Модель учебно-тренировочного самолёта L-39 Albatros возвели на трёхметровый постамент на въезде в посёлок со стороны Белгорода и Валуек. Мемориал посвятили всем лётчикам Вейделевского района.
Ранее районное управление культуры и местный краеведческий музей занимались проектом «В небе над Викторополем». Он был посвящён лётчикам аэродрома, который во время Великой Отечественной войны дислоцировался на территории посёлка. Музейщики восстановили списки воевавших здесь лётчиков, увековечили их память, поставив на месте аэродрома мемориальный камень.
«Потом по предложению главы района решили поставить самолёт. Но не на бывшем аэродроме в малолюдном месте, а на трассе. Написали письмо министру обороны Сергею Шойгу. Один из погибших здесь лётчиков был как раз родом из Тывы, то есть его земляк. Сюда приезжали дочь и внучка этого лётчика. И Шойгу выделил нам самолёт», – рассказала «БелПрессе» начальник управления культуры Вейделевского района Валентина Шурховецкая.
Корпус самолёта привезли из Мичуринска Тамбовской области, где расположен полигон Краснодарского высшего военного авиационного училища лётчиков. Военные предлагали сохранить начинку на случай, если вейделевцы решат поставить его на земле, чтобы можно было залезать в кабину, как в музей. Но в администрации района решили для сохранности установить его на постаменте.
Постамент безвозмездно изготовили на заводе «Белэнергомаш-БЗЭМ».
«Думали, какую сделать на мемориале надпись. Военным лётчикам его не посвятишь, поскольку L-39 – модель учебная, послевоенная. Решили посвятить нашим землякам – лётчикам всех поколений, – пояснила Валентина Георгиевна. – У нас музейщики собирают информацию о наших уроженцах-лётчиках. Они были и во время войны, и после. Сейчас один наш лётчик летает в российской авиации на дальние рейсы».
Бортовой номер самолёта – 90: 25 августа район отметит своё 90-летие.
Сейчас благоустраивают площадку перед мемориалом. Его торжественно откроют в середине июля.
«Единственное, что нам осталось, – шлем и комбинезон лётчика, чтобы посадить в кабину манекен», – призналась начальник управления культуры.
Справка. Модель L-39 Albatros разработали в Чехословакии в конце 1960-х. В 1972 году машину выбрали в качестве основного учебно-тренировочного самолёта стран Варшавского договора. СССР в 1974–1989 годах приобрёл 2 094 экземпляра. Модели поставляли в Афганистан, Вьетнам, ГДР, Ирак, на Кубу, в Ливию и Сирию. Выпускали модификации L-39: боевой вариант, буксировщик воздушных мишеней, разведчик.
Олег Гончаренко