«Бессмертный полк» — здесь встречаются мертвые и живые, предки и потомки. Здесь плечом к плечу идут сержанты и рядовые, командиры взводов и лейтенанты, шагают бок о бок танкисты, артиллеристы, пехотинцы, стрелки и летчики. Когда колонна движется по площади, бегут мурашки. С портретов смотрят тысячи людей. И за каждым человеком — своя история, своя драма или даже трагедия, но общая на всех — Победа.
— Это мой дедушка. Он пропал без вести в 41-м году. А призывался на фронт из Артинского района.
Сначала письма от него приходили бабушке. Такие интересные, я в детстве их читала. Они всегда начинались: «Добрый вечер» или «Добрый день». Маленькая была, не помню, про что дед писал. Только бумагу эту пожелтевшую, треугольником сложенную, помню. То, как служит, где находится, точно помню — не писал. Но читать все равно было интересно. В колонне «Бессмертного полка» я иду в третий раз.
— Это мой папа. Призвался в ноябре 41-го из Туркмении, в 42-м пропал без вести в Подмосковье. Ему было всего 33 года. Я тогда еще под стол пешком ходила. Три треугольничка писем за время его службы пришло. Первые два — из Актюбинска, а потом — из Москвы. Об этом мне старшая сестра рассказала. Я сама этого не помню, мне девять лет было всего. Письма не сохранились: мама неграмотная была, наверное, в печку сунула, нечем было растопить. В «Бессмертном полку» иду уже не первый год.
— Это мой дедушка. Ушел на фронт, когда ему было лет 16. Призвался в Первоуральске. Во время Великой Отечественной он был лейтенантом 48-й гвардейской дивизии 98-ого артиллерийского полка. Брал Кенигсберг. Он вернулся с фронта. Окончил военное училище, стал танкистом, носил звание капитана. В живых я его не застала. В семье говорили, что он очень не любил рассказывать про войну и делился воспоминаниями только в День Победы, когда в школу на встречи приглашали.
— Это наш дедушка. Призывался он из Слободо-Туринского района, из совхоза «Звезда». Служил на втором Украинском фронте в танковой бригаде. Трижды брал Орел. Был награжден медалью «За боевые заслуги». Во время тяжелого боя за Варшаву вывез четырнадцать человек, под непрерывным огнем подвозил на передний край боеприпасы. В 1943-м был контужен. Дошел до Берлина. Отмечен в Книге памяти. Он вернулся с войны. Работал в колхозе на всех работах, куда посылали. Вспоминать про войну не любил. Только в День Победы, когда отмечали очередную годовщину, мог порассказывать, прорывалось что-то у него. А так старался не вспоминать то, что было. В колонне «Бессмертного полка» мы решили пойти впервые.
— Это мой прадедушка. Ничего о нем не знаю, кроме того, что он пропал без вести. Призывался он не отсюда, а откуда-то из Сибири — это знаю. Когда наши родители родились, они уже деда не знали, поэтому нет никакой информации, только несколько фотографий осталось. Несмотря на это, решили идти в «Бессмертном полку», чтобы сохранить память и подарить своему ребенку еще один праздник.
Фото Анны Неволиной