Кого‑то с детства тянет к рисованию, кого‑то – к пению или лепке. Видимо, какая искра попадает в человека. А вот в Валентина Зыбина попала лётная искра. С раннего детства мальчишка хотел летать по‑настоящему. Часами мог смотреть в голубое небо, следить за белым росчерком самолётов. Забирался повыше, представляя себя лётчиком.
Детство у Валентина Викторовича выдалось не самое радужное. Послевоенное время и так было далёким от мечтаний. Рано умер отец, мама постоянно болела. И вместо лётного училища Валентин, окончив семь классов, пошёл работать в родной колхоз. В сельхозтехникуме окончил курсы тракториста. И работал в поле, время от времени поглядывая в небо.
Три года армии, служба на Северном флоте. И опять колхоз. Умного, деятельного юношу ценили. Он окончил Новооскольский сельхозтехникум, стал бригадиром тракторной бригады. А позже перевёлся в «Белгородскую сельхозтехнику» инженером. С годами у Валентина Викторовича проявилась ещё одна тяга – к технике. Мог сделать буквально всё практически на коленке. Нет какой‑то детали? – Есть станок! Выточим! Сломалась техника в поле? – Тоже не беда. При сноровке даже в поле можно ремонтировать. Если с техникой на «ты». А с техникой Валентин Викторович был на «ты»: не просто знал, он её чувствовал. Поступил в институт и отучился ещё и на инженера-механика.
Валентин Зыбин с внучкой Соней.
Фото Натальи Малыхиной
Работал в колхозе им. Фрунзе заместителем главного инженера, потом зампредседателя колхоза в Белгородском районе. А после направили мастера на все руки председателем колхоза в Харьковскую область. И там‑то он узнал, что есть Харьковский авиационный клуб. Валентин Викторович, уже солидный мужчина, рванул туда, как мальчишка. В редкие выходные либо вечерами постигал науку пилотирования. Вновь сел за парту и стал изучать аэродинамику, навигацию, лётную безопасность, управление самолётом: летать намного сложнее, чем, скажем, управлять автомобилем. Здесь и умение действовать ручкой управления, и рычагом «шаг-газ» и педалями одновременно. Всё время сохранять хладнокровие и концентрацию: небо ошибок не прощает. Не обращая внимания на трудности, Валентин Викторович шаг за шагом постигал непростую науку.
Упорство уже немолодого ученика принесло свои плоды. Зыбин поступил в лётное училище, экстерном окончил его и получил первые лётные права лётчика-инструктора 3-го класса вертолёта Ми-2.
Вернувшись в Белгородскую область, Зыбин возглавил Дмитротарановский совхоз, но про свою страсть не забыл. Нашёл единомышленников и создал вместе с ними на базе совхоза авиаклуб. Хозяйство было солидное: два вертолёта Ми-2, два спортивных пилотажных самолёта Як-52, польский четырёхместный самолёт ПЗЛ-104 плюс вся наземная авиационная техника. Валентин Викторович к тому времени получил права и категорию лётчика на несколько видов самолётов. А со временем стал пилотом первого класса.
«На праздники мы часто катали на самолётах и вертолётах детишек и ветеранов. Так не поверите, пенсионеры с палочками, но лезли в вертолёт и самолёт, чтобы хоть раз в жизни полетать и глянуть на своё село с воздуха», – вспоминает Зыбин.
В начале 2000-х Валентин Викторович вышел на пенсию. И загрустил. Авиационный клуб закрылся вместе с совхозом. Небо, к которому так привык Зыбин, опять стало недоступно далёким. Однако такой характер у Валентина Викторовича, что он ни перед чем не останавливается. И выход нашёл.
«Почитал в Интернете, что люди сами самолёты делают. Вертолёты. И подумал: а чем я хуже? Тем более я инженер. Всё знаю, всё умею. Мастерская есть, оборудование какое-никакое. И стал с людьми общаться. В Харькове кабину с вертолёта списанную нашёл, в Крыму – лопасти, колёса со списанного Ми-2, автомат перекоса – в Новосибирске, а двигатель взял с нашей «девятки». Остальное своими руками. Скоро уже буду испытания проводить».
В мастерской Зыбина стоит уже практически готовый красавец вертолёт: одноместный, с приборной панелью, с рукоятью, с ручкой «шаг-газ» и всем остальным. Валентин Викторович со своей внучкой Соней, которая постоянно помогает дедушке в его работе, любовно обходит своё детище.
«Есть понижающий самодельный редуктор. Сам всё точил, делал. Редуктор понижает обороты на 2,46. Это обгонная муфта. Редуктор взят из «Нивы», из переднего ведущего моста. Дифференциал я в нём заклинил. И вместо полуоси соединил с валом несущего винта. Здесь почти всё самодельное: ступица, соединения, пластиковая рессора, хвостовой винт и сам хвост. Сам клепал, делал, соединял. Тянуще-толкающие троса взял с тракторов, комбайнов, заказывал в Брянске, переходники делал. На всё про всё у меня 40 тыс. рублей ушло. Остальное своими руками сделал».
Вертолёту осталось совсем чуть-чуть, чтобы поднять своего создателя в небо. А Валентину Викторовичу – в очередной раз доказать, что невозможного в нашей жизни нет.