— Иногда мне кажется, что у меня с головой не всё в порядке. Бывают странные мысли, часто плохое настроение, сплю неважно…
— Если вы подозреваете у себя какие‑то изменения в психическом состоянии, можно обратиться к нам в амбулаторную психиатрическую службу. Чем раньше, тем лучше. К счастью, сейчас уровень осведомлённости населения вырос и люди приходят к нам ещё не в запущенных случаях. Чаще всего тогда, когда что‑то начинает мешать жить и работать, десоциализирует.
— А с чем обращаются люди?
— Приходят с разным. Начиная с жалоб на апатию и заканчивая сообщениями о голосах, которые не слышит никто другой. Одним портят жизнь навязчивые состояния – например, когда человек несколько раз проверяет, выключен ли утюг или газовая плита, у других образуются навязчивые ритуалы – например, они бесконечно моют руки. Бывает так, что беспокоят боли, неприятные ощущения в теле, а врачи-терапевты долго не могут понять причину – это тоже к нам. Детей приводят с синдромом дефицита внимания и гиперактивности, аутизмом, задержками речевого развития. Нарушение сна и постоянно плохое настроение – уже повод для того, чтобы обратиться к нам за помощью.
— Вы помогаете бесплатно?
— Конечно. Есть территориальная программа государственных гарантий бесплатного оказания медпомощи, куда входят и услуги психиатра. На приёме в диспансере работают восемь участковых врачей-психиатров, три клинических психолога и один психотерапевт. А ещё у нас кабинет медико-социально-психологической помощи, где принимает врач-суицидолог. Если вы оказались в кризисном состоянии, если появились мысли о бессмысленности жизни или совсем пропадает желание жить – приходите, поможем.
— А как к вам попасть?
— К психиатрам есть электронная запись через сайт госуслуг. Либо можно позвонить и записаться через регистратуру. У нас восемь участков, на каждом, согласно территориальному принципу, принимает свой доктор. Звонящему сообщат фамилию врача с его участка и время приёма. Попасть туда можно в течение нескольких дней. А если что‑то экстренное, всегда можно обратиться за срочной консультацией: примут вне очереди и без записи.
Виктория Руженкова.
Фото Вадима Заблоцкого
Терапевт в поликлинике тоже может направить человека на консультацию к психиатру. В принципе, это может быть и любой другой врач, выявивший у пациента психиатрическую патологию, например невролог.
К психологам и психотерапевту электронной записи нет. К ним можно попасть по звонку в регистратуру.
— Я не знаю, к кому мне лучше обратиться: к психологу, психотерапевту или сразу к психиатру?
— Первично нужно попасть к психиатру, а он, проанализировав вашу проблему, направит либо к психотерапевту, либо к психологу.
— Какая между ними разница?
— Психолог не имеет медобразования, хотя может владеть психотерапевтическими методами воздействия на психику. Его сфера – психически здоровые люди и имеющие проблемы с памятью, вниманием или мышлением. Психолог проводит диагностику проблемы с помощью тестовых методик, занимается реабилитацией.
Психотерапевт – уже врачебная специальность. Он владеет немедикаментозными методами воздействия на психику и имеет право выписывать специальные лекарства, например антидепрессанты. Этот врач может заниматься любыми видами психических расстройств, кроме обострений тяжёлых психических заболеваний.
Психиатр, в отличие от психотерапевта, больше использует медикаментозное лечение.
— Я приду к вам, а вы меня на учёт поставите и на работу сообщите…
— Уже около 20 лет не существует психиатрического учёта. Есть диспансерное наблюдение, под которое человека берут по заключению комиссии. И то только в случае тяжёлого психического расстройства с часто обостряющимися болезненными проявлениями. Тем, кто обратился в диспансер за консультативной помощью, и проходящим профосмотр такое не грозит. Конечно, как в любой поликлинике, на каждого пациента заводят амбулаторную карту. Мы обязаны взять добровольное согласие на медицинское вмешательство и обработку персональных данных. Однако при обращении к суицидологу информация о пациенте не попадает в нашу базу данных, она остаётся в кабинете медико-социально-психологической помощи.
— Вы совсем никому не рассказываете о своих пациентах?
— В федеральном законе есть статья о врачебной тайне. По нему запросить и получить у нас информацию о пациенте без его согласия может весьма ограниченный круг организаций. Например, судебно-следственные органы в рамках проведения расследования, прокуратура, ФСБ. Но вот ГИБДД, адвокатам и нотариусам мы информацию не предоставляем. Работодателям – тем более.