Пенсионная реформа. Не с того начали

22.11.2019 2:48 5

Сегодня Госдума начнет рассмотрение двух инициатив «родного» правительства.

Да, новый-старый кабмин никак не успокоится, чтобы не придумать очередную пакость для народа (или хотя бы его части). Что я имею в виду? Конечно, новый законопроект по реформе пенсионной системы и повышению НДС до 20 процентов. Информации на этот счет уже более, чем достаточно и в СМИ, и в социальных сетях. Поэтому постараюсь свои мысли изложить кратко.

Очень мягко говоря — лжет

Президент предупредил нас еще в марте 2018 года, что экономический и социальный «прорыв» потребует непопулярных реформ. И по представленному в мае правительству мы поняли, что исполнители выбраны тоже не популярные, но проверенные временем монетаристы.

Задач у государства много, в том числе обозначенных в Майских указах президента, но кабмин начал с любимой «игрушки» пенсионной реформы и… увеличения НДС, хотя буквально месяц назад на Петербургском экономическом форуме лидеры государства обещали 6 лет не менять правил игры с бизнесом, и прежде всего — с налогами.

Но сначала — о пенсионной реформе.

Когда правительство ссылается на рост продолжительности жизни россиян и демографические проблемы актуального периода, то, очень мягко говоря, лжет.

Недаром все здравомыслящие экономисты и социологи утверждают, что, несмотря на общую положительную статистику продолжительности жизни (до 73 лет), в среднем по регионам мужчин в возрасте до 65 лет сегодня умирает до 40%, а женщин — до 20%.

Кроме того, «демографическая яма», на которую постоянно ссылается кабмин РФ, сопоставима с 60-ми годами прошлого века, когда и были заложены основы сегодняшней пенсионной системы. То есть ту «яму» проскочили при существующих показателях. Но реформаторы современной России уже который раз играют с пенсионными накоплениями государства в угоду сиюминутным потребностям федерального бюджета.

Хотя, бесспорно, есть здесь и конечные бенефициары — ЦБ, Минфин, некоммерческие (частные) пенсионные фонды, банки. Они заинтересованы в том, чтобы создать такую пенсионную систему, чтобы за счет обязательных пенсионных средств граждан подпитывать банковско-финансовую систему. Для них это — «дармовые» деньги.

Как говорит экономист Оксана Дмитриева: «Даже по действующему закону никто не отвечает за доходность по накопительной части пенсии. Даже если она будет нулевой. В отличие от страховой пенсии (за которую отвечает государство — авт.). Поэтому, когда люди с обесценившимися деньгами будут выходить на пенсию через 10-15 лет, никто за это отвечать не будет. Более того, никто не будет обязан индексировать накопительную часть пенсии. Будет положительная доходность — будут индексировать. А на нет — и суда нет».

Работодатель — не идиот

Но: предупреждая нас о непопулярных мерах, президент предупредил и новое-старое правительство, что «строго, под персональную ответственность», будет спрашивать за претворение в жизнь Майских указов, которые он продолжил новыми вызовами, ибо прежние задачи от 2012 года были выполнены не полностью либо искажены в результате пресловутой оптимизации работы социальных объектов на местах — в малых городах, селах, поселках, деревнях.

К сожалению, это коснулось учреждений не только здравоохранения, но и образования, культурно-досугового комплекса. Почти повсеместно так называемая «малая родина» перестала лечить, учить и духовно развивать. Иначе, как деградацией, эту политику назвать сложно. Ведь там осталось жить многомиллионное население, которое и без того испытывало экономические трудности, нищало, спивалось и умирало раньше времени.

Короче, есть задачи (Майские указы), которые надо в первую очередь претворить в жизнь, чтобы была достигнута одна из основных целей, намеченных президентом: войти в пятерку развитых экономик мира. Все задачи перечислять не буду, коснусь только небольшой части тех, которые близки поднятой здесь теме напрямую. И эти задачи фундаментальны:

  • За шесть лет как минимум вдвое снизить уровень бедности, в которой сегодня пребывает 20 миллионов граждан, в том числе работающие люди.
  • Выстроить справедливую и адресную систему социальной помощи.
  • В ближайшие 10 лет обеспечить устойчивый естественный рост численности населения России.
  • Добиться увеличения размеров пенсий, обеспечить их регулярную индексацию, причём выше темпов инфляции.
  • Сократить разрыв между размером пенсии и заработной платой, которая была у человека перед выходом на пенсию.
  • Повысить качество медицинского и социального обслуживания пожилых людей, помочь тем, кто одинок и оказался в сложной жизненной ситуации.
  • К концу следующего десятилетия Россия должна уверенно войти в клуб стран «80 плюс», где продолжительность жизни превышает 80 лет.
  • Образование. Не только школьное и вузовское, а системное образование, обучение и переобучение человека любого труда на протяжении всей жизни.

Достаточно, чтобы понять оппонентов пенсионной реформы, которые говорят, что экономика России в целом не готова к пенсионной реформе, что сначала надо достичь указанных социальных показателей, и прежде всего — в образовании и здравоохранении. Ибо при нынешнем уровне медицинского обслуживания в муниципальном сегменте от младенчества до старости трудно сохранить здоровье, которое позволит женщине работать до 63-х лет, а мужчине — до 65-ти. У подавляющего большинства людей после 50 лет растет количество больничных листов.

И работодатель наш — не идиот. Он это понимает, а потому перестает видеть перспективу профессионального роста человека средних лет, он перестает посылать его на различные курсы повышения квалификации и/или переобучения, он держит такого работника, как кандидата номер один на вылет из компании при любом удобном случае…

Это не скрывают предприятия и учреждения, это подтверждают рекрутинговые компании. И ситуация в ближайшее время не изменится, так как не подготовлена почва, о которой говорит президент (читай по пунктам выше).

Кто «попадет»?

Первым подпадет под повышение пенсионного возраста возрастная категория людей 1963-1968 годов рождения. Это поколение, которое практически сразу после окончания вузов, техникумов, школ и профтехучилищ в связи с «перестройкой», развалом СССР и прочими «прелестями» конца 80-х — начала 90-х годов XX века лишилось мест на заводах и в научных институтах, лишилось реальной зарплаты и узнало бартер, пошло массово «в ларьки и челноки», а также «в бандиты», так как шел сплошной передел собственности — от платного уличного туалета до нефтехимкомбината. У этого поколения, как показывает статистика, нет высокой квалификации и отработанных трудовых навыков даже по тем профессиям, по которым они обучались. У многих — огромный период нелегальной занятости.

Они сами в этом виноваты? Чаще всего — нет, потому что к таким переменам, которые тогда произошли, никто не был готов — ни страна, ни люди.

Поэтому у многих людей 1963-1968 годов рождения нет ни «советского» трудового стажа, ни постсоветского. Они практически не нужны на современном рынке труда.

Куда им идти?

Правительство в этом вопросе постоянно предлагает держать равнение на Европу. Нет проблем, давайте взглянем на Европу.

Например, в Дании по соцопросам 90% пенсионеров довольны своей жизнью, а в России только 8%, еще 14% — скорее довольны. Остальные… не очень. Более того, 30% — очень хотят сказать государству все, что они о нем думают. Почему так?

Да потому, что экономика слабая, а не пенсионная система.

Уровень ВВП на душу населения — не сопоставим с европейским. А это — низкие зарплаты, низкие отчисления в пенсионные фонды, низкая пенсия…

Надо поднимать производительность труда. Крупные компании над этим работают. Но… что происходит дальше? Правильно — высвобождение рабочих рук. Куда им идти? Некуда!

Точнее, есть куда: в частный малый и средний бизнес. Но в том-то и дело, что этот сектор у нас не развит, более того, скукожился за последние пару лет. А ведь именно в этом сегменте экономики люди могли копить себе на пенсию или работать спокойно, как говорится, до смерти.

Срочно, быстро этот вопрос не решить. Но можно ли еще что-то сделать? Оказывается, можно.

Эффективнее, чем тысяча рублей

Вот что говорит экономист и публицист Евгений Гонтмахер:

Хватит менять правила игры. Например, перестать каждые несколько лет перестраивать пенсионную систему — из-за чего она к нынешнему времени лишилась современных инструментов обеспечения будущей старости. Сейчас пенсионная система в России формально страховая. Работодатели платят за каждого работника в Пенсионный фонд ежемесячный платеж в размере 22% от его зарплаты (о чём большинство работающих по найму россиян, кстати, даже не задумываются). Но, во-первых, сам человек никак не участвует в финансировании его будущей старости. Во-вторых, попытка в 2002 году ввести обязательный накопительный элемент в конечном счете провалилась. А ведь благодаря ему россияне получили возможность сами управлять частью своей будущей пенсии — и нести свои деньги тем управляющим, которые со своей работой справлялись лучше. Но за последние полтора десятка лет государство постепенно сделало так, что теперь оно само (через так называемую «балльную» систему исчисления пенсионных прав) определяет, сколько и кому платить. Индивидуальные усилия человека сведены к минимуму. Мы снова сползли в очень похожую на советскую пенсионную систему патерналистского типа. Чего уж тут удивляться образу жизни современной молодежи, который, по мнению Центрального Банка России, может «подорвать основы пенсионной системы». Молодые ребята, оказывается, тратят деньги на отдых и развлечения вместо того, чтобы накапливать на старость. У меня вопрос: кто может их убедить в том, что, откладывая средства сейчас, они их получат через несколько десятков лет в виде своей пенсии? Государство своими же постоянными изменениями правил игры за долгие годы отучило россиян самим копить на старость.

И еще многие экономисты — оппоненты нынешнего правительства — видят смысл в повышении заработных плат всех категорий трудящихся, так как они позволяют не только накапливать деньги на старость, но и обзаводиться недвижимостью — квартирами, домами, часть которой может быть продана. А это может быть хорошей добавкой к пенсии.

Это гораздо эффективнее, чем та тысяча рублей к пенсии, которую пообещала всем неработающим пенсионерам вице-премьер правительства Татьяна Голикова. И это еще не точно, так как подход будет индивидуальный. Но точно, что 22% пенсионеров эту тысячу не получат, так как продолжают работать по разным причинам, но большинство, думаю, по известной: трудно сводить концы с концами!

Поэтому все нынешние словесные «перлы» правительства о том, что все они делают ради людей, в частности, пенсионеров, которые будут получать достойную пенсию — сказки. Единственный шанс начать длинный путь к этому — глубокие преобразования в экономике и социальной сфере, в свете тех же Майских указов президента.

Дождались…

К сожалению, нынешнее правительство еще раз доказало, что не имеет морального права не то что на реформы, но и на банальное управление современной Россией, ибо не знает и не понимает ее.

Так уж получилось, что благодаря пропаганде и действительно недружественным, а порой откровенно хамским поступкам западных стран в отношении России, мы ждали к открытию Чемпионата мира по футболу провокаций, а от открытых врагов — преступлений различного характера.

И вот дождались… от своего же правительства, которое выступило со своими спорными и несвоевременными инициативами именно в день открытия Мундиаля в Москве!

Это выше простого понимания российского человека.

При этом правительство прекрасно знало, что в Госдуме уже месяц лежит проект меморандума КПРФ и «Справедливой России» о том, чтобы вопрос пенсионной реформы и повышений возраста выхода на пенсию не поднимать до 2030 года.

На что рассчитывают? Быстренько, под дудки, песни и крики трибун на футбольных стадионах принять непопулярные законы? На это у нас есть месяц.

Хотя уже сейчас только один из интернет-ресурсов собрал более миллиона подписей против данных законопроектов.

А сразу после Мундиаля — 28 июля — КПРФ объявляет митинг с теми же требованиями. И я уверен, коммунисты в данном вопросе будут не одиноки.

В частности, как сообщают СМИ, бизнес и профсоюзы не поддержали проект повышения пенсионного возраста: участники Российской трехсторонней комиссии (РТК) по регулированию социально-трудовых отношений не пришли к единому мнению.

Как сообщает РБК со ссылкой на утвержденный на заседании проект решения комиссии, бизнес поддержал правительственный проект только при условии предоставления расчетов и статистики, которые легли в основу законопроекта. Профсоюзы выступили против правительственной инициативы.

И это только начало…

Источник

Следующая новость
Предыдущая новость

«Металлоинвест» победил в конкурсе корпоративных проектов People Investor* В Белгородской области ежегодно исчезает более 10 км рек Первую игру 1/8 финала «Слобожанки» выиграли команды из Белгорода и Клина У нас есть предложение, от которого сложно отказаться В Белгороде запланировали построить двухуровневую развязку

Лента публикаций