Слушая, как в известном мультфильме Водяной сетует на то, что ему летать охота, недоумевала: зачем? Ведь под водой, а ещё глубже – под землёй – куда интересней. Оказывается, в своём суждении я не одинока! Шахтёр Евгений Бычков уверен: всё самое важное и интересное не лежит на поверхности.
Может, поэтому, пока сверстники мечтали бороздить космические пространства или покорять водные дали, он чётко знал, что, как и отец, свяжет судьбу с шахтёрским делом. Окончив школу, без раздумий, как, впрочем, и без труда, поступил в Губкинский горный техникум. Спустя время молодым специалистом пришёл работать в КМАШахтострой (дренажная шахта вошла в состав комбината позже). Правда, служить делу шахтёрскому пришлось всего месяц: молодому человеку предстояло отдать долг Отечеству.
О службе в погранвойсках на финской границе остались воспоминания в виде надёжной армейской дружбы, огромных белых грибов и ароматных ягод, которыми изобилует Карелия. Отслужив, Евгений Бычков вернулся в родные места и на родное предприятие: его приняли в дренажную шахту Лебединского ГОКа электрослесарем 3-го разряда. Кстати, именно в августе, четверть века назад, прошёл первый подземный спуск лебединца Бычкова.
«Отлично помню и тот день, и те чувства, которые испытал: было непривычно, но удивительно и интересно, – улыбается Бычков. – Опустился в самое начало западного штрека, того самого, что недавно закольцевали с юго-восточным, завершив тем самым строительство третьего дренажного кольца. Наставником был Николай Павлович Каунов, именно под его началом начались мои подземные будни, в которых я постигал шахтёрскую азбуку».
Затем Бычков продолжил обучение профессии в Московском государственном открытом университете, где получил специальность инженера-энергетика. Теоретическая подготовка и подземная ежесменная закалка только укрепили Евгения в мысли о том, что избранный трудовой путь правильный:
«Работники дренажной шахты – особый народ. Под землёй как нигде можно прочувствовать взаимовыручку и взаимопонимание – это точки опоры нашей профессии. Стволовые, проходчики, буровики понимают друг друга с полуслова, точнее с полжеста. Сильные, крепкие, надёжные – только таким людям покоряется подземка и водная стихия. Вообще, шахта – это звенья одной цепи, выдернуть что‑то невозможно, – уверен Евгений Бычков. – Ламповщик дал лампы, энергетик контролирует освещение, проходчики и буровики осушают карьер. Когда все звенья, начиная с поверхностных объектов и заканчивая проходческим забоем, скоординированы и отлажены, вся цепочка работает чётко и без сбоев, что и приводит к положительному конечному результату».
А вот земные праздники – это семья, друзья, рыбалка, дача, грибная поляна.
Когда мой собеседник рассказывает о семье, его глаза буквально лучатся светом, чувствуется, с какой гордостью и нежностью относится к супруге Людмиле и сыну – 10-летнему Даниилу. Бычков-младший увлечённо занимается дзюдо и английским языком.
Евгений Бычков уверен: детям не стоит оставлять время на шалости. Хотя какие шалости, если мальчишка уже вполне серьёзно заявляет: «Буду как папа!» Как знать, может и станет продолжателем шахтёрской династии.
Ещё мой собеседник любит рыбачить и собирать грибы. И всё с царским размахом: если удить, то судачка, который исконно считался белой рыбой князей и бояр, если солить, то грузди – обязательное яство пиров русских правителей.
Семейные походы и путешествия, встречи с друзьями – это и есть земные праздники лебединца Бычкова.
А в профессиональный праздник, День шахтёра, он желает коллегам бодрости, радости, оптимизма, удачи, позитива, мира – всех слагаемых счастья!