В первый раз император Николай II посетил Белгород во время русско-японской войны. Он прибыл сюда в мае 1904 года, чтобы лично благословить на подвиг воинов пяти батарей белгородской артиллерийской бригады, которые отправлялись на фронт. В городе с радостью ждали приезда императора. Люди сообщали друг другу эту весть, украшали улицы цветами и гирляндами, а в окнах выставляли портреты членов царской семьи. Вот что писали «Курские епархиальные ведомости»:
«Ровно в 9 часов утра у перрона Белгорода тихо и плавно остановился царский поезд, из которого вышли государь император с наследником престола в сопровождении министра императорского двора и адъютантов. Встреченный полковым маршем почётного караула при криках ура государь вступил в станционный зал, где ожидавшие депутации поднесли ему хлеб-соль и имели счастье выразить его величеству свои приветствия. Затем к вокзалу был подан царский экипаж, и государь император вместе с наследником и свитой изволил отбыть в Свято-Троицкий мужской монастырь».
Государь побывал в главном монастырском храме, помолился и приложился к старинной иконе Николая Ратного. После этого он спустился в пещерку святителя Иоасафа, расспросил священников о его жизни и поклонился мощам. Далее Николай отправился благословить отбывающих на фронт воинов. Побывав в городе, он отметил порядок на улицах и пожаловал деньги для выплаты пособия беднейшим жителям.
Именно Николай II стал инициатором канонизации святителя Иоасафа. Он не смог прибыть на празднования по случаю прославления, прошедшие в сентябре 1911 года. Тогда в город приехали великая княгиня Елизавета Романова и великий князь Константин.
Константин Константинович умер в 1915 году и стал последним Романовым, ушедшим из жизни накануне революции. А Елизавета Фёдоровна после 1905 года, когда террористы убили её мужа, продала все свои драгоценности и основала Марфо-Мариинскую обитель милосердия. Всю оставшуюся жизнь она посвятила служению Богу и людям. После прихода к власти большевиков отказалась покидать страну и продолжала помогать нуждающимся. В ночь с 17 на 18 июля 1918 года её вместе с другими представителями рода Романовых сбросили в шахту в 18 км от Алапаевска.
Всех, кроме великого князя Сергея Михайловича, живыми. Поэтому в последующие несколько дней они умирали там от голода и полученных травм. Крестьяне слышали раздающееся из шахты церковное пение, которое постепенно затихло. В 1992 году Елизавету Фёдоровну причислили к лику святых.
Второй раз Николай II прибыл в Белгород со своей семьёй, чтобы поклониться мощам святителя Иоасафа, в декабре 1911 года. К тому времени улица, по которой он проезжал во время предыдущего визита, была переименована из Корочанской в улицу имени Императора Николая II (ныне это Гражданский проспект).
«Минуты были исторические и неописуемые. Налицо представлялось всё обаятельное величие и чарующая простота русской царской власти. Ласково кланяясь народу, императорская семья ехала мимо ликующих живых стен», – рассказывает статья в «Курских епархиальных ведомостях».
Звонили колокола, горожане кричали ура, снимали шапки, улыбались. У многих на глазах были слёзы радости.
В 2016 году историк Константин Капков выпустил книгу «Царский выбор». Она рассказывает о религиозной жизни семьи Романовых, о взаимоотношениях императора с духовниками в предреволюционные годы и во время заточения, о ссылке и расстреле. Автор просмотрел сотни документов и создал книгу, наполненную фактами.
Капков – московский историк, но его судьба переплелась с Белгородской областью. Именно на Белгородской земле, в селе Зимовенька, он принял крещение в 1999 году, а в 2012 м возглавил научный отдел духовно-просветительского центра им. митрополита Макария Булгакова, который расположен в Белянской школе Шебекинского района. Белянка значится в «Царском выборе» как одно из мест выхода книги.
Какой же была духовная жизнь Романовых? Все их дни пронизывала молитва. Воцерковлённость Николая, Александры и детей создавала в семье особую атмосферу. Здесь не было места крикам, ссорам, грубым словам. Даже недоброжелатели не могли найти свидетельств о конфликтах в царской семье.
Когда началась Первая мировая война, императрица и её старшие дочери прошли медицинские курсы. Получив звание сестёр милосердия, они отправились служить в Дворцовый лазарет. Императрица не только ассистировала при сложных операциях, перевязывала, стерилизовала инструменты, стирала, убирала, но нередко держала солдат во время операции за руку, гладила по голове. Младшие сестры – Мария и Анастасия – в силу возраста в госпиталях не работали, но регулярно посещали лазарет для нижних чинов в Русском городке Царского Села. Беседовали, играли с солдатами, читали для них.
Свой арест и ссылку семья приняла с удивительным смирением. Сколько было провокаций в это время, но ни одной вспышки гнева, ни крика, ни плача, ни желания мстить… 15 марта 1918 года императрица писала Юлии Ден:
«Я чувствую около себя Его (Господа – прим. авт.) присутствие, и чудесная радость тихо заполняет мою душу… И трудно это объяснить, потому что всё кругом так бесконечно грустно, но это чувство приходит Сверху и не зависит от нас, и знаешь, что Он не оставит. Укрепит и защитит».
Начальник охраны императорской семьи под арестом в Царском Селе и Тобольске полковник Евгений Кобылинский позже будет вспоминать о периоде ссылки:
«Жизнь в своей семье всех их так духовно удовлетворяла, что они иного общения не требовали и не искали. Такой удивительно дружной, любящей семьи я никогда не встречал и, думаю, в своей жизни уже больше никогда не увижу».