— Смотри, какое я средство для мытья посуды купил, — обращается ко мне Владимир, близкий приятель нашей семьи. — «Эко», а это значит, не тестировалось на животных. Видишь, зайчик на упаковке, так отмечают подобную продукцию. Пока Владимир шуршит на кухне — готовит сыну на ужин стейк из лосося, тут же моет посуду — рассказывает свою историю.
Три года назад, осенью 2015-го, Владимир отказался от мяса. Просто взял и перестал есть продукты, содержащие животный белок.
— Еще со времен университета я хотел попробовать отказаться от мяса. У нас был такой предмет, «Гигиена», на лекциях по которому преподавательница нам однажды сказала, что вегетарианство — правильный образ жизни, но после того, как будет выполнена репродуктивная функция. Я не знаю, почему она так сказала, исследований, поддерживающих эту мысль, я никогда не читал, но в голову мне эта фраза запала. После того, как я выполнил репродуктивную функцию (смеется), отказался от мяса. Всегда хотел, но опасался просто, — поясняет Владимир.
Раньше Владимир был довольно крупным мужчиной — еще в 2012 году он весил на 7 килограммов больше, чем сейчас. Для его комплекции это — ощутимая нагрузка. Как рассказывает врач (по профессии Владимир — анестезиолог), его не беспокоил внешний вид, но за здоровье переживания посещали: по мужской линии в роду Багиных был распространен диабет. Сначала Владимир отказался от сладкого — перестал добавлять сахар не только в чай, но и ограничил себя в кондитерских изделиях и прочем.
Снизил вес, но мысль о том, что можно сделать для здоровья больше, не покидала.
— Есть исследования, показывающие, что отказ от мяса снижает риски очень многих заболеваний. Даже не связанных, казалось бы, с употреблением животного белка. Логично, что снижаются риски, например, гипертонической болезни, ишемической болезни сердца, цереброваскулярной болезни, многих злокачественных заболеваний, очень многих. Не только ЖКТ. Но почему это же касается и диабета, рака молочной железы — никто точно сказать не может. Я должен сказать, что мало кто знает, но ВОЗ два или три года назад, я не помню точно, внесло красное мясо, мясо млекопитающих, в список канцерогенов, — объясняет Владимир свою позицию с научной точки зрения.
Отказ от мяса стал логичным продолжением борьбы за отличное самочувствие и состояние организма.
Так выглядел Владимир Багин до того, как отказался от мяса.
Владимир не фанатик — в семье Багиных только он питается без мяса и рыбы; эко-средство для мытья посуды было куплено по случаю, акция в магазине была; обувь из кожи носит; ест даже в обычных столовых.
— Проблема в том, что мы живем в традиционном укладе. Мама сварила борща три литра, и все его едят. И ты ешь — как тут откажешься. Но когда ты живешь в своей собственной семье или, тем более, если ты живешь один — студент, холостяк — никаких сложностей с этим нет. Ты просто перестаешь есть пельмени, ешь салат. Да, питаться так недешево. Требуется разнообразие — ты же не будешь весь день кашу есть. Поскольку я — не строгий веган, я ем яйца и молочную продукцию, с утра могу сварить кашу, например, в обед — вегетарианские супы, гречневую кашу, отварные овощи. В больнице, где я работаю, найти блюда без мяса — не проблема. Конечно, они не очень вкусные, но есть. Вечером мы всей семьей можем сделать все, что угодно — вегетарианскую пиццу, бургеры, котлетки из бобовых, фалафель, авокадо, пельмени, на худой конец. Я с детства люблю капустные. Сейчас в России идет пост, и проблем нет с ингредиентами и даже готовыми блюдами. Все в тренде — в каждом магазине есть продукты, подходящие вегетарианцам.
Даже колбаса и сосиски — на соевом или пшеничном белке. Не сказать, что по вкусу похожи на мясо, но иногда поесть можно. Например, для выезда на природу, на шашлыки, подходят, — говорит Багин.
Такие разные вегетарианцы Есть несколько классов людей, которые отказываются от мяса: первые — лактовегетарианцы. Они не едят мясо и рыбу, морепродукты. Есть веганы, которые не едят продукты животного происхождения вообще, включая мед. Есть совсем радикальные персонажи — сыроеды. Есть еще более узкая каста — фруктоеды. Кроме того, существует еще один класс — песко-вегетарианцы. Это люди, которые не едят мясо, птицу, но едят рыбу. Наукой доказано, что самая высокая продолжительность жизни именно у этого типа вегетарианцев. Кстати, из рыбы, овощей и фруктов состоит рацион жителей Средиземноморья
Отдельная тема — окружающие. Владимир признается, что знакомые, с которыми он пересекается на праздниках и выездах на природу, не всегда понимают и принимают его систему питания.
— Проблема, в основном, в общении. Я не навязываю никому своих взглядов, но люди все равно не понимают, за дурака принимают, хотя меня сложно принять за глупого человека (смеется). С теми, кто начинает меня учить по поводу вегетарианства, спрашивать, зачем мне оно, разговор короткий. Я никому ничего не доказываю. Близкие меня понимают, поддерживают — это главное. Супруга не хочет ко мне присоединиться, и я отношусь к этому нормально — она взрослый человек, и вольна поступать, как считает нужным.
Владимир подчеркивает: вегетарианство подходит не для каждого.
— Никто не изучал из этических соображений вегетарианский образ жизни ни у детей, ни у беременных, ни у кормящих матерей. Соответственно, никто не может сказать, хорошо это или плохо, таких данных нет. Я знаю, что в России есть исследования, куда набирают детей-вегетарианцев — тех, кто не питается продуктами с животным белком по воле родителей. Есть такие мамы, которые хотят, чтобы их дети не ели мясо. Но их в России очень мало. Как правило, это этические вегетарианцы. Они вправе выбирать образ жизни своих детей, они же их родили, но никто не знает, полезно это или нет.
Полезно ли для взрослых — скорее всего да, но точно я не знаю. Мой опыт и организм говорят, что для меня — да.
Разные пути к вегетарианствуВсех вегетарианцев условно можно разделить на две группы: одни отказываются от белка животного происхождения по этическим соображениям, вегетарианство для них — как сопротивление злу. Вторые — по причине бедности, например, не едят мяса. Много таких живет в Индии, в Китае. Известно, что у китайцев продолжительность жизни больше, чем у нас. У большей части индийцев — тоже. Сложно сказать, только ли отказ от мяса так влияет на здоровье. Это трудно доказать научно, но тем не менее.
Владимир считает, что Россия еще далека от того, чтобы признать вегетарианство:
— Та же новость о том, что ВОЗ причислила красное мясо к канцерогенам, она преимущественно была опубликована на сайте американских и европейских газет на английском языке. Неудивительно, что проскочила она практически незамеченной, потому что большая часть народа не готова ее принять даже в цивилизованных богатых странах, в России — и подавно. Кроме того, большинство русских это и прочитать не сможет просто.
Я уверен, что чем богаче страна, чем образованнее там люди, тем больше вегетарианцев там есть. В богатых европейских странах их количество доходит до 10% от числа жителей. Известно, что среди тех, кто отказался от мяса и рыбы, гораздо больше людей образованных и с более высоким индексом интеллекта. Но что влияет, вегетарианство на индекс интеллекта или наоборот, не доказано. Я думаю, что наоборот, — чем образованнее человек, чем больше читает, тем вероятнее, что он откажется от животного белка.
России пока как до Луны пешком до распространения этой культуры. Но, в любом случае, мы к этому придем.
Слово «менталитет» я не очень люблю, но без него будет сложно объяснить. У нас, у русских людей современных, очень мало ценят свою жизнь. Немногие хотят жить долго, так и говорят. Мол, родил детей и ладно. Я знаю мужчин, которые в 40 с небольшим лет, считай, почти мои ровесники, выглядят как развалюхи. А в 60 лет мужики уже инвалиды. И у них нет никакого смысла жизни. Они не хотят детей замуж выдать или женить, дождаться внуков, выучить их, им это не интересно. Потому что обесценилась жизнь. Это плохо. Жизнь должна очень дорого цениться. Для этого государство должно повышать уровень жизни, чтобы люди начали ценить самое дорогое, что у них есть.
Важно знатьКанцероген — факторы окружающей среды или вещества, воздействие которых на организм человека или животного повышает вероятность возникновения злокачественных опухолей.