей. Раньше‑то он не был нужен, а теперь без насоса не обойтись. А что делать, если воды столько, что весь погреб до самой первой ступени залит? Банки с прошлогодними заготовками овощей в воде плавают».
Дом № 2 по 3-му Портовому переулку добротный, двор ухоженный, а в погребе, что находится во дворе, воды метра полтора глубиной. И в огороде вместо огурцов и помидоров болото, которое уже заросло камышом.
«Эх, пропадай урожай! Остались в этом году без овощей, – безнадёжно машет рукой хозяин Пётр Скляров. – Да и ладно, всё равно хранить теперь негде».
Электронасосы в домах работают днём и ночью, наматывают киловатт-часы, за которые надо платить, и суммы выходят немалые. К постоянной сырости, чёрной плесени и грибку нельзя привыкнуть. Но это ещё не все беды Портовых переулков.
«Комаров столько, что и средь бела дня людям не дают покоя, – жалуются жители. – Жабы расплодились. Идёшь, а они под ногами так и кишат».
Версии причин их бедственного положения у хозяев домовладений разные. Одни считают, что когда ремонтировали дорогу рядом с переулками, то убрали трубу, по которой лишняя вода уходила в лес. Марина Ковалёва проводила нас до места, где раньше проходила спасительная труба:
«В детстве мы играли в этом месте, так что я эту трубу хорошо помню. Вода шумела, стекала далеко, в яр. Теперь на её месте болотце, а вся вода в наших огородах».
Другие грешат на аэропорт: якобы оттуда вода поступает. Но руководство аэропорта от обвинения в свой адрес решительно отказалось. Мол, мы здесь построили дренажную насосную станцию с накопителем, откуда четыре мощных насоса откачивают воду, направляя её в очистные сооружения. И теперь дождевые и талые воды не текут к Портовым переулкам.
В «Белгорблагоустройстве» говорят, что виноваты грунтовые воды. Но от них, мол, не только в Портовых переулках страдают. Ничего не поделаешь – стихия. Озёрный переулок, улицы Котовского, Зареченская, Машиностроительная, дом в Магистральном переулке – вот лишь малая часть адресов, где подтопило участки из‑за дождей или поднятия грунтовых вод и где власти борются с подтоплениями.
Мы обратились в администрацию Белгорода с просьбой разобраться в ситуации и помочь жителям Портовых переулков. Нам ответили, что «при корректировке муниципальной программы «Развитие дорожно-транспортной инфраструктуры города Белгорода на 2015–2020 годы» будет рассмотрен вопрос о включении на 2019 год объёмов работ по устройству водоотводного лотка по вышеуказанному адресу».
То есть жители трёх Портовых переулков будут мокнуть ещё как минимум год.
«Мы в ужасном положении, – говорит Татьяна Мирошникова. – Никто не знает, почему впервые за 50 лет появилась вода на участках и в огородах. И если не осушить подвалы до наступления холодов, то при минусовой температуре вода замёрзнет и начнёт разрушать фундаменты домов».