15 мая Вересовку посетил министр строительства и инфраструктуры Свердловской области Михаил Волков. Он встретился с жителями пострадавшего от взрыва бытового газа дома, чтобы рассказать, что сделало областное правительство для решения проблемы полуразрушенного здания и что планирует сделать еще.
Напомним, взрыв бытового газа произошел в Вересовке в 1995 году. Тогда один подъезд пятиэтажки был практически полностью разрушен. По словам жителей, здание сразу же признали аварийным. Начали возводить дом для того, чтобы расселить частично разрушенное сооружение. Построили один подъезд — и все, деньги закончились. Но в планах, как уже рассказывал возглавлявший в те годы город Сергей Портнов, было переселить всех, а не только жильцов взорвавшегося подъезда. Но планам реализоваться было не суждено — лихие 90-е.
С тех пор вересовцы, живущие в пострадавшем доме, неоднократно пытались привлечь внимание властей к своей проблеме. Каждая новая городская власть делала вялые попытки что-то решить. Но главы города приходили и уходили, а на стенах дома разрасталась плесень, из щелей, образовавшихся после взрыва, нещадно дуло.
В прошлом году местные чиновники активизировались и перешли от бумаг и отписок к действию. Была проведена экспертиза здания. Специалисты выяснили, что дом пригоден для проживания при учете его укрепления. Причем, руководитель проводившей обследование дома фирмы «Проект 12» Станислав Анфиногенов настаивал на том, что работы необходимо производить как можно скорее.
И работы начались. Строители приступили к демонтажу разрушенного подъезда. Это вызвало шквал жалоб со стороны жителей, они опасались за собственные жизни и за сохранность имущества, говоря, что из-за демонтажных работ трещины в стенах стали увеличиваться.
— Как только начался демонтаж, я отправила обращения, куда только могла, — говорит одна из жительниц дома Татьяна Михалева, — больше никто не писал, уже надежду потеряли. Откликнулся только председатель следственного комитета РФ Александр Бастрыкин. По его распоряжению демонтаж был остановлен. К нам выехал вице-губернатор (Свердловской области, Сергей Швиндт — ред.), из областного следственного комитета.
Параллельно с этим был взят под арест начальник Управления капитального строительства Алексей Черных, который инициировал проведение экспертизы и последующих работ.
Была назначена повторная экспертиза, которая признала, что дом пригоден для проживания, далее было рекомендовано произвести демонтаж разрушенного подъезда и ремонт здания.
Несмотря на оптимистические заключения экспертов, в правительстве области решили переселить жителей пострадавшего дома в новое жилье. И даже выделили из областного бюджета порядка 92 миллионов рублей для этих целей.
Весной в Вересовке началось строительство нового дома — пятиэтажки на 45 квартир специально для тех, кто 23 года не мог решить вопрос с пострадавшим жильем.
— Сейчас строители выполняют третий этаж, — рассказывает генеральный директор компании «Стройтек» Владимир Копылов, — в середине июня мы «коробку» закончим и приступим к инженерным сетям и отделочным работам. К октябрю мы должны все работы закончить, включая благоустройство.
Михаил Волков дополнил, что по контракту с подрядной организацией, дом должен быть построен к 1 декабря, месяц уйдет на оформление документов, а к Новому году люди уже должны заехать в новый дом.
Собственники квартир получат новые квартиры в собственность, наниматели — по договору социального найма.
— Как имели, так и будут иметь, — обрисовал систему министр строительства и инфраструктуры.
Пострадавшее здание будет капитально отремонтировано и пополнит маневренный фонд города.
Жители сложившейся ситуацией в целом довольны. Однако вопросы у них по-прежнему есть.
— Своими глазами видел, что на стройке стоит помпа, которая постоянно откачивает воду из подвала, — рассказывает Андрей Кошкаров, — да, говорят, что все хорошо будет. Посмотрим, как они дренаж устроят, как что. Но сомневаюсь я что-то.
Застройщик сомнения людей пытается развеять, говоря, что наличие грунтовых вод учтено в проекте. Поэтому предусмотрено обустройство дренажа и сброс воды в реку.
Еще одна проблемная тема — плата за капремонт. Хоть дом в 1995 году и признавали аварийным, документы, подтверждающие это, куда-то исчезли. Поэтому жителям пострадавшего дома приходится платить за капремонт.
— Но мы же переедем в новый дом, куда уйдут эти деньги, — задается вопросом Татьяна Михалева.
Ответа на него пока нет. Однако, по словам жителей, их предупредили: ключи от новых квартир должники по коммуналке не получат.