Первоуральские кузнецы взялись за ответственную работу — изготовление кованных художественных изделий для Свято-Троицкого мужского монастыря в селе Тарасково.
Александр Крайнов и Рустам Гимазетдинов ответственно подошли к задуманному делу —почитали специальную литературу, поговорили с опытными мастерами, заглянули в интернет и лишь потом взялись за серьезный творческий процесс. За основу мастера художественной ковки взяли традиции церковной ковки металла, старинное направление, названное «Монастырская вязь», которым в прежние времена умело владели кузнецы-монахи.
Фото Олега Сойнова
В кузнечной мастерской закипела работа. Перед началом всякого благого дела, как и полагается, надо помолиться, дело-то ведь богоугодное. И вот кузнецы на своих привычных рабочих местах. В центре кузницы стоит наковальня, на стеллажах — молотки различного размера, зубила, кувалда, клещи. В горне горит кокс, рядом — огромная бочка с холодной водой для остужения металла. Грохочет молот, звенит металл, пышет жар от горна, в воздухе витает запах угля. Кузнец кладет на наковальню раскаленную заготовку и начинает предавать металлу форму. Металл периодически остужают в холодной воде. Шипит вода, кузница наполняется паром. Металл переливается и искрится то белым, то красным цветом.
— В юности к кузнечному ремеслу меня приобщил опытный мастер Алексей Кобяков, — вспоминает Александр Крайнов. — Алексей Александрович научил меня крепко держать молоток, поделился своим опытом и передал секреты ремесла, дал жизненную закалку.
Фото Олега Сойнова
Первоуральские мастера уже создали кованные художественные изделия, которые заметно облагородили Свято-Троицкий мужской монастырь. Ажурные решетки в стиле «Монастырская вязь» украшают главный храм монастыря.
— Особенность монастырской вязи в том, что металлические прутки не прерываются и не пересекаются между собой, они сверху донизу целые, между собой соединены лишь изгибами и скреплены хомутами, — раскрывает секрет ковки Александр Владимирович. — Подобные узоры можно встретить в старинных православных храмах XVIII-XIX веков.
Фото Олега Сойнова
Впереди у первоуральских кузнецов много работы. Предстоит создать новые кованные художественные изделия. По окончании работ облик монастыря обретет еще более достойный вид, монастырская вязь облагородит святую обитель в Тарасково.
Автор текста и фото Олег Сойнов